Выступление "Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКСЭ"
статья

Наталья Николаевна Райкова

Материал выступления на семинарах, курсах, педагогических чтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_24.12.15_na_rch.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Райкова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Шаховская гимназия»

«Воспитание из всех святых дел – самое святое»

Святитель Феофан затворник»

     В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.

     Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.

Особенно сейчас, когда развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующий праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность. 

Поэтому в настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

  Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения.  Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка.

  Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  Во-вторых, в современном мире  ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

 В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

  В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.
 Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Поэтому в состав нового Федерального государственного образовательного стандарта  (в ООП НОО) включена программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В этой программе есть ряд положений, которые значимы для изучения основ разных культур и организации духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиций и ценностей, совместной деятельности школы, семьи и Церкви и других организаций. В инвариантную часть учебного плана начального общего образования включена новая предметная область с названием «Основы религиозных культур и светской этики». Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Если мы обратимся к тематике занятий, то увидим, что каждое из них направлено на формирование основ нравственности, толерантности, сострадания, милосердия и др.

Одним из шести модулей является курс «Основы светской этики», который позволяет учащимся познакомиться с этическими идеалами в развитии; базовыми национальными ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный долг», «справедливость», введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека».

Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций. Например, на уроке «Свобода и моральный выбор человека» обучающимся предлагается проиграть следующую ситуацию:

«Ты очень спешишь домой, где тебя ждут вкусный обед, интересная книга, увлекательная игра. Открыв дверь подъезда, ты видишь соседку, которая пытается выйти на улицу, держа на руках маленького ребенка и толкая перед собой коляску. Не останавливаясь, ты пробегаешь первые ступеньки лестницы и только тогда соображаешь, что соседке будет сейчас очень непросто самой открыть дверь подъезда.

Вопрос: как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком».

Благодаря решению подобных задач обучающиеся смогут не только познакомиться с базовыми национальными ценностями в теории, но и в дальнейшем применять на практике полученные знания.

Свой вклад вносит и безоценочная система, которая не сковывает детей. Очень часто на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна и близка учащимся. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто достаточно направить беседу в нужное направление, педагог на уроке выполняет роль координатора. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ.

Таким образом, о нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют основную направленность учебного курса ОРКСЭ.

Трудно поверить, что школьный предмет, изучаемый в 4–5 классах способен оздоровить нравственную атмосферу российского общества. Если мы хотим немедленного результата, ждем чуда от маленького учебного курса, то не избежим разочарования и разуверимся в собственных силах. 

Что бы Вы посоветовали хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зернышко - ни семью накормить, ни самому насытиться. Что же, выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зерен, через год девятьсот, еще через год он засеет зерном все поле и получит обильный урожай. 

Труд, терпение и здравый смысл – лучшие средства решения наших проблем.

Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей. 

Что это такое – нравственные заповеди и моральные нормы? И почему они необходимы детям?

На многие эти вопросы отвечают темы курса ОРКСЭ. Светская этика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Духовно – нравственное воспитание на уроках ОРКСЭ

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы православной культуры». Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках курса ОРКСЭ

С древних времен люди высоко ценили духовно-нравственное воспитание. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и...

Духовно-нравственное воспитание через уроки ОРКСЭ

Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Вообще под...

Презентация "Этика о воспитании самого себя", ОРКСЭ, урок № 14, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд к новой теме. Раскрывает суть понятия "самоусовершенствование", предполагает работу с раздаточми текстами "Потерял" и организацию ...

Алгоритм деятельности педагога по конструированию и реализации ситуаций духовно-нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ.

Алгоритм деятельности педагога по конструированию и реализации ситуаций духовно- нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ,...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...