Коррекционно- развивающее занятие в игровой форме «О часах и о времени»
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект данного занятия разработан для обучающихся 4 класса, имеющих интеллектуальные нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_chasah_o_vremeni.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно- развивающее занятие в игровой форме «О часах и о времени»
Цель: развитие временных представлений у обучающихся
Задачи:
Коррекционно-обучающие задачи: Формировать у обучающихся представление о времени, расширить знания о различных видах часов;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать познавательно-исследовательскую деятельность обучающихся; способствовать развитию устной речи в различных видах деятельности; умению строить развернутое суждение;
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать умение слушать друг друга, свободно общаться со взрослыми и детьми (работа в парах), приобщать к словесному искусству через пословицы и поговорки о времени.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Цифры Время стерегут
И за Временем бегут.
Время сдвинется на миг
И они тот час же прыг.
Как вы думаете, о каких цифрах идет речь? Тогда посмотрите на подсказки (картинки)
(поочередно показывать – кукушка, 12, стрелка) О чем же говорится в загадка? (Ответы детей) – о часах. Правильно мы будем говорить о часах и о времени. Нам кажется, что всем людям давно известно, что это такое. А теперь давайте настроимся на позитивный лад:
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте. (В. Орлов)
Основная часть:
Воспитатель: Мы немного поиграем, о часах все разузнаем. Тема занятия «О времени и о часах», а чтобы вам было интереснее занятие пройдет в форме викторины. У нас есть часы, только стрелки на них будут двигаться, если вы хорошо справитесь с заданиями.
1.«Что означает слово «часы»? Кто сможет назвать все значения этого слова, будет переводить стрелку на наших часах.
(Ответы детей: промежутки времени, обозначение времени суток, прибор для измерения времени )
Воспитатель: Вот вы и справились с первым заданием викторины.
(Большая стрелка часов переводится на цифру 1)
2.А теперь послушайте второе задание: перед вами на столах названия промежутков времени. Нужно разложить названия по возрастающей.
Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год
Задание выполняем тихо, чтобы слышать, как тикают наши часики. Ну, а кто справится первый, поднимите руку.
(Обучающиеся выполняют задание. Первый справившийся с заданием участник называет промежутки времени по возрастающей, переводит стрелку на 2)
Воспитатель: Ребята, оставьте таблички со словами на столах так как вы их разложили, давайте еще раз повторим промежутки времени.
3.А теперь переходим к следующему заданию.
Перед вами на столах цифры. Вам нужно разложить цифры в определенном порядке. Подумайте, что эти цифры обозначают! 60, 60, 24. 7. 30 (31.28,29),12
(Обучающиеся выполняют задание. Первый справившийся с заданием участник называет порядок цифр и объясняет, что они обозначают, переводит стрелку на 3)
4.Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает из чего состоят часы? (Слайд с загадками)
Я вам загадаю несколько загадок:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час. (стрелки часов)
Какие стрелки бывают на часах? (Ответы детей: секундная, минутная, часовая)
Молодец, переводи стрелку на 5.
5.Двенадцать братьев на поле стоят (циферблат)
6.Воспитатель: Переводим стрелку на 6 и это значит, что будет физминутка «Часы»
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик- так, тик-так.
(наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так.
(раскачивания туловища)
Налево – раз, направо – раз,
Тик-так, тик-так.
(наклоны туловища влево – вправо)
Мы тоже можем так
7.Воспитатель: Ребята, конечно, вы изучали время и часы на уроках, но мне известно, что многие современные люди не умеют определять время на циферблате.
Следующее задание называется «Загадка циферблата»
Задание: Разделите циферблат на шесть произвольных частей так, чтобы сумма цифр находящихся внутри любой части была одинаковой.
Воспитатель: Давайте посмотрим, смогли ли вы справиться с этим очень сложным заданием. Покажите ваши часики. Какая цифра должна получаться в каждой отделенной части? Ответ детей :13 Вот такая есть у часов загадка. Справившийся с заданием переводит стрелку на цифру 8.
8.Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте вспомним какие бывают часы. Победит тот, кто сможет назвать больше разновидностей часов. (Ответы детей)
А теперь я вам расскажу о разных видах часов:
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 1)
Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Как вы думаете, почему? В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.
ЧАСЫ-ПЕТУХ (слайд 2)
Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».
ЧАСЫ-ЦВЕТЫ (слайд 3)
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.
ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ (слайд 4)
И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы. Как вы думаете, удобны ли эти часы? Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 5)
Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (слайды 6)
Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ (слайд 7)
На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.
НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 8)
Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка. Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.
КАРМАННЫЕ ЧАСЫ (слайд 9)
Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.
ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК (слайд 10)
У вас дома наверняка есть часы-будильник. Зачем нужны такие часы? Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд 11)
Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.
НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 12)
Часы, висящие на стене, — называют настенными.
НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд 13)
Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.
ЧАСЫ С КУКУШКОЙ (слайд 14)
В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.
УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 15)
На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.
ЧАСЫ-СКАЗКА (слайд 16)
Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: "Ку-ка-ре-ку-у!" – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. "Во саду ли, в огороде", – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики. (По И. Мельникову, Б. Радченко)
БАШЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 17)
Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.
КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ (слайд 18)
Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов. 31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!
Вот такие разные часы. А какие часы есть у вас дома (Ответы детей)
9. Итак, мы переводим наши часы на цифру 9.
Задание: Нужно закрасить одним и тем же цветом квадраты в четырех столбцах, обозначающие одно и тоже время (Время в цифрах, циферблат, время разговорное, время на электронных часах)
А теперь давайте, посмотрим, смогли ли вы справиться с этим заданием.
10. Переводим стрелку на 10. И начинаем проверять, как вы справились с заданием
Так как на часах две стрелки показывают время вы можете выбрать себе напарника.
Воспитатель называет время (указанное на карточках), обучающиеся встают на нужные цифры.
11.Надеюсь, теперь вы сможете назвать, который час. Ведь так важно уметь определять время по часам. О времени и о часах даже написаны сказки, рассказы, сложено много поговорок и пословиц, сняты художественные фильмы. Давайте их назовем:
- «Королевство кривых зеркал». Это поучительная, интересная сказка о девочке, не ценившей своё время. Существует одноимённый мультфильм.
- Белорусская сказка «Всему своё время». Небольшая сказка-притча о ленивом попе, который решил не тратить время на еду работников. Он утром накормил их сразу завтраком, обедом и ужином. Работники рассудили это по-своему и легли спать, ведь после ужина положен отдых.
- «Сказка о потерянном времени». Это произведение, ставшее классикой, не теряет актуальности. В центре сюжета – обычные мальчики, которые не ценили время. Одновременно злые волшебники решили вернуть себе молодость, забрав то время, которое люди теряли. Мальчики превратились в стариков. И до конца дня им необходимо перевести стрелки часов назад, чтобы снова стать детьми.
- «Двенадцать месяцев». Сказка в изящной форме демонстрирует не только положительные качества человека, но и смену времён года.
- «Четыре принцессы», автор Валентина Юденко. Сказка посвящена временам суток. В ней описаны четыре принцессы, которые никак не могли ужиться вместе. Волшебник Сутки дал принцессам имена и велел им оживать в заданном порядке.
- Сказка «Четыре сестрицы» (Юлия Зюба) рассказывает тоже о четырёх сёстрах, но она уже о временах года. В этой небольшой истории участвует Солнце, которое ходит в гости к сестрицам и никак не может выбрать себе жену.
А теперь назовем поговорки и пословицы: Делу время, потехе час. Время дороже золота. Потерянного времени не воротишь. Минутка час бережёт. Счастливые часов не наблюдают.
12.Подведение итогов, рефлексия.
Вот и мы с вами не заметили, как час пролетел. Стрелка переходит на 12. И это значит, что занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чему оно было посвящено. (Ответы детей). Что вам больше запомнилось и понравилось? Было ли вам интересно, что вы узнали полезного для себя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие на сплочение класса (в рамках классного часа) "Один за всех - и все за одного"
Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, ко...
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ (задержка психического развития) по теме "В поисках времени" (2 класс)
Представлена технологическая карта коррекциооно-развивающего занятия по теме "В поисках времени" для учащихся 2 класса с задержкой психического развития....
Коррекционное-развивающие занятие по формированию временных представлений "Заяц и осень"
Для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение 2 класс с. 58-61. " Зайчонок и осень" (сказка) В помощь учителям, воспитателям,дефектологам....
Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие представлений о временных ориентировках.
Я работаю с детьми, имеющими ОВЗ с ЗПР. В 1 класс поступают дети, не знающие характерных признаков времени года, путают последовательность времен года. В силу низкой осведомленности детей об окр...
«Использование различных форм проведения коррекционно-развивающих занятий по нравственному воспитанию детей».
Коррекционно-развивающие занятия – это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, помощь в преодолении отклонений, мешающих его развитию...
Коррекционно – развивающее занятие Тема: «Определение на ощупь плоскостных предметов, их формы и величины» 3 «б» класс ССД
Цель: развитие тактильно-двигательных ощущений.Задачи:- научить определять плоскостной предмет на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу, по контуру, различать предметы на ощупь по величине ...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления (на примере развития временных представлений и представлений об окружающем мире) Тема: «Зима. Признаки зимы». 2 класс
Материал представляет собой конспект (и мультимедийный материал - презентацию) коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему "Зима. Признаки зимы" (2 класс)....