Рабочая программа внеаудиторного занятия: «Юный цветовод»
календарно-тематическое планирование на тему

Ноева Сата Ивановна

Рабочая программа внеаудиторного занятия:

«Юный цветовод»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_tsvetovod.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д. Флегонтова»

Рабочая программа внеаудиторного занятия: 

«Юный цветовод»

 

Класс:  1-4

Срок реализации программы, учебный год:  2015-16

Количество часов в год:2-4-34ч, 1 кл-32ч

Количество часов в неделю:  1

Плановых контрольных работ: Выставка

Программа внеурочной деятельности «Юный цветовод» в 1-4 классах. 

Пояснительная записка

Программа предметно-ориентированного курса «Юный цветовод» предназначена для формирования практических умений и навыков у учащихся начальных классов по уходу за комнатными и цветочно-декоративными растениями и их разведению. Она включает в себя знания по биологии и экологии, практические навыки. Программа курса обучения составлена из расчета 34 учебных занятий (1 час в неделю)2-4 кл, 32 часа в 1 классе.

Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. Как правило, большинство опытов с комнатными растениями требуют длительного времени, на уроке обычно опыт закладывается и демонстрируются его результаты, а наблюдения за ходом опыта учащиеся проводят во внеурочное время. Внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения, как в школе, так и дома. Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность. Программа формирует также сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

Цель: Формировать интерес к цветоводству посредством создания условий для приобретения навыков самостоятельного наблюдения и ухода за комнатными растениями.

Задачи:


  • сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов и наблюдений за комнатными и садовыми растения, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований;

  • обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями;

  • расширить знания об условиях жизни разных экологических групп растений, способах их размножения.


Курс призван удовлетворить потребности в приобретении новых знаний и навыков, их получении путем самообразования. Знания, полученные учащимися, имеют практическое значение для оформления классных комнат, озеленения пришкольной территории.

Планируемые результаты:

По окончанию изучения курса учащиеся должны иметь представления:


  • о биологических особенностях комнатных и садовых растений разных экологических групп;

  • о природных местах обитания комнатных растений.


По окончанию изучения курса учащиеся должны знать:


  • научные и народные названия комнатных растений;

  • правила ухода за комнатными и садовыми растениями;

  • условия необходимые для жизнедеятельности растений;

  • способы размножения комнатных растений


По окончанию изучения курса учащиеся должны уметь:


  • ухаживать за комнатными растениями (производить полив, рыхление, поддерживать температурный режим);

  • проводить стеблевое и листовое черенкование, деление корневища

  • проводить посев семян, пикировку рассады, посадку и перевалку растений;

  • составлять почвосмеси для рассады цветов и комнатных растений.


Способы проверки планируемых результатов:


  • отчеты о проведении работы;

  • составление коллекции растений;

  • защита индивидуальных проектов.


Формы подведения итогов:


  • организация выставки растений;

  • проведение экскурсий «Путешествие с домашними растениями»;

  • групповые занятия, практическое выполнение работ;

  • разработка групповых и индивидуальных проектов;

  • открытое мероприятие «Творческий отчет»

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Юный цветовод»



Наименование тем


Всего часов


В том числе


Формы контроля


лекции


практика


экскурсия



1


Зачем нам комнатные растения?


1


1




беседа


2


Виды комнатных растений


10


5


4


1


Создание индивидуальных и групповых проектов


3


Содержание и уход


10


4


1


5


Практические задания


4


Способы размножения растений


10


2


7


1


Практическая работа, постановка опытов


5


Вредители, болезни и лечение


2


1


1



тестирование


6


Заключительное занятие


1



1



Творческий отчет



Итого


34


13


14


7


Содержание

Тема 1. Зачем нам комнатные растения

Значение растений для человека. Растения-лекари. Растения в интерьере жилища. Эстетическое восприятие комнатных и садовых растений.



Тема 2. Виды комнатных растений

Экологические группы комнатных растений. Растения тропиков и субтропиков. Суккуленты. Зависимость внешнего строения растений от местообитания. Ампельные и декоративно-лиственные растения.

Творческие и практические задания

Подбор материала о видовом разнообразии комнатных растений. Создание индивидуальных и групповых компьютерных презентаций «Комнатные растения». Определение родины комнатных растений по внешним признакам. Составление карты комнатных растений. Оформление выставки «Эти удивительные растения».



Тема 3. Содержание и уход

Создание условий для роста и развития растений. Температурный и водный режим. Влажность воздуха. Грунты и почвосмеси. Значение микро и макроэлементов для растений. Удобрения, их виды и применения. Перевалка и пересадка комнатных растений. Инвентарь и оборудование для ухода за растениями. Подбор емкостей для растений.

Творческие и практические задания

Изучение информационных источников. Создание паспортов комнатных растений школы. Составление почвосмесей для разных видов растений. Подготовка инвентаря. Выбор емкостей для перевалки и пересадки. Перевалка и пересадка растений.



Тема 4. Способы размножения растений

Вегетативное размножение растений. Стебель как составная часть побега и его функции. Прививки. Видоизмененные побеги: клубни, луковицы, корневища. Размножение делением корневища. Размножение усами, отводками. Листовые и стеблевые черенки. Определение качества семян

Творческие и практические задания

Определение способов размножения растений. Проведение прививки глазками на клубнях картофеля. Размножение стеблевыми черенками традесканции и бегонии. Размножение отводками хлорофитума и камнеломки. Деление корневища ириса. Подготовка почвосмесей для выращивания рассады. Посев семян и уход за сеянцами. Высадка рассады в грунт.



Тема 5. Вредители, болезни и лечение

Насекомые-вредители комнатных растений. Способы борьбы с ними. Болезни комнатных растений и причины их возникновения. Меры предосторожности при работе с химическими препаратами по обработке растений.

Творческие и практические задания

Определение насекомых-вредителей по рисункам и фотографиям. Создание карточек «Вредители и способы борьбы с ними». Диагностика комнатных растений образовательного учреждения на наличие вредителей и болезней.



Заключительное занятие

Творческий отчет о деятельности в течении учебного периода с показом компьютерной презентации «Путешествие с домашними растениями»



Практическая часть программы 

Тема 2. Виды комнатных растений

Творческие и практические задания

Подбор материала о видовом разнообразии комнатных растений.

Определение родины комнатных растений по внешним признакам. Составление карты комнатных растений.

Создание индивидуальных и групповых компьютерных презентаций «Комнатные растения».

Оформление выставки «Эти удивительные растения».



Тема 3. Содержание и уход

Творческие и практические задания

Изучение информационных источников.

Создание паспортов комнатных растений школы.

Составление почвосмесей для разных видов растений.

Подготовка инвентаря. Выбор емкостей для перевалки и пересадки.

Перевалка и пересадка растений.

Тема 4. Способы размножения растений

Творческие и практические задания

Определение способов размножения растений.

Проведение прививки глазками на клубнях картофеля.

Размножение стеблевыми черенками традесканции и бегонии.

Размножение отводками хлорофитума и камнеломки.

Деление корневища ириса.

Подготовка почвосмесей для выращивания рассады.

Посев семян и уход за сеянцами.

Высадка рассады в грунт.



Тема 5. Вредители, болезни и лечение

Творческие и практические задания

Определение насекомых-вредителей по рисункам и фотографиям.

Создание карточек «Вредители и способы борьбы с ними».

Диагностика комнатных растений образовательного учреждения на наличие вредителей и болезней.

Заключительное занятие

Творческий отчет

Компьютерная презентация «Путешествие с домашними растениями»

Список литературы


Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 2. Травянистые растения. – М.: Издательство АСТ, 2000

Батурицкая Н.В., Фенчук. Т.Д. Удивительные опыты с растениями.- Минск: Новая асвета, 1991

Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. Биологический эксперимент в школе.- М.: Просвещение,1990

Бибикова Е.П., Бибиков Ю.А. Цветоводство. – Минск: Вышейшая школа, 1992

Дорохина Л.Д., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990

Жизнь растений/ под ред. Федорова А.А.-М.: Просвещение, 1998

Кузнецова В.И. Уроки биологии. 6-7 класс.- М.: Просвещение, 1991

Клинковская Н. И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.- М.: Просвещение, 1986

Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологиии. Растения.- М.: Просвещение, 1991

Рогожин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика,1981

Рэй Гибсон. Что я выращу?/ Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна – М.: «Росмэн». - 1998

Травкина В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.-СПб.: «Паритет», 2002

Чувикова А.А. Учебная книга цветовода.- М.: Колос, 1984

Чувикова А.А. Практикум по цветоводству.- М.: Колос, 1984

Энциклопедия для детей: Т .2. Биология. – 4-е изд. испр. – М.: Аванта+, 1997

Список литературы для учащихся

Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 2. Травянистые растения. – М.: Издательство АСТ, 2000

Батурицкая Н.В., Фенчук. Т.Д. Удивительные опыты с растениями. - Минск: Новая асвета, 1991

Бибикова Е.П., Бибиков Ю.А. Цветоводство. – Минск: Вышейшая школа, 1992

Жизнь растений/ под ред. Федорова А.А.-М.: Просвещение, 1998

Клинковская Н. И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.- М.: Просвещение, 1986

Рогожин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика,1981

Рэй Гибсон. Что я выращу?/ Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна – М.: «Росмэн». - 1998

Чувикова А.А. Учебная книга цветовода.- М.: Колос, 1984



Энциклопедия для детей: Т .2. Биология. – 4-е изд. испр. – М.: Аванта+, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный цветовод".

Тематическое планирование....

Рабочая программа по внеаудиторной занятости "Я исследователь"

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Современный учитель всё чаще старается предлагать за...

Рабочая программа внеаудиторного курса по английскому языку для начальных классов.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по иностранным языкам (английский язык).Данная программа предназначена для учащихся младших классов, изучающих ...

Рабочая программа внеаудиторного занятия: «Комнатное цветоводство»

Рабочая программа внеаудиторного занятия:«Комнатное цветоводство»...

Рабочая программа внеаудиторных занятий «Умники и умницы»

Программа кружка «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями  Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  № 273-ФЗ...

Рабочая программа кружка "Юный цветовод"

Рабочая   программа дополнительного образования «Юный цветовод» рассчитана и  составлена на 68 часов на один учебный год, по 2 часа в неделю.Цель: пробудить интерес учащихся...

Рабочая программа внеурочной занятости "Юный эколог" 2 класс.

     Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «Риторика», рассчитанного на учеников начальной школы....