Занятие в группе продлённого дня. "Тепло родного очага".
презентация к уроку (2 класс)
Занятие: в группе продлённого дня
Тема: «Тепло родного очага»
Воспитатель: Гомелевская В.В.
Класс: 2
Технологии (методы и формы работы): личностно-ориентированное обучение, развитие критического мышления, «Метод неоконченного предложения», групповая работа, работа в паре
Цели занятия: - выделить основные составляющие хорошей семьи;
- воспитывать чувства любви к близким людям, уважения к старшим,
стремления помогать им во всём;
- развитие общекультурной, коммуникативной компетентности.
Оборудование:
· Словари:
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова.,
Толковый словарь русского языка Ожегов С. И.;
Большой энциклопедический словарь,
· рисунок очага, шифровка (на доску и индивидуально для детей); маркер, модель дома;
· картинки: мама, папа, дети;
· карточки со словами «любовь», «внимание», «забота»;
· «листки откровений» (по количеству детей в классе), коробочка;
· квадраты и треугольники синего, красного цветов (по количеству детей в классе);
Интернет-ресурсы: «Песенка Мамонтёнка» https://www.google.com
План занятия
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей занятия
3. Познавательная деятельность учащихся
· чтение и обсуждение отрывка из ненецкой сказки «Кукушка»
·
· самодиагностика
· правила общения в дружной семье (работа в группах)
· игра «Моя семья»
4. Рефлексия. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Сядьте тихо, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И занятие начнём.
2. Сообщение темы и целей занятия
- Сегодня на занятии мы будем говорить о самом близком и дорогом, что есть у каждого человека. Об одной из ценностей, без которой человек не может жить.
- Без чего человек не может жить? (Ответы детей.)
- У одних ценностью является учёба, у других – работа, у третьих - деньги. Каждый сам определяет, что для него дороже всего. Одной из главных ценностей является семья.
Недаром 2008 год был объявлен Годом семьи.
- Давайте посмотрим, с чего начиналась семья.
- Давайте проверим. Вместе прочитаем это слово.
МКЛОКНЯЕЧНЕАТЯМГЛТ
- Что же такое очаг?
А помогут нам в этом толковые словари: под редакцией С.И. Ожегова:
В нём есть такое толкование слова: «это устройство для разведения и поддержания огня», чтобы его отгадать, попробуйте справиться с шифровкой. Возьмите листочки. Кто первый справится, поднимите руку. (Шифровка написана на карточках для каждого ученика и на доске.) (Очаг) (картинка)(На доску прикрепить карточку со словом «очаг»)
Толковый словарь Ушакова: 1.Устройство для разведения и поддержания огня, печь. 1) открытая площадка для разведения и поддержания огня (обычно внутри жилища). Известен с раннего палеолита. Из пристенного очага развился камин.2) Источник распространения (инфекции и т. п.).
- Первобытный человек ценил очаг больше всего. Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. (Модель дома)
- И каким стал очаг? (Домашним) (Карточка)
- Домашний очаг это родной дом, семья. Вокруг очага, от которого исходило тепло (карточку со словом «Тепло» прикрепить на доску), собиралась семья, а выражение «родной очаг» стало обозначать семью, дом.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?
- Да, мы с вами поговорим о семье.
3. Познавательная деятельность учащихся
1). - А что такое семья? (Картинки: мама, папа, дети прикрепить на доску вокруг очага.)
- А как назвать одним словом маму и папу? (родители)
- Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. И неважно, сколько в ней человек – семь или два, важно, чтобы эта семья была хорошая, настоящая.
- Какую семью можно назвать хорошей, настоящей?
- Сейчас я прочитаю вам отрывки из ненецкой сказки «Кукушка».
- Попробуйте осмыслить эту сказку.
Чтение отрывков:
«Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай. Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.
От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!» Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
- Пересохло у меня во рту, сыночки! Пить хочу!
Засмеялись дети и из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Не дождалась их мать, обернулась кукушкой и вылетела из чума.
- Братья, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью.
- Мама, мы тебе водички принесли.
- Ку – ку, ку – ку, ку – ку! Поздно, сынки, не вернусь я».
- Почему же мама покинула своих детей? Чего не доставало детям? (Любви, заботе, вниманию) (На доску прикрепляются карточки «любовь», «внимание», «забота»)
- Значит, чтобы семья была хорошей ей надо обладать какими качествами?
- Наверное, и вы когда-либо нечаянно, ненароком могли обидеть свою мамочку. Вам от этого больно, вы сожалеете об этом и хотите избавиться от этого тяжкого груза. Я попробую вам в этом помочь.
(Учитель берёт в руки маленькие бумажные листки.)
- На сегодняшнее занятие я принесла волшебные «листочки откровения». Возьмите их и напишите, чем вы обидели свою мамочку.
- Сознаться в чём-то плохом могут себе только очень сильные духом люди. И многие из вас совершили этот поступок. Спасибо.
- Давайте теперь стараться не огорчать свою мамочку и знак этого сомнём «листочки откровений». (Дети мнут в комки листки. Учитель собирает скомканные листки в коробочку и выбрасывает в мусорную корзину.)
2). А сейчас давайте заглянем в гости в другую семью.
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
Капусту папа режет,
Готовит мама тесто.
Под крышкой пар в кастрюле
насвистывает песню.
И я жду терпеливо,
Чтобы лепить из теста.
Как хорошо быть вместе!
И счастлив я, когда
Семьёю дружной
Вместе проводим вечера.
- Хотелось бы вам жить в такой семье? Почему?
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Уют, спокойствие, добро, чистота, счастье, дружба, грубость,
ссора, ненависть, вражда, согласие.
Согласие - мир, порядок.
Уют –
Счастье –
Ненависть –
- Какие слова вам не понятны?
- Выберите слова, которые применимы к этой семье.
- Скажите, какой должна быть семья, чтобы всем, кто живёт в ней, было бы хорошо и уютно, всегда хотелось бы туда вернуться?
- Благополучная семья – это семья, в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.
3). Самодиагностика.
- Но иногда бывает так, что и в благополучной семье возникают проблемы. Посмотрим, возникают ли проблемы у вас в семьях? Сделаем это так: каждый возьмёт фигурки, лежащие у него на парте. Квадрат будет относиться к родителям, треугольник - к братьям, сёстрам. Если у вас с родителями проблем нет, покажите синий квадрат, если проблемы есть покажите квадрат красного цвета. Так же и в отношениях с братьями и сёстрами. Нет проблем – синий треугольник, есть проблемы – красный.
- Посмотрите, какая разноцветная картинка у нас получилась.
4). – Чтобы семья была благополучной, каждый из членов семьи должен соблюдать определённые правила поведения.
Для групповой работы (3): 1. Уважать ______________________
2. Помогать _____________________
3. Делать _______________________
4. Понимать _____________________
После групповой работы каждая группа прикрепляет полученные правила на доску.
- Молодцы! Вы сами сумели составить правила поведения в семье.
- Уважать старших.
- Помогать по дому.
- Делать работу вместе.
- Понимать друг друга.
- Поднимите руку у кого в семье соблюдаются эти правила.
- Значит, ваши семьи можно назвать благополучными.
5). Игра «Моя семья».
На полу лежит обруч. Учитель предлагает встать в обруч и заполнить пропуски в предложениях:
«Самый юный в нашей семье - …, а самый старший - …
По субботам мы часто …
Мне нравится в нашей семье …
Я бы хотел(а), чтобы в моей семье …»
4. Итог занятия. Рефлексия.
- Вспомните, сколько хороших слов о семье было сказано сегодня на занятии.
- Каким одним словом их можно заменить? (Тепло.)
- Правильно, тепло родного очага зависит от уюта в доме, от здоровья всех членов семьи, от хороших взаимоотношений друг с другом, от взаимопонимания.
- Соберите пословицы:
1. Где мир и лад, первое счастье.
2. Лад и согласие – цены нет.
3. Верному другу не нужен и клад.
- Прочитайте пословицы, выберете те, которые подошли бы к теме нашего занятия:
- На Руси издавна заботились о семье. В древности считали, что помочь в этом могут обереги. Женщины делали из тряпок кукол, которых так и называли Семья.
Пусть в ваших семьях царит любовь, уют и согласие.
- Сегодня на занятии я понял (а), что …
- Я узнал(а),что ….
- Заканчивая занятие, предлагаю всем вместе спеть «Песенку Мамонтёнка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplo_rodnogo_ochaga.pptx | 521.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МКЛОКНЯЕЧНЕАТЯМГЛТ ОЧАГ
ОЧАГ - … Найдите значение слова в Толковых словарях
1 . Уважать _______________ 2. Помогать ______________ 3. Делать ________________ 4. Понимать _________ _____ Правила поведения в семье:
Самый юный в нашей семье - …, а самый старший - … По субботам мы часто … Мне нравится в нашей семье … Я бы хотел(а), чтобы в моей семье … Моя семья
Собери пословицы Где мир и лад, первое счастье . Лад и согласие – цены нет. Верному другу не нужен и клад.
Занятие подготовлено воспитателем ГПД, учителем начальных классов Гомелевской В.В. ГБОУ СОШ № 606 Пушкинского р-на Санкт-Петербурга
Интернет-ресурсы: Ненецкая народная сказка «Кукушка» https ://levelcash.ru/kukushka/ картинки- http://ladiesvenue.ru/sjuzhetnye-kartinki-dlja-sostavlenija-rasskazov-dlja-detej-6-7-let /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 4 классе "Тепло родного очага"
Родительское собрание "Тепло родного очага" проводилось в 4 классе, как итог проекта "Моя семья". Дети и родители сделали совместно большую работу: написали сочинения на тему проекта, нарисовали рисун...
Классный час "Тепло родного очага"
Этот материал может быть использован как первый классный час в учебном году, так и мероприятие, посвященное семье....
Классный час "Тепло родного очага"
Методическая разработка для учащихся 3-4 классов о ценности семьи, русских традиций и обрядов....
Тепло родного очага.
Пояс...
Тепло родного очага
Цели: формировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать всем;пробудить чувство любви к родному дому, к малой родине, к родному Отечеству;развивать добрые и нежные чувства...
Классный час "Тепло родного очага"
Цель:ü показать важность внимательных и заботливых отношений между членами семьи.ü показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что между ними нет взаимопонимания – дети ...
Занятие № 4. Тепло родного очага. Семейные традиции.
Представление и защита детьми своих проектов о семье. Последний блок занятий....