Рабочая программа по курсу "Я - исследователь"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа «Я-исследователь» – интеллектуальной направленности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd.docx | 40.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
Результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность деятельности на уроке.
- Учиться высказывать свое предположение.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать речь.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс
Личностные результаты:
- Самостоятельно определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
- Учиться планировать свою деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий учителя).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (книгу, простейшие приборы).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
_ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для поставленной задачи.
- Отбирать необходимые для решения этой задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою информацию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
4 класс
Личностные результаты:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно- научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1 класс | |||
Раздел 1. Введение (1 час) | |||
1 | Что такое исследование? | Коллективная | Беседа |
Раздел 2. Организация исследования (9часов) | |||
2-3 | Как задавать вопросы? | Коллективная | Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций |
4-5 | Как выбрать тему исследования? | Групповая | Практическое занятие |
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | Коллективная | Экскурсия |
7-8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | Коллективная | Экскурсия в школьную библиотеку |
9-10 | Наблюдение как способ выявления проблем | Коллективная | Игра, практическое занятие |
Раздел 3. Этапы исследовательской деятельности (11 часов) | |||
11-12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | Коллективная | Беседа |
13-14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы | Групповая | Практическая работа |
15-16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | Групповая | Практическая работа |
17-18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы | Коллективная | Беседа |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | Коллективная | Презентация |
20-21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | Групповая | Практическая работа |
Раздел 4. Знакомство с видами исследовательских работ (7 часов) | |||
22-23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | Индивидуальная | Творческая работа |
24-25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | Групповая | Практическая работа |
26-27 | Методика проведения самостоятельных исследований | Индивидуальная | Игра |
28 | Коллективная игра-исследование | Коллективная | Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём» |
Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы (5 часов) | |||
29-30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | Индивидуальная | Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ |
31-32 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей | Индивидуальная | Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися |
33 | Анализ исследовательской деятельности | Коллективная | Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся |
2 класс | |||
Раздел 1. Введение (1 час) | |||
Что можно исследовать? Формулирование темы | Коллективная | Игра на развитие формулирования темы | |
Раздел 2. Этапы исследовательской деятельности (8 часов) | |||
2-3 | Как задавать вопросы? Банк идей | Групповая | Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей» |
4-5 | Тема, предмет, объект исследования | Коллективная | Беседа |
6-7 | Цели и задачи исследования | Коллективная | Практическая работа |
8-9 | Учимся выдвигать гипотезы | Групповая | Практическая работа |
Раздел 3. Организация исследовательской работы (4 часа) | |||
10-13 | Организация исследования (практическое занятие) | Групповая | Практическая работа |
Раздел 4. Научные методы исследования (11 часов) | |||
14-17 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем | Коллективная | Беседа |
18-19 | Коллекционирование | Коллективная | Беседа |
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | Коллективная | Презентация |
21-22 | Сообщение о своих коллекциях | Индивидуальная | Выступления учащихся о своих коллекциях |
23 | Что такое эксперимент | Групповая | Практическая работа |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | Коллективная | Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия» |
Раздел 5. Сбор материала для проекта или исследования (5 часов) | |||
25-27 | Сбор материала для исследования | Групповая | Практическая работа |
28-29 | Обобщение полученных данных | Коллективная | Практическая работа |
Раздел 6. Защита проекта (5 часов) | |||
30 | Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите | Коллективная | Составление плана подготовки к защите проекта |
31 | Как подготовить сообщение | Коллективная | Сообщение, доклад |
32 | Подготовка к защите | Индивидуальная | Подготовка детских работ к публичной защите |
33 | Индивидуальные консультации | Индивидуальная | Подготовка детских работ к публичной защите |
34 | Подведение итогов работы | Коллективная | Анализ проектной деятельности |
3 класс | |||
Раздел 1. Введение (1 час) | |||
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь | Коллективная | Беседа |
Раздел 2. Организация исследования (9 часов) | |||
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования | Коллективная | Беседа «Что мне интересно?» |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | Групповая | Задания на выявление общих интересов |
5-6 | Какими могут быть проекты? | Групповая | Практическая работа |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез | Коллективная | Сообщение учащихся |
9-10 | Планирование работы | Коллективная | Игра «По местам». |
Раздел 3. Научные методы исследования (18 часов) | |||
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии | Коллективная | Беседа |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | Групповая | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования | Коллективная | Экскурсия |
19-21 | Анализ прочитанной литературы | Коллективная | Практическая работа |
22-23 | Исследование объектов | Групповая | Практическая работа |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | Коллективная | Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | Коллективная | Беседа |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | Коллективная | Составление плана работы |
Раздел 4. Презентация результатов исследовательской работы (6 часов) | |||
29-30 | Оформление работы | Индивидуальная | Выполнение рисунков, поделок |
31-32 | Оформление презентации | Индивидуальная | Презентация |
33-34 | Мини конференция по итогам собственных исследований | Индивидуальная | Выступления учащихся с презентацией своих проектов |
4 класс | |||
Раздел 1. Введение (1 час) | |||
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе | Групповая | Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами» |
Раздел 2. Этапы исследовательской деятельности (13 часов) | |||
2-3 | Культура мышления. | Индивидуальная | Практическая работа «Неоконченный рассказ» |
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии | Коллективная | Беседа |
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы | Коллективная | Практическая работа |
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез | Коллективная | Презентация |
10-11 | Предмет и объект исследования | Коллективная | Беседа |
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования | Групповая | Экскурсия |
13-14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала | Коллективная | Практическая работа |
Раздел 3. Научные методы исследования (13 часов) | |||
15-16 | Наблюдение и экспериментирование | Коллективная | Практическая работа. Эксперимент |
17-18 | Техника экспериментирования | Коллективная | Эксперимент |
19-20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования | Коллективная | Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента |
21-22 | Правильное мышление и логика | Коллективная | Беседа |
23-24 | Обработка и анализ всех полученных данных | Групповая | Практическая работа |
25-27 | Что такое парадоксы | Коллективная | Беседа |
Раздел 4. Презентация результатов исследовательской деятельности (7 часов) | |||
28-30 | Оформление презентации | Индивидуальная | Выполнение презентации к проекту |
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите | Индивидуальная | Практическая работа |
32 | Защита исследования перед одноклассниками | Индивидуальная | Выступление с проектами перед одноклассниками |
33 | Выступление на школьной НПК | Индивидуальная | Презентация проекта на школьной НПК |
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности | Коллективная | Презентация |
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Что такое исследование? | 1 |
2-3 | Как задавать вопросы? | 2 |
4-5 | Как выбрать тему исследования? | 2 |
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 |
7-8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 2 |
9-10 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 |
11-12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 |
13-14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 2 |
15-16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 |
17-18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 2 |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 |
20-21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 |
22-23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 2 |
24-25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 |
26-27 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 2 |
28-30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 2 |
31-32 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 2 |
33 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого 33 часа |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 |
2-3 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 2 |
4-5 | Тема, предмет, объект исследования. | 2 |
6-7 | Цели и задачи исследования. | 2 |
8-9 | Учимся выделять гипотезы. | 2 |
10-13 | Организация исследования. (практическое занятие.) | 4 |
14-17 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 4 |
18-19 | Коллекционирование. | 2 |
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 |
21-22 | Сообщение о своих коллекциях. | 2 |
23 | Что такое эксперимент. | 1 |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 1 |
25-27 | Сбор материала для исследования. | 3 |
28-29 | Обобщение полученных данных. | 2 |
30 | Как подготовить результат исследования. | 1 |
31 | Как подготовить сообщение. | 1 |
32 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) | 1 |
33 | Индивидуальная консультация. | 1 |
34 | Подведение итогов. Защита. | 1 |
Итого 34 часа |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 |
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 |
9-10 | Планирование работы. | 2 |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 |
22-23 | Исследование объектов. | 2 |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 |
29-30 | Оформление работы. | 2 |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 |
33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 |
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого 34 часа |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 |
2-3 | Культура мышления. | 2 |
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 |
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 |
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 |
10-11 | Предмет и объект исследования. | 2 |
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 |
13-14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 |
15-16 | Наблюдение и экспериментирование. | 2 |
17-18 | Техника экспериментирования | 2 |
19-20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2 |
21-22 | Правильное мышление и логика. | 2 |
23-24 | Что такое парадоксы | 2 |
25-27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 3 |
28-30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 |
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 |
32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 |
33 | Выступление на школьной НПК. | 1 |
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого – 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к курсу "Я- исследователь"
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательск...
Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:·...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь»
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1- 4 классов и является механизмом интеграц...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" для учащихся 3-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности «Мы исследователи" предназначена для обучающихся 3- 4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью. Она явл...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 1-4 кл. 2016-2017г.
"Я - исследователь". Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности...