«Использование различных форм проведения коррекционно-развивающих занятий по нравственному воспитанию детей».
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Коррекционно-развивающие занятия – это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, помощь в преодолении отклонений, мешающих его развитию
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование различных форм проведения коррекционно-развивающих
занятий по нравственному воспитанию детей».
Коррекционно-развивающие занятия – это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, помощь в преодолении отклонений, мешающих его развитию. Основными Целями проведения коррекционно-развивающих занятий являются:
1.развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);
2.коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей;
3.овладение учащимися здоровьесберегающими технологиями;
4.формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация.
Задачи коррекционно-развивающих занятий должны четко формулироваться, например:
Коррекционно-развивающие задачи:
•корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
•коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
•коррекция и развитие зрительных восприятий; слухового восприятия; тактильного восприятия…;
•коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
•коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
•коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Воспитательные задачи:
•воспитывать интерес к учебе, предмету;
•воспитывать умение работать в парах, в команде;
•воспитывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию
•воспитывать самостоятельность;
•воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Образовательные задачи:
•формировать (формирование) у учащихся представления о …;
•знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
•учить применять на практике…;
•учить пользоваться…;
•тренировать…;
Формы работы на занятиях разнообразны:
•Фронтальная
•Индивидуальная
•Работа в парах
•Работа в микрогруппах (по 3-4 человека) и т.п..
Одной из наиболее эффективных технологий работы при проведении коррекционно-развивающего занятия является игра.
Значение игры в коррекции и развитии коммуникативной и познавательной сферы детей очень велико. Она выполняет следующие функции:
— обучающая (помогает в овладении знаниями);
— развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал)
— коррекционная (исправляет недостатки)
— коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению кон-фликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого);
— занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).
Кроме того, игра способствует созданию позитивного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность.
Основные условия проведения коррекционно-развивающих занятий и игр:
•игровые элементы занятия должны быть разнообразны, эмоционально и наглядно насыщены;
•объем заданий должен быть умеренный;
•Совмещение элементов игры и учения; переход от игр забав к учебно-познавательной деятельности;
•Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;
•Использование имеющихся сильных сторон личности;
•Терпение, спокойный тон, доверие;
•Не сравнивать ребенка с другими;
•Предоставление возможности хоть в чем-то реализовать себя;
•По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.
При организации коррекционно-развивающих занятий рекомендуется помнить, что:
• Любое коррекционно-развивающее занятие должно представлять собой комплекс, включающий не только задания на развитие и коррекцию познавательных и эмоционально-волевых процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.
• Для повышения эффективности занятий необходимо использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент, возможно введение системы штрафов и поощрений. Этот принцип является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом – «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался и т.д. ), которые получает ребенок.
•Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с умственно отсталыми детьми, так как это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
•Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал – покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания.
Упражнение «Волшебная палочка».
Волшебная палочка (ручка, карандаш и т.д.) передаётся по классу в произвольном порядке. Передающий называет число, а принимающий на 2 (3, 4) единицы больше ( меньше).
Упражнение «Рыбы, птицы, звери».
Ведущий бросает мяч и называет «рыбы» - ребёнок, поймавший мяч, должен назвать рыбу; если ведущий называет «птицы» - ребёнок должен назвать птицу и т.д. (2-3 раза).
Игра «Тропинка».
Учащиеся образуют круг, берутся за руки и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово – задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», учащиеся становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!»,- дети направляются в центр круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!» - дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.
Упражнение «Встаньте те, у кого…»
Ведущий предлагает встать около стульев тем, у кого есть следующее: в имени звук «о»,; синий цвет в одежде, чёрные шнурки в ботинках, кто родился весной, у кого светлые волосы и т.д.
Упражнение « Весёлый мяч»
Дети под весёлую ритмичную музыку передают друг другу мяч. Как только музыка обрывается, тот, у кого мяч, выполняет какое-либо несложное задание: досчитать до 10 и обратно, назвать 5 имён девочек или мальчиков и т. д
Коррекционно-развивающий блок – задания и упражнения, направленные на развитие и совершенствование:
•Развитие основных мыслительных операций и познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, мышления, памяти;
•Совершенствование движений, развитие мелкой моторики и сенсомоторики Коррекция нарушений в эмоционально-личностной сфере.
•Развитие коммуникативных навыков и речевой сферы ребенка;
•Освоение здоровье сберегающих технологий.
I. Развитие основных мыслительных операций и познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, мышления, памяти
•Дидактические
•Коррекционные
Дидактические игры - способствуют совершенствованию и развитию определенных познавательных способностей.
Предметные - с геометрическими фигурами; с кубиками, коробками; с игрушками; со счетными палочками
Настольно-печатные и логические - игровым полем; с маршрутом; лабиринты; раскраски; лото
Логические - викторины, шарады; задачи-шутки; анаграммы; кроссворды; чайнворды; «Доскажи словечко»; «Отвечай-ка»
Коррекционные игры.
Игры на коррекцию недостатков памяти и внимания.
Детям нравятся такие игры, где присутствует дух соревнования, где нужно угадать предмет или другого участника, стремятся принять участие в той или иной игре не-сколько раз до успешного результата. Эти игры применимы на любом занятии.
Игры, переключающие и развивающие внимание.
Они должны быть эмоциональными, занимательными. Дети легко включаются в игры с хлопками, сигналами, движениями.
Такие игры проводятся на любом занятии, что позволяет увеличить его эффективность, приучает детей к организованности, способствует лучшему усвоению разнооб-разного учебного материала.
Например, «Море волнуется...», «Огонь и лед», «Пожалуйста» и т.д.
II. Совершенствование движений, развитие мелкой моторики и сенсомоторики.
Для развития движений руки можно использовать традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, графические диктанты, аппликации, любые другие виды ручного и труда, а также пальчиковую гимнастику и т.д.
III. Игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы и развитие навыков общения.
Их можно разделить на 2 группы: функциональные и коммуникативные.
Функциональные игры вырабатывают
•Навыки самоконтроля и произвольности, развивают внимание,
•Способствуют снятию гнева и агрессивности, импульсивности и гиперактивности.
"Говори по сигналу"
Вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
Коммуникативные игры развивают навыки взаимодействия в коллективе.
Их можно разделить на 3 вида:
- направленные на познание самого себя («Какой я», «Мои достоинства и недостатки»)
- парные упражнения, которые помогают лучше узнать партнерам друг друга, н-р «Рукавички», "Сиамские близнецы"
Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте детям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям.
Групповые упражнения через организацию совместной деятельности помогают приобрести навыки взаимодействия в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование различных форм обучения на уроках с мультимедийной и компьютерной поддержкой»
Данная работа представляет собой обобщение педагогического опыта учителя начальных классов. Данный материал будет полезен в работе учителям начальных классов. Разработки уроков были апроби...
Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой л...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...
Развитие у обучающихся интереса к чтению через использование различных форм и методов индивидуальной и массовой работы
В статье рассматриваются различные формы и методы работы с учащимися на уроках чтения...
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)
В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...
«Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»
laquo;Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»...
"Руководители с различными формами проведения классных часов”
Что такое классный час? Из скольки частей состоит,подробное описание каждой части. Наиболее распространенные формы.классных часов....