ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
методическая разработка (3 класс) на тему

Клокова Ирина Ивановна

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_praktike.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация взаимодействия участников образовательного процесса в работе по развитию творческих способностей детей и подростков»

                                                              Клокова Ирина Ивановна

 

Мичуринск

2017

Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.  Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка. Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая.

Сущность понятия – способности.

 

 Под способностями понимаются индивидуально – психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.

Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы ( в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выготскому).

 Определение: “ Способности” = психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности.

Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность” рассматривается так: способность – природная одаренность талантливость.

 В “ Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся

условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.

  В “Педагогической энциклопедии” способность рассматривается как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычно способность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разным видами труда к психо – физиологическим особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре.

Способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей. Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.

 В “Философском словаре” способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющими у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.

В истории философии способность в течение длительного периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный, уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.

Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей и конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.

В учебнике “Психология” (по редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова) дано несколько определений способностей

1.Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии.

2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., является употребимым и в настоящее время.

3.Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение наиболее распространенное.  

Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется.

Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности..Мы поддерживаем их у себя и развиваем дальше. Наша успешная деятельность зависит не от какой – либо одной, а от сочетания различных способностей, при чем это сочетание, дающее один и тот -же результат. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

 Способности - это индивидуально – психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности - индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого /длинные, гибкие пальцы пианиста или высокий рост баскетболиста не являются способностями/.

К способностям относятся (музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость цветоразличения для художника – живописца).

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения ) способностями являются и более сложные индивидуально - психологические особенности. Они включают эмоционально - волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким – либо частным психическим проявлениям (математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

Любая деятельность требует от человека не одной частной способности, а ряда взаимосвязанных способностей.

Недостаток, слабое развитие какой – либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других.

Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Способности – прижизненное, а не врожденное образование. В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникли новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникали новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.

В психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие способности.

Общие – включают в себя (успехи человека в самых различных видах деятельности) умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.

Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой–нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно- изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Специальные – определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых нужны задатки и их развитие / музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные /.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.

А нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно – теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Эти способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие – отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействие с людьми, предметно - деятельностные, или предметно – познавательные.

К ним относится речь как средство общения ( ее коммуникативные функции) Межличностное восприятие и оценивание людей, социально – педагогическая адаптация к различным ситуациям: входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Отсутствие у человека таких способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

В становлении способностей к общению можно выделить этапы формирования, свои специфические задатки. К ним относится врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери (комплекс оживления), способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей и следовать в общении к определенным социальным нормам /способность общаться с людьми вести себя, чтобы быть принятым, убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей/.

К общим умственным способностям относят например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико – синтетической деятельности, сосредоточенное внимание

Высокий уровень развития способностей называют талантом.

Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий.

Развитие талантов решающим образом зависит от общественно - исторических условий. Классовое общество тормозит развитие талантов среди представителей эксплуатируемых классов. И если даже в подобных условиях народ дал немало выдающихся талантов ( М.В.Ломоносов – сын рыбака – помора, Т.Г. Шевченко – сын крепостного крестьянина, изобретатель паровоза Стефенсон - сын рабочего ), то это говорит лишь о том, насколько талантлив народ, насколько велики возможности трудящихся.

Следовательно, можно утверждать, что познавательные способности, которых требует современная школа, правомерно считать родовыми общечеловеческими. Эти способности - такие же, признаки принадлежности к человеческому роду, как и органы чувств человека, активность его мышц и т.д. Если среди школьников наблюдается мало или вовсе не успевающие, это нужно объяснить тем, что некоторые методики обучения не активизируют родовых способностей, не формируют их, подобно тому, как есть дети, которые не могут проявлять силу своих мускулов, свою физическую ловкость из-за неподготовленности к их применению. Никто, как правило, не должен отставать в учении. Если же таковые в школе есть, то только потому, что они оказались неготовыми к обучению: одни из-за недостаточности своих предыдущих знаний, другие из-за неумения использовать свои родовые способности в учебной деятельности.

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки.

Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств (Б.М.Теплов,

С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.М.Гуревич, А.В.Родионов,Н.С.Лейтес и другие).

 Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников.  

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового ).

Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Так в рамках реализации программы по литературному чтению работа учителя начальных классах должна быть направлена не только на формирование навыков чтения, но и на: развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся, обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребенка.

В то же время выбор форм, методов, средств для решения обозначенных задач у учителей начальных классов традиционно вызывают затруднения.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить

в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как “…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно ( иногда и объективно) новое”

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание    

 требования к творческим заданиям:

соответствие условий выбранным методам творчества;

возможность разных способов решения;

учет актуального уровня решения;

учет возрастных интересов учащихся.

Учитывая эти требования, мы выстроили систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностные и результативные компоненты.

 Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки природоведения, экологической культуры. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. Мы стремились имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.

На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста.

 

 Между тем, для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее – является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для системы творческих заданий нами учитывались два фактора:

-То, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,

-Творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы

Роль  взаимодействия с родителями в развитии творческих способностей учащихся начальной школы.

I.“Конвенция ООН о правах ребенка” помогает правильно определить роль сторон, участвующих в воспитании подрастающего поколения. Так в ст. 27 п. 2 и 3 говорится: «Родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий жизни, необходимых для развития ребенка»; а «Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права…»

Иначе, родители – главные воспитатели, а государство, в лице школы и других общественных институтов, призвано помочь родителям в воспитании детей.

Сегодня мало использовать традиционные формы работы с семьей. Современная жизнь диктует новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и родителей:

-Семья для педагогов не должна выступать лишь как объект воздействия.

-Семья для ребенка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Но-увы: довольно часто воспитание в семье не помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ученика.

В современном обществе проблема воспитания ценностных ориентаций будущих граждан России остается одной из самых актуальных для системы образования. Ценностные ориентации выполняют первостепенную регулятивную функцию в обществе, лежат в основе мировоззрения и концептуальных установок. Они активно влияют на развитие общественного интеллекта, составляют основу деятельности и отношений людей. Сформированность ценностно-смысловой компетентности позволяет учащимся эффективно познавать и адекватно оценивать самого себя, других людей, окружающий мир.

Ценности – нравственные ориентиры, имеющие для человека большую значимость, отвечающие его актуальным потребностям, идеалам, личностным смыслам. Изменение общественных отношений в нашей стране привело к переоценке ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, появляются ценностные ориентиры и предпочтения.

Российское образование соответствует  единым государственным стандартам, вследствие этого школа дает усредненные знания, рассчитанные на среднего ученика. Но уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен. Именно поэтому традиционная система обучения не всегда отвечает интересам обучающихся и их родителей. Да и обществу сегодня нужны способные люди.

В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин «способные дети». Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые  при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные.

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. По своей природной сути большинство детей – талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Упоминание о детской одаренности вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения.

Обычно, услышав или прочитав о какой-либо психологической проблеме, мы довольно часто вольно или невольно примериваем ее на себя. У многих родителей «примеривание» одаренности рождает неуверенность и сомнение, а вслед за этим нередко и отторжение – «это не про меня и к моему ребенку отношения не имеет».

Но именно родители способны многое сделать для того, чтобы повысить умственный, творческий потенциал собственного ребенка.

Одной из приоритетных составляющих сферы общечеловеческих ценностей, формируемых в системе образования, является ценность семьи. Очень важно показать подрастающему поколению, насколько семья взаимосвязана со всеми сферами человеческой жизни.

К числу наиболее популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция американского ученого Джозефа Рензулли. Согласно ей одаренность есть не просто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающий средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

     Для выявления и развития  одаренности творческого вида наиболее подходит внеурочная деятельность.

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей

               8-9 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

      1. Методика" Солнце в комнате"

       Основание. Реализация воображения.

      Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального"  в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

      Материал.  Картинка  с  изображением  комнаты,  в  которой   находится

человечек и солнце; карандаш.

      Инструкция к проведению.

      Психолог, показывая  ребенку  картинку:  "Я  даю  тебе  эту  картинку.

Посмотри внимательно и  скажи,  что  на  ней  нарисовано".  По  перечислении деталей изображения  (стол,  стул,  человечек,  лампа,  солнышко  и  т.  д.) психолог дает следующее  задание:  "Правильно.  Однако,  как  видишь,  здесь солнышко нарисовано  в  комнате.  Скажи,  пожалуйста,  так  может  быть  или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку  так,  чтобы  она были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может  просто  объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

      Обработка данных.

      В ходе  обследовании  психолог  оценивает  попытки  ребенка  исправить

рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1.  Отсутствие  ответа,  непринятие  задания  ("Не  знаю,  как  исправить",

   "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить  солнышко)  -2    балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

   а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко  на  улице")  -3

          балла.

   б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") -  4

          балла.

4. Конструктивный ответ  (отделить  несоответствующий  элемент  от  других,    сохранив  его  в  контексте  заданной  ситуации   ("Картинку   сделать",    "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

      2. Методика "Складная картинка"

      О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

      Ц е ль. Определение умения сохранить целостный контекст изображения  в ситуации его разрушения.

      М а т е р и а л.  Складывающаяся  картонная  картинка  с  изображением

утки,  имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

      Инструкция к проведению.

      Психолог,  предъявляя  ребенку  картинку:  "Сейчас  я  тебе  дам   эту

картинку.  Посмотри,  пожалуйста,  внимательно   и   скажи,   что   на   ней

нарисовано?" Выслушав ответ,  психолог  складывает  картинку  и  спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа  ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот  же вопрос. Всего применяется пять вариантов  складывания  -  "угол",  "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

      Обработка данных.

      В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении  задания.  Обработка  данных   осуществляется   по   трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция  при  сгибании  рисунка. Максимальная оценка за каждое  задание  -  3  балла.   Всего  –  15  баллов.

Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", "  Ничего  не  станет",

  "Так не бывает") - 1 балл.

2. Ответ описательного типа, перечисление  деталей  рисунка,  находящихся  в   поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения  ("У  утки  нет

  головы",  "Утка сломалась", "Утка разделилась на части"  и  т.  д.)  -  2

  балла.

3.  Ответы  комбинирующего  типа:  сохранение  целостности  изображения  при   сгибании рисунка, включение  нарисованного  персонажа  в  новую  ситуацию   ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"),  построение  новых  композиций   ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.   Некоторые дети дают ответы, в  которых  сохранение  целостного  контекста   изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к  конкретной  форме,   которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком",  "Стала   похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы  относятся  к  комбинирующему   типу и также оцениваются в 3 балла.

      3. Методика "Как спасти зайку"

      Основание.   Надситуативно-преобразовательный   характер    творческих

решений.

      Цель. Оценка способности и превращение задачи на  выбор  в  задачу  на

преобразование в  условиях  переноса  свойств  знакомого  предмета  в  новую ситуацию.

      М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка.

сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

      Инструкция к проведению.

      Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце,  ведерко,

палочку, сдутый  шарик  и  лист  бумаги.  Психолог,  беря  в  руки  зайчика:

"Познакомься с этим зайчиком. Однажды  с  ним  приключилась  такая  история. Решил зайчик поплавать  на  кораблике  по  морю  и  уплыл  далеко-далеко  от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка  тонуть. Помочь зайке можем только мы  с  тобой.  У  нас  для  этого  есть  несколько предметов), ихолог обращает внимание ребенка  на  предметы,  разложенные  на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

      Обработка данных.

      В  ходе  обследования  фиксируются  характер  ответов  ребенка  и   их

обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

      Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а  также  палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки  простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом  виде,  механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

      Второй уровень.  Решение с  элементом  простейшего  символизма,  когда

ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором  зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за  пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

      Третий уровень. Для спасения зайки  предлагается  использовать  сдутый

воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно  надуть  шарик  ("Зайка на  шарике  может  улететь")  или  сделать  из  листа  кораблик.   У   детей находящихся  на  этом  уровне,  имеет  место  установка  на   преобразование предметного наличного материала. Исходная  задача  на  выбор  самостоятельно превращается  ими  в  задачу  на  преобразование,  что   свидетельствует   о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

      4. Методика "Дощечка"

      Основание. Детское экспериментирование.

      Цель. Оценка  способности  к  экспериментированию  с  преобразующимися объектами.

      Материал.  Деревянная  дощечка,  представляющая  собой  соединение  на

петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого  звена  15*15 см)

      Инструкция к проведению.

      Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком  на  столе.  Психолог:

"Давай теперь  поиграем  вот  с  такой  доской.  Это  не  простая  доска,  а

волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда  она  становится  на  что-

нибудь похожа. Попробуй это сделать".

      Как только ребенок сложил доску в первый раз,  психолог  останавливает

его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

      Услышав ответ ребенка, психолог вновь  обращается  к  нему:  "Как  еще

можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще  раз".  И  так  до  тех пор, пока ребенок не остановится сам.

      Обработка данных.

      При обработке данных оценивается  количество  неповторяющихся  ответов ребенка (называние формы получившегося  предмета  в  результате  складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.),  по  одному  баллу  за  каждое  название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

Список литературы

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

2. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.

3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

4.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических  исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987

5. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 1986

6. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973

7. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994

8. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.

9. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.

10. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.

11. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52

12. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.

13. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей

Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей....

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»...

Социальная сеть: возможности взаимодействия участников образовательного процесса 1ч.

Эта презентация познакомит с моим опытом ведения закрытой группы класса в социальной сети....

Социальная сеть: возможности взаимодействия участников образовательного процесса 2ч.

Эта презентация познакомит с моим опытом ведения закрытой группы класса в социальной сети. Продолжение....

Организация работы по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Перемены, связанные с научно техническим прогрессом вызвали быструю смену технологий. Возникает необходимость в быстром освоении этих технологий и встраивания в любую возник...

Организация работы по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается о...