программа внеаудиторной деятельности "Родничок"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Слова Леонова «Большой патриотизм начинается с малого: с любви у тому месту, где живешь, в полной мере раскрывают проблему патриотического воспитания учащихся. Невозможно без любви к своему краю, родному дому, родителям, школе, поселку воспитать большое широкое чувство – любовь к своему Отечеству». Именно над этим и работает колектив. Учащиеся начальных классов начинают с самого простого: составляют свою родословную, изучают историю поселка, собирают материал для краеведческого музея.
Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Задача современного поколения – сохранить и передать эту память тем, кто будет жить после нас на родной земле.
Краеведение - это изучение своей малой Родины, её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования. Каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.
Село Кемпендяй Сунтарского улуса – одно из самых удивительных мест в Якутии, известно в республике как единственный промышленный поселок, богат полезными ископаемыми. С 17 века Кемендяй притягивал к себе внимание известных ученых, путешественников, деловых людей. Патриотизм, желание служить Родине не приходит к человеку в один день. Для этого нужна многолетняя систематическая, разнообразная работа. Любовь к Родине – это активное чувство, а следовательно, оно требует и активных методов его формирования. Поиск новых путей формирования патриотических чувств у младших школьников побудил нас разработать программу по туристско-краеведческой деятельности во внеурочной работе.
Нами была разработана программа по туристско-краеведческой деятельности младших щкоьников, которая проходит во внеурочное время.
Предмет, цель и задачи.
Предмет программы — организация внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами краеведения.
Целью является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.
Таким образом, исходя из цели, определим основные задачи:
- Создание системы патриотического воспитания школьников среднего звена обучения
- Проведение научно обоснованной учебной и воспитательной деятельности по формированию знаний, умений и навыков в области краеведения
- Утверждение в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к прошлому страны в целом и истории родного края в частности.
Цель программы: совершенствовать систему патриотического восптания в школе для формиования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите через совместную социально-полезную деятельность родителей, детей , педагогов, обществености.
Задачи программы:
- Показать всестороннюю связь учащихся с окружающим миром, включать ребенка в активное познание своей «малой Родины»;
- Воспитывать у учащихся высокую духовную нравтсенность: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам;
- Оздоровить и физически закалить учащихся, способствовать пониманию им, что сильные, ловкие, смелые – лучшие защитники Отечества, что эти качества – залог успеха в будущем;
- Привить нвыки туриста(ориетиование, делать пешие походы, ставить палатку, развести костер, ведение наблюдеия за погодой, уметь преодалевать препятствия, пользоваться страховкой).
- Развивать чувство товарищества и коллективизма.
В процессе усвоения программного материала используются различные методы работы, обеспечивающее сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие навыки их творческой активности, такие как:
Словесные (занятие – беседа, рассказ).
Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов мини-исследования).
Поисковые (выявление имен земляков, погибших в войнах последних лет, сбор легендного и фольклорного материала).
Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, туристические узлы).
Практические (установка палатки, разведение костра, укладки рюкзака, сбор материалов для музея, фотографирование экскурсионных объектов).
Мотивация (дидактические игры. Поощрение, создание проблемной ситуации).
Методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, викторины, конкрусы, туристический слет).
Формы и режимы занятий:
В процессе воспитания необходимо создать условия для активности, самостоятельности и творчества детей, чтобы это превратилось в личную потребность. Занятие не должно быть жестко регламентировано и недостаточно эмоционально, не должно органичивать детей в общении друг с другом. Для этого используются следующие формы занятий:
Групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии, походы, игры, соревнования – эстафеты, вечера – встречи с интересными людьми, КВН, турслет).
Программа расчитана на 2 года, 68 часов, включая теоретические и практические занятия, (в помещении и на местности. Режим работы в течение года не одинаков: зимой, в пасмурные дни преобладают теоретические занятия, весной и осенью – практические. Часть работы выполняется детьми как домашнее задание.
Основными итоговыми мероприятиями являются диагностика занятий в умении детей и слет юных туристов.
Принципы построения программы:
- Изучение окружающей действительности по гносеологической спирали – от своего микрорайона до улуса, края, республики. Основные формы: прогулка, экскурсии, поход по маршрутам, турслеты.
- Комплексное освоение окружющего мира: природы, истории края, культуры и экономики изучаемого региона.
- Планирование по краеведо-туристским циклам. Каждый цикл включает подготовку – проведение мероприятия – подведение итогов; их стыковка – слияние в единый процесс краеведо-туристской деятельности.
- Освоение туристских гидов.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление физического и психологического здоровья детей (через занятия в туристско-спортивных кружках при школе);
- Воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике;
- Воспитание гуманости, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честность. Самостоятельность.
- - формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- - уважительное и бережное отношения к памятникам истории;
- - любовь и бережное отношение к родной природе;
- - посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- - честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Работа ведется по следующим направлениям:
Школа юного туриста
Краеведение
Я и природа.
Содержание и формы работы
Раздел 1. Краеведение
Система мероприятий, направленная на познание истоико-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, истоической ответственности за происходящее в обществе.
№ | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
Я. Мое имя, его значение | 1 | |
Моя семья | 2 | |
Наша школа | 2 | |
1 | Наша село. План-схема села. Предприятия села. | 1 |
2 | Улицы нашего села. Улицы где мы живем | 2 |
2 | Учреждения и их назначение | 2 |
4 | Маршрут №1 | 1 |
5 | История родного края. История Кемпендяя | 2 |
6 | Исследователи и путешестувенники, изучавшие местность края. Экскрусия в краеведческий музей | 4 |
7 | Встреча с ветеранами тыла ВОВ | 1 |
8 | Театральная постановка | 1 |
Формы отчета: устный рассказ, рисунка, мини – сочинения. Макеты улиц и объектов, чертежи-схемы, докла..
Раздел 2. Я и природа.
Воспитание любви к природе, защите ее от загрязнения. Дети изучают растительный и животный мир родного края.
№ | Темы занятий | Кол-во занятий |
1 | Понятие о природе. Прогулки в лес | 1 |
2 | Растения вокруг нас. Лекарственные растения и их значение | 2 |
3 | Сезонные изменения в природе: прогулка в гости к осени | 1 |
4 | Выставка поделок из приодных материалов | 1 |
5 | Водоемы родного края | 2 |
6 | Животный мир родного края | 1 |
7 | Сезонные изменения в природе: Прогулка мороз и солнце | 1 |
8 | Полезные ископаемые родного края | 2 |
9 | Коллективный экопроект «С чем ты можешь бороться, чтобы твое село стала экологически чистой» | 2 |
10 | Сезонные изменения в природе: Прогулка в весенний лес | 1 |
11 | Операция «Зеленка», посадка цветов, деревьев | 2 |
12 | Оперция «Кормушка» в весеннее время | 1 |
13 | Сезонные изменения в природе: Прогулка «Ура, лето!» | 1 |
14 | Маршрут №3 | 1 |
Формы отчета: устный рассказ, рисунки, мини-сочинения, поделки, гербарии, защита звания «Знаток природы».
Раздел 3. Школа юного туриста
Привитие навыков юного туриста, техника безопасности
№ | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Вводное. Кто такие туристы? | 1 |
Правила прогулок и экскурсий. Что надевают на прогулки и экскрусии. В чем и как носят продукты и вещи, необходимые на прогулке или экскурсии. | 2 | |
2 | Виды туризма: пешеходный, вело, водный, горный, авто. Освоение «Кодекса туриста» | 1 |
Снаряжение туриста. Личное, групповое | 2 | |
Личная гигиена туриста | 1 | |
3 | Навыки ориетиования на местности | 1 |
4 | Ориентиование по компасу | 1 |
5 | Топографическая карта. Умение ориентироваться по карте | 2 |
Игра «Искатели сокровищ» | 1 | |
6 | Оказание первой помощи | 3 |
7 | Освоение «туристских должностей»: командир, помощник командира, штурман, зав. Снаряжением, зав. Питанием, медик, фотограф, редактор, физрук | 1 |
Фестиваль туристской песни | 1 | |
8 | Туризм по пересеченной местности | 1 |
Соревнование юных туристов | 1 |
Формы отчета: устный рассказ, рисунки, мини-сочинения, письменые отчеты о походе, присвоение звания «Юный турист-краевед».
Методическое обеспечение занятий
Формы занятий:
Беседы, диспуты, викторины, экскурсии, походы, прогулки, конкурсы, наблюдения, исследовательская работа, выставки, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практический, эвристический.
Содержание занятий по этой программе содействует формированию у учащихся духовности, нравственности, патриотизма, любви к Родине, семье.
Виды деятельности учащихся разнообразны, что помогает детям держаться активной жизненной позиции, понимать, ценить и уважать заслуги прошлых поколений, стараться самим добывать дополнительные знания, кроме тех, что получены на занятиях.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий: Специализированная литература, карточки с заданиями, методические разработки по музею, фото и видео материалы, хроника военных лет, карты России, Республики Саха, иллюстрации. Разработки зачётов, викторин на электронном носителе. Презентации, фильмы, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Формы подведения итогов: проверочные работы, викторины, игры, выставки рисунков, выпуск стенгазет к праздничным датам, зачётные мероприятия, концерты для ветеранов Великой Отечественной войны.
Предполагаемые конечные результаты.
Осуществление настоящей программы позволит:
- продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
- сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
- заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
- оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
- создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеаудиторного курса по английскому языку для начальных классов.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по иностранным языкам (английский язык).Данная программа предназначена для учащихся младших классов, изучающих ...
Программа внеаудиторных занятий "Решение интеллектуальных задач" для 1-3 класса
Развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности у ученика является ведущей линией обновления образовательной практики, когда на первый план выходят не столько знания, сколько средст...
Рабочая программа внеаудиторного занятия: «Комнатное цветоводство»
Рабочая программа внеаудиторного занятия:«Комнатное цветоводство»...
Рабочая программа внеаудиторного занятия: «Юный цветовод»
Рабочая программа внеаудиторного занятия:«Юный цветовод»...
Программа внеаудиторной деятельности "Я - исследователь"
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Успех в современном мире во многом определяется способност...
Рабочая программа внеаудиторных занятий «Умники и умницы»
Программа кружка «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ...
программа внеаудиторной деятельности по английскому языку в 4 классе "Чтение-успех ко всему"
Программа предназначена для обучающихся 4 клаас по английскому языку. Чтение, работа с текстом (метапредметные результаты) предусматривают формирование базовых навыков и умений работы с содержаще...