Классный час "Тепло родного очага"
классный час (4 класс) по теме

Александрова Диана Николаевна

Методическая разработка для учащихся 3-4 классов о ценности семьи, русских традиций и обрядов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pech_nam_kak_mat_rodnaya.docx12.61 КБ
Файл raspredeli_obyazannosti_v_dome.docx13.34 КБ
Файл semya.docx12.97 КБ
Файл teplo_o.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение лицей № 144 Калининского района Санкт-Петербурга

Классный час «Тепло родного очага»

                                                                             Работу выполнила:

                                                                           Александрова Д. Н.,

                                                                           классный руководитель 4 «Г» класса

                                                                       в рамках участия в  конкурсе

                                                                        «Свобода. Творчество. Фантазия.»

 

2013

«ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА»

Пояснительная записка.

    Мероприятие проводится с целью формирования культуры общения детей и родителей, укрепления толерантности и солидарности в семьях обучающихся. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

▪ создавать благоприятные условия для общения родителей с детьми;

▪ способствовать укреплению интереса к совместному проведению досуга;

▪ содействовать развитию семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.

▪показать значение семьи, домашнего тепла;

▪ формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;

▪воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;

▪формировать положительное отношение, уважение к традициям и культуре своего народа;

▪совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;

▪продолжить работу по сплочению классного коллектива, коллектива обучающихся и родителей, с

▪развивать речь, умение рассуждать;

Участники: классный руководитель, воспитанники 4 «Г» класса, родители детей.

Подготовительная работа:

1. За 2 недели организуется оформление книги-презентации «Наши имена». Дети проводят исследовательскую работу по теме «Моя фамилия».

2. За 2 недели родителям и детям предлагается домашнее задание: составить рассказ о семейных традициях. Для этого классный руководитель просит организовать поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях. Дети совместно с родителями готовят рассказ о семейной реликвии, о тайнах которые она таит в себе.

3. Выполнение домашнего задания: составление родословных семей воспитанников.

4. Выполнение домашнего задания: составление и описание фамильных гербов. Воспитанники вместе с родителями придумывают семейный герб.

5. Конкурс рисунков.

6. Некоторыми детьми выполняются исследовательские работы: «Русская печь», «Традиционная русская кухня», « Русский костюм»

Оборудование: презентация «Тепло семейного очага», кухонная утварь, народные костюмы. блюда русской кухни, раздаточный материал (ребусы, таблицы, …),  музыкальное сопровождение (песня «Родительский дом», песня «Аист на крыше», песня (-) « Как родная меня мать провожала»)

Плакаты:

● «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»,

● «Когда семья вместе, так и душа на месте»,

● « Родительский дом - начало начал»

Классный час проводится в форме праздника-конкурса.

 Добрый день дорогие ребята, уважаемые родители и гости. Прежде чем начать наш классный час, хочу всех поприветствовать, передать частичку своего позитивного настроения. Очень хочется, чтобы каждый из Вас хоть что-то унёс с собой. Пусть наша работа будет плодотворной, и  спустя час скажем дружно: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Танец: «Аист на крыше»

Ведущий 1:

    Что за птицы здесь метались?

    И символом чего они являлись? (ответы детей)

Аист считался символом благочестия и сыновней почтительности, новой жизни, счастья.

  Ведущий 2:    

     Давайте же построим дом!

     Пусть будет всем уютно в нем

     Ведь наша тема так мила:

     «Тепло родного очага»

Учитель: Объясните значение каждого слова темы.

Тепло - называется нагретое состояние воздуха, помещения, предмета.

Родной - дорогой, милый сердцу. Ласковое обращение.

Очаг-

  1. Устройство для разведения и поддерживания огня поддерживать огонь в очаге.
  2. Место, откуда что – нибудь  распространяется ( очаг  пожара, очаг войны, очаг инфекции)
  3. Домашний ( семейный очаг) – родной дом, семья.

Ведущий 2. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать – семью, дом. У всех нас есть свой дом. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага.

Ведущий 1.

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким  законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Работа по группам:

Лиза: Чтобы было тепло, чтобы нас не тревожили  ветер, дождь, непогода, нужны теплые стены, крыша и прочный - прочный фундамент.

Ведущий: Так, давайте, построим  фундамент, стены. А сможете вы выстроить их прочными, если разгадаете ребусы.

Команда «Строители»  (разгадывают ребусы)

А чтоб другие не скучали

Задания мы тоже им раздали.

Ведущие:

В этом нам тепло дому

Не приготовить ли еду?

А на чём готовить будем?

Команда «Печники»

Даша:  Ясно на чём, на печи. У нас и предложение составилось. «Печь нам как мать родная», — говорили в старину.

 Если в доме нет печи

 Не испечь и калачи

Коль сложил печник нам печь

Пироги спешу испечь

Вспомните историю. В далекие времена в семьях наших бабушек и прабабушек - очагом являлась печь.

Что дает она человеку? (Ответы детей)

 В каких сказках встречается? (Ответы детей)

Какие традиции связаны с ней? (новая семья брала к своему очагу угли из старого родительского дома). Печка-…..

  В русской традиционной кухне выпекается преимущественно так называемый кислый хлеб, то есть с добавлением закваски. Русские – большие мастера печь пироги.

«Не красна изба углами, красна пирогами», - гласит пословица.

К традиционным блюдам русской кухни относят:  блиночки, куличи и пасху, караваи, кисели, варенья и соленья, каша, щи, квас, чай .

 «Щи да каша – пища наша».

Команда «Гостеприимные хозяева»

Ведущий: Команда сервировала стол.

Сластей много на столе

Ждём гостей: оделись все

Одежда на Руси

Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Праздники в жизни  русского крестьянина либо  завершали какой-то период, либо предшествовали следующему важному  этапу. К праздникам, конечно же готовились. Для начала, одевались. Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. По количеству сундуков и  нарядов судили о богатстве хозяев дома.

Ткани, из которых шились костюмы были в основном домашней выработки, поэтому крестьянки умели не только шить, но и прясть, ткать, вязать и вышивать.  

Каждая губерния России имела свои орнаменты, цвета, отделку, формы и фасоны. Основу любого русского костюма составляла рубаха. Она была широкой, украшалась и обязательно подвязывалась кушаком.

  В южно-русском женском костюме самой главной деталью была понева. Она одевалась поверх рубахи, далее шел передник и завершал костюм, головной убор.     Главной частью северорусского женского костюма  был сарафан из холста, домотканого сукна, крашеных и фабричных тканей, шелка или парчи. Украшали сарафаны вышивкой,  различными лентами, полосками ситца, тесьмой и бахромой.

Основными частями мужской одежды являются рубаха и порты(штаны).

 Порты были темных расцветок, их заправляли в  сапоги,  обертывали онучами,  а поверх надевали лапти. Онучи - кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого одевали лапти и перевязывали веревками.

Кушак, или пояс - обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды. Они выполняли много разных функций-служили показателем благосостояния своего владельца.

  Хватит наряжаться, пора гостей встречать

Ешьте русскую еду

Я вам блинов ещё спеку

Блинчик сладенький манит

На печи чаёк кипит.

Очень люблю, когда все собираются,

Белою скатертью стол накрывается,

Бабушки, дед, папа с мамой  и я,

Мы называется вместе семья.

Ведущие:

         - Какую цифру обронили аисты в танце? (Цифру семь).

         -Как вы думаете, почему? (В слове «семья» есть число 7).

         -Число 7 – необычное, это магическое число:

7 - правящих платен

7 - цветов радуги

7 - чудес света

7 - нот гаммы

7 – основных членов семьи

Назовите всех членов семьи.(2 бабушки, 2 дедушки, мама, папа, ребёнок)

Как порой тяжело расставаться с членами семьи. И здесь мы, порою, учимся ждать.

Песня  «Как родная меня мать..»

Иногда учимся помнить или верить в чудо.

Ведущий 2.

Всё начинается с семьи.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

Да, и окно  с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Команда «Распределители обязанностей в семье».

Чьими стараниями достигается уют и тепло в семьях? Как распределяются обязанности?

А  теперь дадим советы,

Как помочь маме, папе, деду.

Ребята зачитывают распределение  обязанностей.

Чтоб семьи наши не страдали

Мы здесь пословицы собрали

Семья, куча, страшна, туча.        

Семья в куче – не страшна туча.

Дети, тягость, радость.        

Дети не в тягость, а в радость.

Дом, вести, рукав, трясти.        

Дом вести – не рукавом трясти.

Семья, клад, лад, не нужен.        

Не нужен клад, когда в семье лад.

Семья, место, душа, вместе.        

Когда семья вместе, так и душа на месте

Представитель команды  «Распределители обязанностей в семье»

Все начинается с семьи.

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы –

Всё начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Умение страдать и сложность жизни видеть.

Всё начинается с семьи.

Опять вставать,  идти и ошибаться,

И так всю жизнь и только не сдаваться.

-Говорят, что все семьи счастливы по-своему. Но у большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. Одни шьют, другие часами могут рассказывать о бабочках и жуках, есть спортивные семьи и … Они нам расскажут о своем увлечении. Слово предоставляется семье...

Команда «Разрешение конфликтов»

Наша команда создавала «Правила техники безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье.

Раньше к дому и семье относились с большим уважением. Семьи на Руси были многодетные и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали младость. У каждого из нас есть родные (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями. Мы составляли родословное дерево, и если перевернуть рисунок с ним, то вверху окажется корень, из которого вы и выросли. Говорят: «У него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.

Чтит - уважает, мирится с недостатками. Как же семье жить без конфликтов?

Мы предлагаем следующее: ( мнения родителей)

Представитель команды «Разрешение конфликтов»

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семенном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Песня «Родительский дом».

Рефлексия:  У каждого из вас в руках  солнышко.

                       - Символом  чего оно является?

                      - Давайте подведём итог нашей встрече, а для этого допишем на солнышке фразу:     «Семейный очаг согреет, если …».

Читаются фразы.

Самые яркие дарим гостям и родителям, одно крепим на слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе "Тепло родного очага"

Родительское собрание "Тепло родного очага" проводилось в 4 классе, как итог проекта "Моя семья". Дети и родители сделали совместно большую работу: написали сочинения на тему проекта, нарисовали рисун...

Классный час "Тепло родного очага"

Этот материал может быть использован как первый классный час в учебном году, так и мероприятие, посвященное семье....

Классный час "Тепло родного очага"

Цель:ü показать важность внимательных и заботливых отношений между членами семьи.ü показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что между ними нет взаимопонимания – дети ...

Классный час для 1-4 классов "Тепло родного очага"

Классный час можно провести совместно с родителями обучающихся  в День знаний .Цель занятия - показать, что разногласия между родителями и детьми возникают в силу того, что нет взаимопонимания - ...

« Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»

« Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы» ( Истоки)...

Классный час "Тепло родного очага"

Классный час проводится с целью формирования культуры общения детей и родителей, укрепления толерантности и солидарности в семьях обучающихся.Цели классного часа:·...

КЛАССНЫЙ ЧАС «ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА»

Семья  является наиболее естественной средой  жизнедеятельности человека.  Каждый человек   может и должен быть счастлив в семейной жизни. Но как этого добиться. Для этого необходи...