Рабочая программа " Азбука дорожного движения"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы__________ М. Е. Дубинская
Приказ № __________________
от «_____» ______________20_______г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно - оздоровительному направлению
«Азбука дорожного движения »
3 класс
Составитель: учитель начальных классов
Голубева Ольга Владимировна
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011г
Целью внеурочной деятельности (кружка) является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
- развитие творческих способностей;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Общая характеристика программы
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная. К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС, относится способность к решению учебно - практических и учебно-познавательных задач на основе:
− системы знаний о природе, обществе, человеке; умений учебно-познавательной и практической деятельности;
− коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках занятий кружка «Я — пешеход и пассажир». Несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам приводит к многочисленным потенциально опасным ситуациям на дорогах. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса внеурочной деятельности в начальной школе. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Место курса в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом МОУ Юрцовской СОШ занятие по программе в 3 классе проводится 1 час в неделю. Общее количество часов в год – 35 ч, а
авторская программа рассчитана на 30 часов, поэтому количество часов в рабочей программе увеличено на 5 ч:
- 1 час добавлен в раздел «Ориентировка в окружающем мире»;
- 2 добавлено часа в раздел «Ты - пешеход»;
2 часа добавлено в раздел «Ты - пассажир».
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Личностные:
Ученик научится:
- принимать образ «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установке на здоровый образ жизни;
- уважительному отношению к другим участникам дорожного движения;
- осознавать ответственность человека за общее благополучие;
Ученик получит возможность научиться:
- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственная отзывчивости;
- положительной мотивация и познавательному интереус к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
-способности к самооценке;
- начальным навыкам сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
Ученик научится:
- навыкам контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умению ставить и формулировать проблемы;
Ученик получит возможность научиться:
- навыкам осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установлению причинно-следственных связей;
Регулятивные:
Ученик научится:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
Ученик получит возможность научиться:
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
Ученик научится:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы; обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
Ученик получит возможность научиться:
- слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Содержание программы 3 класс
Ориентировка в окружающем мире
- Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
- Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Ты — пешеход
- Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
- Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
- Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
- Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир
- Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
- определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
- определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
- находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
- объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина)
Учебно -тематический план 3 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 6 ч |
2 | Ты пешеход | 20 ч |
3 | Ты пассажир | 9 ч |
Итого: | 35 ч |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Сроки прохождения | Форма проведения | |
Планируемые сроки прохождения программы | Фактическая дата | ||||
Ориентировка в окружающем мире 6ч | |||||
Будем осторожными. | 1 | 03.09 | занятие - практикум | ||
О безопасном поведении на дорогах. | 1 | 10.09 | круглый стол | ||
Что такое ДТП? Причины ДТП. | 1 | 17.09 | просмотр презентации | ||
Виды транспорта. Классификация транспортных средств. | 1 | 24.09 | игра | ||
Спецтранспорт и его назначение. | 1 | 01.10 | просмотр презентации | ||
Профессии на транспорте. Правила поведения в транспортном средстве. | 1 | 15.10 | обзорное занятие | ||
Ты – пешеход 20 ч | |||||
Какие бывают дороги. | 1 | 22.10 | занятие - практикум | ||
Движение на загородной дороге | 1 | 29.10 | экскурсия | ||
Правила пешехода | 05.11 | ролевая игра | |||
Улица в часы пик и при спокойном движении. | 1 | 12.11 | обзорное занятие | ||
Просёлочная дорога и шоссе. | 1 | 26.11 | экскурсия | ||
Перекресток и автомагистраль Внимание! Перекрёсток! | 1 | 03.12 | занятие - практикум | ||
Дорожные знаки. Классификация знаков дорожного движения. | 1 | 10.12 | просмотр видеофильма | ||
Команды светофора. Сигналы регулировщика. Викторина «Светофор и дорожные знаки». | 1 | 17.12 | викторина | ||
«Письмо водителю» | 1 | 24.12 | практическое занятие | ||
Викторина «Правила знаем – бед избегаем!». | 1 | 31.12 | викторина | ||
Ты- велосипедист | 1 | 14.01 | игровое занятие | ||
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке | 1 | 21.01 | занятие- практикум | ||
Населённый пункт. Дорожные знаки, обозначающие населённый пункт. | 1 | 28.01 | экскурсия | ||
Викторина «Спрашиваем – отвечай». Правила движения пешеходов по загородному шоссе. | 1 | 04.02 | викторина | ||
Внимание! Железнодорожный переезд! | 1 | 11.02 | беседа - практикум | ||
Дорожные знаки, регулирующие движение на железнодорожном переезде. | 1 | 18.02 | просмотр презентации | ||
Особенности движения в трудных условиях( дождь, туман, гололёд). | 1 | 03.03 | просмотр презентации | ||
. Жилая зона. | 1 | 10.03 | обзорное занятие | ||
Беседа с сотрудником ГИБДД. Мы ориентируемся на местности. | 1 | 17.03 | встреча | ||
Труд водителя. Опасные ситуации на дороге. Тормозной путь. | 1 | 24.03 | обзорное занятие | ||
Световые сигналы автомобиля. Направление движения автомобиля. | 1 | 31.03 | занятие - практикум | ||
Ты – пассажир 9 ч | |||||
Случай на дороге. | 07.04 | круглый стол | |||
Опасные ситуации на дороге. | 1 | 21.04 | просмотр презентации | ||
Причины дорожных аварий. | 1 | 28.04 | круглый стол | ||
Ограничительная линия и эскалатор в метро. | 1 | 05.05 | обзорное занятие | ||
Правила поведения в метро. | 1 | 12.05 | ролевая игра | ||
Составление памятки «Правила поведения в транспорте». | 1 | 19.05 | занятие - практикум | ||
34,35 | Подведение итогов: «Правила движения достойны уважения». | 2 | 26.05 | игра |
Учебно – методическая литература:
1.Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2012. – 192 с.
2.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2004.- 192 с.
3.Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. –Волгоград: Учитель, 2006.-104 с.
«Согласовано»
ШМО учителей начальных классов
Протокол № _________________
Руководитель ШМО ___________________ Н.М. Мартынова
«__________»_______________________2019 года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ____________________Т.А. Бухарова
«__________»_______________________2019 года
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу:
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Азбука дорожного движения"
Рабочая программа 1-4 класс и КТП....
Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" 4 класс
Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения . На её реализация отводится 34 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП КРУЖКА "АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП КРУЖКА "АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" 1 КЛАСС...
Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использован...
Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения"
quot;Азбука дорожного движения"...
Рабочая программа внеурочной деятельности. «Азбука дорожного движения»
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Правила дорожного движения"
В современных условиях увеличилась интенсивность дорожного движения, но отстает транспортная культура и дисциплина участников дорожного движения. Среди всех участников дорожного движения: водителей, п...