Рабочая программа по курсу «Я - исследователь»
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»
Курс «Я - исследователь» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_-_issledovatel_2_klass.docx | 43.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»
Курс «Я - исследователь» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Данная программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ребёнка, что в свою очередь обусловлено применением современных образовательных технологий, среди которых проектно – исследовательская деятельность. Для учащихся начальных классов начинать заниматься этими видами интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы.
Цель курса: - способствовать развитию у детей умений и навыков исследовательского поиска.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности.
Задачи курса:
Обучающие:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
Воспитывающие:
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения;
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразной научной литературой;
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа курса «Я - исследователь» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия и мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России. Народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные результаты.
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Содержание программы
2 класс (34 ч)
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг».
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Подпрограмма «Мониторинг».
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной.
Подпрограмма «Мониторинг»
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Тренинг исследовательских способностей | 10ч |
2 | Самостоятельная исследовательская практика | 19ч |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности | 5ч |
Итого | 34ч |
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных
научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания- тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез.
Практические задания «Как делать обобщения».
Тема 7 «Как задавать вопросы»
Учиться строить и задавать вопросы. Практические задания на составление вопросов.
Тема 8 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Тема 9 «Что такое парадоксы»
Что такое парадокс. Практические задания на отделение основной информации от второстепенной.
Тема 10 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Исследовательская практика
Тема 11 «Экспресс – исследование «Вода-растворитель»»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать, провести опыты с водой.
Тема 12 «Экскурсия на пришкольный участок «Птицы, которые живут около нашей школы»»
Практические задания на умение наблюдать за птицами и фиксировать результат работы.
Тема 13 «Коллективная игра-исследование «Кондитерская фабрика»»
Расширить представления о кондитерской фабрике, профессиях в данной области. Организовать коллективное исследование и провести его.
Тема 14 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Тема 15 «Техника экспериментирования»
Что такое техника экспериментирования. Как проводить эксперименты. Практические задания проведения экспериментов с растениями, водой и т.п.
Тема 16 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Тема 17 «Определение проблемы и выбор собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 18 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен знать, какие задачи он должен решать в процессе исследовательской деятельности.
Тема 19 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен знать, какие задачи он должен решать в процессе исследовательской деятельности, уметь самостоятельно искать нужную информацию.
Тема 20-22 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 23 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 24 «Экспресс-исследование «Трение»»
Занятие, на котором коллективно извлекаем информацию по заданной теме, проводим опыты и анализируем, делаем умозаключения.
Тема 25 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов, презентаций.
Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 26 «Экспресс-исследование «Полезные и вредные продукты»»
Занятие, на котором коллективно извлекаем информацию по заданной теме, проводим опыты и анализируем, делаем умозаключения.
Тема 27 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов, презентаций.
Подготовка к ответам на вопросы
Тема 28-29 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Мониторинг
Тема 30-31 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. презентаций.
Подготовка к ответам на вопросы
Тема 32 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад или презентацию, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Тема 33-34 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов ученикам 3 классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, обмен опытом с учениками 3 –го класса.
Календарно-тематическое планирование занятий по программе «Я-исследователь»
2 класс(34 часа по 40 минут)
Основные особенности программы второго класса:
- Во втором классе все дети, занимающиеся по программе исследовательского обучения в 1 классе, включаются в самостоятельную исследовательскую практику;
- Результаты собственной исследовательской работы второклассники будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах;
- Планировать сроки проведения защит следует по мере готовности детских работ.
№ | дата | Тема занятия | Цель | Результат | компетенции | |
ЗУН | Общеуч. | |||||
Тренинг(10 часов) | ||||||
1 |
| Научные исследования и наша жизнь.
| Уточнить детские представления об исследовании и исследователях. | Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия Уметь наблюдать, провести эксперимент (комнатное растение) | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. | Планирование и поиск информации. Продуктивная групповая коммуникация. |
2 | Методы исследования. | Расширять представления о методах исследования. | Уметь использовать различные методы исследования в ходе изучения доступных объектов. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. | Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. | |
3 |
| Наблюдение и наблюдательность.
| Представления о сфере применения наблюдений в научных исследованиях. Информирование об открытиях, сделанных на основе наблюдений. | Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению. | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
| Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам. |
4 |
| Эксперимент – познание в действии.
| Расширение представлений детей об экспериментирование. | Уметь проводить несложные эксперименты. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей | Планирует свое действие. Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем. |
5 |
| Гипотезы и провокационные идеи. | Познакомить с сходством и различием гипотезы и провокационной идеи. | Уметь выдвигать гипотезы осуществлять их проверки.
| Выдвижение гипотез осуществление их проверки.
| Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам. |
6 |
| Анализ и синтез.
| Познакомить с приемами анализа объекта или явления. | Уметь делать обобщение. | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
| Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации |
7 |
| Как задавать вопросы.
| Научить строить и задавать вопросы | Уметь строить и задавать вопросы. | Формулирование полученных результатов.
| Излагает полученную информацию по заданным вопросам. |
8 |
| Как давать определение понятиям. | Познакомить с приемами определения понятий. | Уметь использовать приемы определения понятий в практике исследовательской деятельности. | Составление кроссвордов и придумывание загадок. | Определяет существенные признаки предмета. |
9 |
| Что такое парадоксы.
| Познакомить с парадоксом. | Знать парадокс. | Отделение основной информации от второстепенной. | Излагает полученную информацию по заданным вопросам. |
10 |
| Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. | Познакомить с алгоритмом исследовательской деятельности, элементарными умениями. | Владеть приемами составления плана работы. | Формулирование целей и задач исследования.
| Готовит план исследовательской работы. |
Исследовательская практика (19 часов) | ||||||
11 |
| Экспресс-исследование «Вода-растворитель».
| Учить проводить экспресс-исследование. | Уметь провести экспресс-исследование. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. | Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.
|
12 |
| Экскурсия на пришкольный участок «Птицы, которые живут около нашей школы». | Учить наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. | Уметь наблюдать и фиксировать результат работы. | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
| Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы. Излагает полученную информацию по заданным вопросам. |
13 |
| Коллективная игра-исследование «Кондитерская фабрика».
| Организовать коллективное исследование. Научить групповому исследованию. | Уметь следовать заданной процедуре группового исследования. | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
| Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой. |
14 |
| Искусство делать сообщения. | Учить определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации. | Уметь определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации. | Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
| Использует предложенный алгоритм действий. |
15 |
| Техника экспериментирования. | Расширить представления о технике экспериментирования. | Уметь экспериментировать. | Оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели. | Фиксируют итоговый продукт (результат) |
16 |
| Как подготовиться к защите. | Учить составлять план защиты исследовательской работы. | Уметь при защите использовать вербальные и невербальные средства. | Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
| Использует предложенный алгоритм действий. |
17 |
| Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. | Познакомить с проблемой ее формулировкой и помочь выбрать тему исследования. | Уметь выбирать тему собственного исследования. | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников. | Готовит план выступления на основе заданных целей. |
18 |
| Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований. | Владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
| Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).
| Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает, и планирует ее поиск. |
19 |
| Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований. | Владеть приемами исследовательской деятельности. | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
| Самостоятельно ищет нужную информацию. |
20-22 |
| Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | Оказать помощь по проведению самостоятельных исследований. | Владеть приемами исследовательской деятельности.
| Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы. | Фиксируют итоговый продукт (результат) |
23 |
| Подготовка собственных работ к защите. | Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите. | Уметь строить защиту собственной работы. | Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). | Использует предложенный алгоритм действий. |
24 |
| Экспресс-исследование «Трение».
| Учить проводить экспресс-исследование. | Уметь провести экспресс-исследование. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. | Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. |
25 |
| Подготовка собственных работ к защите. | Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите | Уметь строить защиту собственной работы | Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. | Использует предложенный алгоритм действий. |
26 |
| Экспресс-исследование «Полезные и вредные продукты» | Учить проводить экспресс-исследование. | Уметь провести экспресс-исследование. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. | Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. |
27 |
| Подготовка собственных работ к защите. | Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите. | Уметь строить защиту собственной работы. | Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных. | Использует предложенный алгоритм действий. |
28-29 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | Оказать помощь по проведению самостоятельных исследований. | Владеть приемами исследовательской деятельности. | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Использует вербальные средства (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления. | |
Мониторинг(5 часов) | ||||||
30-31 | Подготовка собственных работ к защите. | Оказать помощь по подготовке к выступлению. | Уметь строить защиту собственной работы. | Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий. | Объективное оценивание своих учебных достижений. | |
32 | Собственная защита исследовательских работ. | Демонстрация результатов исследования | Уметь демонстрировать результаты исследования. | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен. | |
33-34 |
| Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.3кл
| Демонстрация результатов исследования. | Уметь анализировать и оценивать результаты работы другого человека | Умение задавать вопросы. | Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к курсу "Я- исследователь"
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательск...
Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:·...
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» 2 класс
Курс «Я - исследователь» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.Актуальност...
рабочая программа внеурочного курса \'\'Я-исследователь\'\' 2 класс
2.Пояснительная записка. Программа разработана на основе:- федерального государственного образовательного стандарта н...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" 3-4 кл.
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для учащихся 3-4 классов...
Рабочая программа по курсу "Я - исследователь"
Программа «Я-исследователь» – интеллектуальной направленности.Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе ...
Рабочая программа по курсу "Я- исследователь"
РАбочая программа по курсу "Я - исследователь" предназначена для внеурочной деятельности....