Слова одинаковые, но разные
план-конспект
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова одинаковые, но разные»
Дидактическая цель: создать благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей через упражнения в угадывании слов-омонимов по различным признакам предметов или понятий; воспитания у обучающихся интереса к русскому языку; работать над расширением словарного запаса; обогатить знания детей о самолётостроении.
Планируемые результаты:
Предметные: демонстрируют умения выполнять упражнения, связанные, с словами-омонимами; умеют выполнять алгоритм конструирования.
Метапредметные:
Познавательные: выполняют самостоятельно операции анализа, сравнения и аналогии.
Регулятивные: выполняют операции конструирования с соблюдением техники безопасности; удерживают цель деятельности до получения результата.
Коммуникативные: осуществляют продуктивное взаимодействие в микро группе по правилам групповой работы; грамотно выстраивают речевые конструкции.
Личностные: понимают значимость личностного участия в коллективном труде, достижении общей цели; проявляют личностное отношение к результатам деятельности.
Материально-техническое обеспечение: ПК, интерактивная доска, раздаточный материал, конструктор LEGO.
Литература:
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: ВентанаГраф, 2011. –168 с
- Персидская, И.В. Классные часы в 1-4 классах. – Изд.: Учитель, 2018. – 249 с.
- Симонова, И.О. Детские праздники. Сценарии, игры, конкурсы. – Изд.: Учитель, 2017. – 89 с.
- [Электронные ресурсы] – http://infourok.ru, http://nsportal.ru, https://www.maam.ru
Сценарий занятия:
- Подготовительный этап
- Организационно-подготовительный этап
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Николаевна и я сегодня проведу у вас занятие. Ребята, посмотрите, у меня в руках шкатулка. Я не могу её открыть. В чем дело? А, вот и записка... Что же в ней…?
«Ребята, эта шкатулка не простая, Вы сможете узнать, что в ней находится, если преодолеете все препятствия на вашем занятии. Сегодня необычное занятие, вам предстоит познакомиться с волшебными словами, которые ещё называют слова - близнецы.»
- Вы готовы справиться со всеми трудностями, чтобы узнать, что находится в шкатулке?
- Открытие темы и целей занятия
- Посмотрите на доску.
замок – замок
стрелки – стрелки
кружки – кружки
- Что вы видите на доске?
- Слова одинаковые? (дети: Есть одинаковые, есть разные)
- Значит на нашем занятии мы с вами будем говорить о чём? (дети: О словах одинаковых и разных)
- Кто знает, как называются эти слова?
- Слово "омоним" произошло от двух греческих слов: Омос – "одинаковый", Онима – "имя". Эти слова одинаково звучат и пишутся, но называют предметы и явления, ничем не связанные между собой, разные.
- И так, ребята, чем мы будем сегодня заниматься?
- Поставьте каждый перед собой цель на сегодняшнее занятие.
- Диагностический этап
- Беседа о самолётах
- На каком виде транспорта можно в кратчайший срок преодолеть большое расстояние?
- Скажите, а где создаются самолеты?
А сейчас, я предлагаю вам стать сотрудниками авиационного завода и попробовать себя в роли авиаконструкторов.
- Кто такой конструктор?
КОНСТРУКТОР – специалист, который создает конструкцию какого-нибудь сооружения, механизма (одно из значений).
- Чтобы стать авиаконструктором нужно много знать о самолетах. Давайте вспомним.
- Какие виды самолетов по назначению вы знаете? (военные, гражданские)
- А кто знает, что означают большие буквы и цифры на самолёте Российского производства? Буквы на самолете означают первые буквы фамилии конструктора. Например, Ту – этот самолет сконструировал советский учёный и авиаконструктор Туполев Андрей Николаевич. А цифры означают номер модели, которая готова служить людям, например, Ту – 154. А какие марки самолетов вы еще знаете? (ИЛ-62 (Советский авиаконструктор Ильюшин Сергей Владимирович), ЯК-40 (Советский авиаконструктор Яковлев Александр Сергеевич))
- Основной этап
- Конструирующий этап
- Сбор лего-робота «Самолет»
- Вы прошли собеседование и можете стать авиаконструкторами. Сегодня мы с вами будем конструировать свой самолет, который поможет нам доставить ключ от шкатулки.
- Перед началом работы давайте вспомним правила техники безопасности. (на столах лежат памятки)
- Для того, чтобы получить часть самолёта, вам необходимо справиться с заданиями.
2) Задание "Загадай слово".
- Сейчас я покажу одному из вас картинку, на которой изображено слово-омоним. Этот человек должен объяснить ребятам это слово, не называя его: коса.
Например: Это сделано из металла, им можно шить, это бывает у ежа, у ели. (иголки);
- Вы отлично справились с заданием и получаете первую часть самолета – фюзеляж.
3) Расшифруй слово (интерактивное задание)
- Обратите внимание на экран. Ваша задача понять, что объединяет картинки, выйти к доске и написать это слово
- Молодцы. Вы правильно справились с заданием и получаете еще одну часть – хвост самолета.
4) Работа в группах
- Сейчас вы поработаете в группах. Вы уже знаете, как нужно работать, но я предлагаю вам еще раз вспомнить, правила работы в группах лежат у вас на столах. На карточках написаны предложения. У каждой группы они разные.
А теперь внимательно послушайте задание. Вам нужно:
- прочитать предложения;
- подчеркнуть омонимы;
- сделать так, чтобы стал понятен их смысл;
- Что для этого нужно сделать? (Поставить ударение)
1г. В вазе гвоздики. В ящике гвоздики.
1г. Солнце село за горой. Я пойду в село домой.
1г. Для стряпни нужна мука. Для лодыря наука, одна сплошная мука.
2г. Полки книгами полны. В бой с утра идут полки.
2г. Врач сказал, что у меня воспаленье уха. В котелке кипит уха.
2г. Гусята двигались пища. Уже готова пища.
- Вы большие молодцы, каждая группа получает часть от самолёта, а именно - крыло.
- Систематизированный этап
– Мы собрали самолет и теперь его нужно испытать, для того чтобы запустить в производство. Чтобы самолет взлетел его нужно запрограммировать. Составить программу для самолета вы сможете если верно соотнесете картинки-омонимы. Порядок ответов укажет вам на порядок составления программы.
Итак наш самолет взлетел, а это значит вы верно справились с поставленной задачей и он не только прошел испытания для запуска в производство , но возвратившись привез нам ключ от шкатулки.
- Давайте же наконец её откроем. Все преграды вы преодолели и наша шкатулка открылась. А что же в ней ? Сувениры. В память о нашем занятии, я бы хотела вручить вам медали.
Итоговый этап
- Аналитический этап
-Вы очень хорошо и дружно работали сегодня.
-Вспомните цель, поставленную в начале занятия.
-Ребята, как вы думаете, мы достигли результата занятия?
2.Рефлексивный этап
- Я предлагаю вам выбрать один из цветов самолёта:
красный – мне было не интересно;
желтый – мне было трудно;
зеленый – мне было интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова"
Девиз урока: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда....
Урок по теме "Слова, которые выражают разные чувства" (2 класс, УМК "Школа 2100")
Поурочное планирование...
Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)
Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...
Одинаковые цепочки. Разные цепочки (урок информатики в 3 классе)
Педагогические задачи: расширять представление об изучаемом предмете; показать, какие цепочки можно считать одинаковыми, а какие являются разными; учить находить одинаковые цепочки, соединять и...
Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов» на тему "Слова одинаковые, но разные"
Данное внеурочное занятие актуально тем, что направлено на развитие языковой интуиции и ориентирования обучающихся в пространстве языка и речи, развитие устойчивого познавательного интереса к русскому...
Внеклассное занятие по русскому языку "К словам разнообразным, одинаковым, но разным"
На внеклассном мероприятии дети знакомятся с многообразием и богатством русского языка на примере слов- омонимов, омофонов, омоформ. Предназначено для учеников 4 класса...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...