Рабочая программа " Азбука дорожного движения"
рабочая программа (3 класс)

Голубева Ольга Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_dorozhnogo_dvizheniya_3_klass_2019.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Юрцовская средняя общеобразовательная школа

                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                     Директор  школы__________ М. Е. Дубинская

                       Приказ № __________________

                                     от «_____» ______________20_______г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по спортивно - оздоровительному направлению

«Азбука  дорожного движения »

 3 класс

Составитель: учитель начальных классов  

Голубева Ольга Владимировна

2019  год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  спортивно – оздоровительного направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы)  Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011г

Целью внеурочной деятельности (кружка)  является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи программы:

-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;

-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

-обучение школьников ПДД;

- развитие творческих способностей;

-привитие первичных навыков оказания  первой медицинской помощи при ДТП;

- формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

- развивать мотивацию к безопасному поведению;

- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.

Общая характеристика программы

 На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная. К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС, относится способность к решению учебно - практических и учебно-познавательных задач на основе:

системы знаний о природе, обществе, человеке;  умений учебно-познавательной и практической деятельности;

 коммуникативных и информационных умений;

- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

     Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках занятий кружка «Я — пешеход и пассажир». Несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам приводит к многочисленным потенциально опасным ситуациям на дорогах. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса внеурочной деятельности в начальной школе. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Место курса в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом МОУ  Юрцовской СОШ занятие по программе  в 3 классе проводится 1 час  в неделю. Общее количество часов в год – 35 ч, а

     авторская программа рассчитана на 30 часов, поэтому количество часов в рабочей программе увеличено на  5 ч:

  • 1 час добавлен  в раздел «Ориентировка в окружающем мире»;  
  • 2 добавлено часа в раздел «Ты - пешеход»;

2 часа добавлено в раздел «Ты - пассажир». 

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

 

Личностные:

Ученик научится:

- принимать образ «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установке на здоровый образ жизни;

- уважительному отношению к другим участникам дорожного движения;  

- осознавать  ответственность человека за общее благополучие;

Ученик получит возможность научиться:

- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственная отзывчивости;

- положительной мотивация и познавательному  интереус к занятиям по программе  «Ты -  пешеход и пассажир»»;

-способности к самооценке;

- начальным навыкам сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

Ученик научится:

- навыкам контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

- умению ставить и формулировать проблемы;

Ученик получит возможность научиться:

- навыкам осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установлению причинно-следственных связей;

Регулятивные:

Ученик научится:

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать  предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

 Ученик получит возможность научиться:

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

-  соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

Ученик  научится:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы; обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;  предлагать помощь и сотрудничество;

 Ученик получит возможность научиться:

- слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению;

-формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Содержание программы 3 класс

Ориентировка в окружающем мире

  • Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
  • Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход

  • Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
  • Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
  • Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
  • Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

  • Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

Универсальные учебные действия:

1.        Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
  • определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2.        Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
  • определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
  • находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
  • объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
  • выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
  • самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина)

Учебно -тематический план 3 класс

Название раздела

Количество часов

1

Ориентировка в окружающем мире

6 ч

2

Ты пешеход

20 ч

3

Ты пассажир

9 ч

                                                                                      Итого:

35 ч

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

и тем

Кол-во часов

Сроки прохождения

Форма проведения

Планируемые сроки прохождения программы

Фактическая дата

Ориентировка в окружающем мире 6ч

Будем осторожными.

1

03.09

занятие - практикум

О безопасном поведении на дорогах.

1

10.09

круглый стол

Что такое ДТП? Причины ДТП.

1

17.09

просмотр презентации

Виды транспорта. Классификация транспортных средств.  

1

24.09

игра

 Спецтранспорт и его назначение.

1

01.10

просмотр презентации

Профессии на транспорте. Правила поведения в транспортном средстве.

1

15.10

обзорное занятие

Ты – пешеход 20 ч

Какие бывают дороги.

1

22.10

занятие - практикум

Движение на загородной дороге

1

29.10

экскурсия

Правила пешехода

05.11

ролевая игра

Улица в часы пик и при спокойном движении.

1

12.11

обзорное занятие

Просёлочная дорога и шоссе.

1

26.11

экскурсия

Перекресток и автомагистраль Внимание! Перекрёсток!

1

03.12

занятие - практикум

Дорожные знаки. Классификация знаков дорожного движения.

1

10.12

просмотр видеофильма

Команды светофора. Сигналы регулировщика. Викторина «Светофор и дорожные знаки».

1

17.12

викторина

«Письмо водителю»

1

24.12

практическое занятие

Викторина «Правила знаем – бед избегаем!».

1

31.12

викторина

Ты- велосипедист

1

14.01

игровое занятие

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке

1

21.01

занятие- практикум

Населённый пункт. Дорожные знаки, обозначающие населённый пункт.

1

28.01

экскурсия

Викторина «Спрашиваем – отвечай». Правила движения пешеходов по загородному шоссе.

1

04.02

викторина

Внимание! Железнодорожный переезд!

1

11.02

беседа - практикум

 Дорожные знаки, регулирующие движение на железнодорожном переезде.

1

18.02

просмотр презентации

Особенности движения в трудных условиях( дождь, туман, гололёд).

1

03.03

просмотр презентации

. Жилая зона.

1

10.03

обзорное занятие

Беседа с сотрудником ГИБДД. Мы ориентируемся на местности.

1

17.03

встреча

Труд водителя. Опасные ситуации на дороге.  Тормозной путь.

1

24.03

обзорное занятие

Световые сигналы автомобиля. Направление движения автомобиля.

1

31.03

занятие - практикум

Ты – пассажир  9 ч

Случай на дороге.

07.04

круглый стол

Опасные ситуации  на дороге.

1

21.04

просмотр презентации

Причины дорожных аварий.

1

28.04

круглый стол

Ограничительная линия и эскалатор в метро.

1

05.05

обзорное занятие

Правила поведения в метро.

1

12.05

ролевая игра

Составление памятки «Правила поведения в транспорте».

1

19.05

занятие - практикум

34,35

Подведение итогов: «Правила движения достойны уважения».

2

26.05

игра

Учебно – методическая литература:

1.Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2012. – 192 с.

2.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2004.- 192 с.

3.Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. –Волгоград: Учитель, 2006.-104 с.  

«Согласовано»

ШМО учителей начальных классов

Протокол    № _________________

Руководитель ШМО  ___________________ Н.М. Мартынова

«__________»_______________________2019 года

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР   ____________________Т.А. Бухарова

«__________»_______________________2019 года

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу:

Дата

Содержание

Причина

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Азбука дорожного движения"

Рабочая программа 1-4 класс и КТП....

Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" 4 класс

Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения  . На её реализация отводится 34 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП КРУЖКА "АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП КРУЖКА "АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" 1 КЛАСС...

Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников.  Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использован...

Рабочая программа "Правила дорожного движения"

В современных условиях увеличилась интенсивность дорожного движения, но отстает транспортная культура и дисциплина участников дорожного движения. Среди всех участников дорожного движения: водителей, п...