Рабочая программа внеаудиторных занятий «Умники и умницы»
рабочая программа (3 класс)
Программа кружка «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008.
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составленав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет системуинтеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Курс включает 138 занятий: 1 занятие в неделю, в первом классе - 33 часа, во 2 – 4 классах - по 34 часа. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).
Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом
Актуальность выбора определена следующими факторами:на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
- Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
- Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
- В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
- При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_umniki_i_umnitsy._1.docx | 76.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тапхарская средняя общеобразовательная школа»
Иволгинского муниципального района РБ
Обсуждено Руководитель ШМО МОУ «Тапхарская СОШ» _________ / Дашиева Ц.С. / | Согласовано Заместитель директора по УВР МОУ «Тапхарская СОШ» ___________/Халбанова Э.М. / | Утверждаю Директор МОУ «Тапхарская СОШ» __________________/ Дондуков З.Ю. / |
Протокол № 1 От «28» августа 2017г. | «29» августа 2017г. | Приказ №____ от «29» августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеаудиторных занятий «Умники и умницы»
Дашиева Цындыма Сергеевна, учитель высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета.
Протокол № 1 от «29» августа 2017г.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008.
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Курс включает 138 занятий: 1 занятие в неделю, в первом классе - 33 часа, во 2 – 4 классах - по 34 часа. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).
Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
- Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
- Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
- В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
- При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе такая:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
На занятия по РПС во 2 классе отводится 40 -45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
- «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
- Разминка (3-5 минут)
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)
- Веселая переменка (3-5 минут)
- Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
На занятия по РПС в 3 классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
- «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
- Разминка (3-5 минут)
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
- Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
- Логически – поисковые задания (10 минут)
- Веселая переменка (2-3 минуты)
- Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
На занятия по РПС в 4 классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
- «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
- Разминка (3-5 минут)
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
- Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
- Логически – поисковые задания (10 минут)
- Веселая переменка (2-3 минуты)
- Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определенном порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объема материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
- Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам 1 класс
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования знаний, умений, навыков:
Личностные результаты:
● определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
● в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
● определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
● проговаривать последовательность действий;
● учиться высказывать свое предположение (версию);
● учиться работать по предложенному педагогом плану;
● учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
● учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
● ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
● учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
● учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
● учиться выражать свои мысли;
● учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
● овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
● сравнивать предметы по заданному свойству;
● определять целое и часть;
● устанавливать общие признаки;
● находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
● определять последовательность действий;
● находить истинные и ложные высказывания;
● наделять предметы новыми свойствами;
● переносить свойства с одних предметов на другие.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам 2 класс
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
● учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
● учиться выражать свои мысли, аргументировать;
● овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
● учиться отличать факты от домыслов;
● овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
● формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
● овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
● перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
● находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
● учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
● развивать доброжелательность и отзывчивость;
● развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
● применять правила сравнения;
● задавать вопросы;
● находить закономерность в числах, фигурах и словах;
● строить причинно-следственные цепочки;
● упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
● находить ошибки в построении определений;
● делать умозаключения.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам 3 класс
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
● уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
● сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
● формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
● формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
● осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
● овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
● соблюдать нормы этики и этикета;
● овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
● учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
● учиться аргументировать, доказывать;
● учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
● выделять свойства предметов;
● обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
● сопоставлять части и целое для предметов и действий;
● описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
● приводить примеры истинных и ложных высказываний;
● приводить примеры отрицаний;
● проводить аналогию между разными предметами;
● выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
● рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам 4 класс
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
● развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
● формировать личностный смысл учения;
● формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
● осваивать способы решения проблем поискового характера;
● определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
● осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД;
● осознанно строить речевое высказывание;
● овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
● учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
● учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
● формировать мотивацию к работе на результат;
● учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
● определять виды отношений между понятиями;
● решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
● находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
● устанавливать ситуативную связь между понятиями;
● рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
● решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Учебно-тематический план внеаудиторных занятий "Умники и умницы" в 1 классе
№ занятия | Развиваемые способности | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | ||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант. | ||
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | ||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | ||
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | ||
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант. | ||
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | ||
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | ||
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления Графический диктант | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | ||
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | ||
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | ||
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
Учебно-тематический план занятий кружка "Умники и умницы" во 2 классе
№ занятия | Развиваемые способности | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | ||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей | ||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | ||
29 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | ||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | ||
34 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей |
Учебно-тематический план занятий кружка "Умники и умницы" в 3 классе
№ занятия | Развиваемые способности | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | ||
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
34 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
35 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
Учебно-тематический план занятий кружка "Умники и умницы" в 4 классе
№ занятия | Развиваемые способности | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | ||
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | ||
34 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
Учебно – методическая литература для учителя
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
Рабочие тетради для учащихся
Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. – М.: РОСТ книга.
Приложение
Тестовые материалы 1 класс (для оценки планируемых результатов освоения программы )
1 класс Входной тест 1. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай. Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е 8 Я Т 1 С Ъ И 4 П Т Д 5 Ч 6 Н М У С К Е 7 Б Т З Л 8 Т 2 Н 2. Реши задачу. Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
3. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов. НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАН 4. Продолжи ряд. 1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________.. . 5. Реши задачу. Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесут две курицы за три дня? _____________ Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы |
1 класс Промежуточный тест 1. Допиши слова, подходящие по смыслу. Холод – зима, тепло - … . Помидор – красный, огурец - … . Человек – ребенок, собака - … . Морковь – огород, яблоня - … . 2. Реши задачу. Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех? _______________ 3. Зачеркни «лишнее» слово: ● Окунь, щука, кит, карась; ● Ель, липа, сирень, береза; ● Сын, друг, бабушка, папа. 4.Разгадай закономерность и дорисуй 5. Учись рассуждать. На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов? ________________ 6. Назови обобщающим словом. ● Пчела, бабочка - … . ● Пила, отвертка - … . ● Франция, Россия - … . ● Дождь, снег - … . |
1 класс Итоговый тест 1. Реши задачи. В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________ Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________ Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________ 2. Зачеркни «лишнее» слово: ● Окно, волк, коза, бежать, берег; ● Гора, холм, река, лес, трамвай, поле. 3. Составь по три слова из букв каждой строки. ● Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________ ● О, С, А, К _____________, _________________, _______________ 4. Напиши по аналогии. ● Птица – крылья, рыба - … . ● Трактор – гусеницы, автомобиль - … . ● Завод – цех, школа - … . ● Альпинист – горы, пловец - … . |
Тестовые материалы 2 класс
2 класс Тест «Алгоритм» 1. Выполни действия. Впиши результаты. ● Задумай однозначное число; ● Прибавь 5; ● Сложи результаты действий 1 и 2 ; ● Вычти 4 ; ● Прибавь 10; ● Вычти удвоенное задуманное число; ● У тебя получилось 11? Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия. 2. Нарисуй рамку. Выполни действия: ● Отметь внутри рамки две точки; ● Обозначь эти точки буквами А и В; ● Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ; ● Обозначь эту точку буквой С; ● Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В. Какая фигура у тебя получилась? 3. Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ? Перечисли эти действия в нужном порядке: a) _________________; b) _________________; c) _________________; d) _________________; e) _________________ . | 2 класс Итоговый тест 1. Впишите слово, которое является понятием данного определения. ● Мера длины, равная 100 см, - … . ● Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … . ● Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … . ● Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … . ● Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … . ● Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … . ● Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … . ● Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … . 2. Дополни определение. ● Час – это единица времени. ● Гроза – это явление природы. ● Корень – это часть растения. 3. Самостоятельно составь определение. ● Дневник – это … . ● Делитель – это … . ● Береза – это … . ● Справедливость – это … . 4. Вычеркни определения с ошибками. ● Враг – это человек, который желает тебе зла. ● Утюг – предмет бытовой техники для одежды. ● Чай – это кипяченая вода чайнике. ● Шуба – зимняя верхняя одежда из меха. ● Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус. ● Корова – животное, которое дает молоко. ● Ствол – это древесный стебель. 5. Объясни своими словами крылатые выражения. ● Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы. ● Глаза – зеркало души |
2 класс Тест « Отношения». 1. Определи тип отношений, запиши рядом. ● Телевизор – экран Воробей – утка ● Брюки – одежда Горький – сладкий ● Почтальон – письмо Сегодня – завтра ● Гололед – перелом руки Карман – кнопка 2. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям. а) Вид – род лето - … столяр - … поезд - … б) Целое – часть растение - … рыба - … воздух - … в) Противоположности аккуратный - … прямой - … бросил - … г) Рядоположности люстра - … Буратино - … сердце - … д) Функциональные уши - … гитара - … корова - … е) Последовательности седьмой - … завтра - … молния - … ж) Причина – следствие игра со спичками - … долго был летом на солнце - … погибло много птиц - … 3. Составить самостоятельно пару понятий: ● род – вид; ● рядоположности; ● целое – часть; ● причины – следствия. 4. Зачеркни неверные пары. Род – вид: звери – животные. Противоположные: жара – засуха. Причина – следствие: утро – вечер. Последовательные: последний этаж – чердак. Функциональные: медведь – берлога. Целое – часть: озеро – глубина. Рядоположности: река – рыба. 5. Напиши противоположные понятия: ● свежая газета - … ● свежая рубашка - … ● свежий хлеб - … 6. Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй). ● Спортивная обувь, кеды, обувь. ● Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник. 7. Построй сам такую цепочку. Роза - … - … - … . Расшифруй слова. а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л З М Л Т Р С Н - … | 2 класс Тест «Сравнение» 1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки: ● Деревянный, удобный, письменный … ● Летний, солнечный, праздничный … . ● Узкий, длинный, кожаный … . ● Черная, рыхлая, влажная … . ● Большие, сине, грустные … . ● Душный, сухой, пыльный … . 2. Подбери близкие по значению слова. ● Друг – товарищ. ● Храбрый - … . ● Скоро - … . ● Разломать - … . ● Думать - … . ● Редко - … . 3. Сравни самолет и автобус. Сходство Различие Самолет Автобус 4. Какой признак отличия лежит в основе деления: ● Перелетных и зимующих птиц; ● Хвойные и лиственные деревья. 5. Выдели признаки сходства. ● Песок, крупа - … . ● Глина, снег - … . ● Книга, телевизор - … . ● Чайник, утюг - … . 6. Напиши красивое сравнение. Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер. ● Красногрудые снегири похожи на … . ● Волосы мягкие, как … . ● Голос звучал нежно, как … . 7. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам. Например: друг ( старый) шкаф. ● Настроение ( … ) утро. ● Обида ( … ) таблетка. ● Торт ( … ) загар. Дополнительное задание. а) Пропали гласные: Н … В … Д … Н … Н К … Р … С … Л Р … С … Н … К б) Восстанови порядок букв и получи слово. ИКОРКДОЛ ЯЯЛБНО |
Тестовые материалы 3 класс
3 класс Входной тест
__________, _________, __________. 2. Вспомните логические операции. а) Обобщение. Назови одним словом, исключив лишнее: ● мальчик, девочка, бабушка - … . ● сметана, кефир, майонез - … . ● Земля, Луна, Венера, юпитер - … . ● дуб, баобаб, береза, осина - … . ● предательство, доброта, честность - … . б) Сравнение. Солнце – Луна: сходство, различие. в) Классификация. Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота. 1 группа 2 группа 3 группа г) Аналогия. ● Вверх – вниз ● Говорил - … ● Думать – размышлять ● Ломать - … ● Брюки – штанина ● Рубашка - … ● 1 2 3 – 2 3 4 ● 3 4 5 - … 3. Анаграммы (расшифруй слова). Ю Г Т У Я М Л О Н И У А К Т Р К | 3 класс Тест «Классификация» 1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов. ● Коза, корова, лось, лошадь - … . ● в, з, ш, д - … . ● Апельсин, груша, малина, яблоко - … . ● Юбка, брюки, полотенце, пальто - … . ● Добрый, жадный, честный, голодный - … . 2. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?). ● Ель ромашка шиповник ● Клен ландыш смородина ● Береза колокольчик сирень 3. Раздели на группы. Дай группам название. Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус. 4. Произведи классификацию по основанию: материал изделия. Посуда 5. Произведи классификацию самостоятельно. Геометрические фигуры 6. Исправь ошибки в классификации. ● Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие. ● Деревья делятся на хвойные и фруктовые. ● Водоемы делятся на океаны и моря. 7. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части. ● Люди делятся на детей и взрослых. ● Машины делятся на грузовые и легковые. ● Год делится на зиму, лето, осень, весну. ● Горы делятся на старые и молодые. ● Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм. ● Час состоит из минут и секунд. |
3 класс Тест «Сравнение» 1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343. Впиши ответы: _____________________________________________________; _____________________________________________________; _____________________________________________________. 2. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов. Впиши ответ: ________________________________________________ . 3.Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3. Ответ: _________________________________ . 4. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет? Ответы впиши в таблицу: Сходство: Различие: _а)_________________ a)_________________ _b)_________________ b)_________________ _c)_________________ c)__________________ _d)_________________ d)__________________ . 5. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце? Ответ подчерки и объясни. 6. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя. Ответы: a) __________; b) __________; c) __________ . * Разгадай загадку: Ответ: ______________ Бел, да не сахар, Ног нет, а идет, На все садится, Тепла боится. | 3 класс Тест «Отношения» 1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки. Ответ: ________________ . 2. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом: a) Утка, ласточка, петух, индейка, гусь; b) 8, 17, 24, 32, 2; c) Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка. Ответы: a) _____________; b) _____________; c) _____________ . 3. Укажи родовое понятие: a) Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник; b) Пятиугольник, круг, квадрат; c) Пчела, муха, бабочка; d) Ель, береза, сосна, клен. Ответы: a) ______________ b) ______________ c) ______________ d) ______________ . 4. Заполни таблицу. Род Виды Птица Ворона 2) 3) Металл 1) 2) 3) Нечетное число 1) 2) 3) Глагол 1) 2) 3) Имя собственное 1) 2) 3) |
Итоговый тест за курс 3 класса 1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки: ● быстрая, бурная, горная, … . ● крупный, вкусный, круглый, грецкий, … . ● летняя, теплая, звездная, … . ● меткая, поучительная, мудрая, … . 2. Вычеркни неверные сравнения. ● У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги. ● Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая. ● В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора. ● Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон. 3. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы. Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка. 1 2 3 4. Произведи классификацию по любому основанию. а) Все экосистемы делятся на … . б) Всех зверей можно разделить на … . 5. Дай группе слов родовое понятие. ● Яблоко, желудь, шишка - … . ● Тополь, кошка, мухомор - … . ● Шелк, ситец, вельвет - … . 6. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому. Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки. 7. Что это? … - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении. … - одна сторона листа. … - знаки, с помощью которых записываются числа. 8. Составь определение. Чемодан – это … . 9. Напиши противоположное понятие. ● Замерз - … . ● Огорчить - … . 10. Напиши следствие указанной причины. Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … . 11. Напиши причину указанного следствия. Автобус не приехал вовремя, потому что … . 12. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные. |
Тестовые материалы 4 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»
В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...
Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" для 1-4 кл.
Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развити...
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной), с...
Рабочая программа внеаудиторного занятия: «Комнатное цветоводство»
Рабочая программа внеаудиторного занятия:«Комнатное цветоводство»...
Рабочая программа внеаудиторного занятия: «Юный цветовод»
Рабочая программа внеаудиторного занятия:«Юный цветовод»...