Лети, лети, лепесток...
план-конспект занятия (3 класс)

Чувахина Светлана Владимировна

Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leti_leti_lepestok.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 «Лети, лети лепесток»

Цель занятия:

Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сегодня мы проведем необычный урок.

Как вы думаете, почему он называется «Самый большой урок в мире?» (обучающиеся предлагают варианты).

Он так называется потому, что впервые в истории нашей планеты один и тот же урок проходит сразу в более чем ста странах мира! Не только у нас здесь, в России, но и в Бразилии, в Великобритании, в ХХХХХХХХ

 И я вас приглашаю принять участие в «Самом Большом Уроке в Мире».

II. Сообщение темы занятия.

Кто из вас знает что такое притча?

Посмотрите и послушайте внимательно притчу «Шрамы на душе» и подумайте, чему она учит.

А каким ещё должен быть человек по отношению к другим людям?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, позитивные качества характера, доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

III. Работа над содержанием слова «толерантность»

Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.

Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ) (слайд 1)

А кто из вас может объяснить значение этого слова?

Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.
- Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

(слайд 2)

--терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

--справедливость

--совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

-сострадание

-уважение себя, мнений и поступков других людей

--сдержанность (отсутствие агрессии)

-прощение

--принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

-милосердие (учитывать настроение окружающих)

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

V. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

(слайд 3)

- Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

- Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

- Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).

- Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).

- Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).

- Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).

- Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).

- Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).

- И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

- Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

(слайд 4)

- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно, самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание? (Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все).

- Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

- О каких людях я спрашиваю?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).

Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

(слайд 5)

VI. Работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы по цветам. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?»

1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?

Могут ли сами перейти через дорогу?

Могут ли обойти препятствие на дороге?

Могут ли читать книги?

Могут ли быть изобретателями и учёными?

Могут ли заниматься спортом?

Могут ли учиться в обычной школе?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?

Могут ли заниматься спортом?

Могут ли быть учёными?

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?

Могут ли быть изобретателями, учёными?

Могут ли быть артистами?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли пользоваться общественным транспортом?

Могут ли беспрепятственно ходить на работу?

Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?

Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

Могут ли заниматься спортом и в каким видом?

Могут ли быть артистами кино?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

(слайды 6, 7, 8)

Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? (Ответ: очки, азбука Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.

Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. (слайд 9) По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа) (слайд 10)

Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас? (Ответ: слуховой аппарат, азбука жестов).

Азбука жестов – это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.  (слайд 11)

Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (Ответ: электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).

(Выслушиваются ответы детей, их дополнения).

Итак, ребята, вы увидели, что люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко (слайд 12)

VII. Сообщения  о героизме людей с ограниченными возможностями.

Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.

Презентация о великих людях (слайды 13, 14, 15, 16)

VIII. Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека.

Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

(Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся новый цветик-семицветик)

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

Крепится 3 лепесток – «понять» проблему человека.

А как можно понять проблему другого?

В этом нам поможет игра «Слепой и поводырь».

Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким, какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5 лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Крепится 6 лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен.

Крепится 7 лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

IX. Итог занятия.

Счастье – это когда тебя понимают.  (слайд 17) Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

      Мы увидели, что люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые и т.п.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данного вопроса.

На каждого ученика листочки, ручки, макет нового цветика-семицветика(середина, 7 лепестков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник"Лето, лето - красота!"

Развлекательно – познавательная программа для детей  младшего школьного возраста (1  класс). Проводится в конце учебного года.Класс празднично украшен. На доске три картины лета: на лугу, на...

" Лето, лето, мы рады тебе!"

Итоговое собрание - праздник для родителей и детей...

Лето! Ах, лето! Лето теплое кончилось...

Лето! Ах, лето! Лето теплое кончилось...Но остались детские сочинения-сообщения о том, как ходили в лес, ездили на конеферму в с. Дмитриевка, посетили храм Дмитрия Солунского, гд...

Проект Лети, лети лепесток

"Проект Лети, лети лепесток" (здоровьесберегающие технологии )описание и планирование проектной деятельности...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия с педагогом-психологом с использованием музыкотерапии и танцевально-двигательной терапии «Летал, летал воробей.....»

Данная разработка предназначена для учащихся с нарушениями слуха. Задачи: познакомить   с народной песней «Летал, летал воробей.....», научить движениям танца и пе...

Урок изобразительного искусства в 3 классе( перспектива) на тему: «Лети, лети, бумажный змей!».

Урок изобразительного искусствав 3 классе( перспектива) на тему: «Лети, лети, бумажный змей!». по программе:«Изобразительное искусство и художественный труд» (Т....

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)» (УМК "Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование у...