Духовно-нравственное воспитание на уроках курса ОРКСЭ
материал (3 класс) по теме
С древних времен люди высоко ценили духовно-нравственное воспитание. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat1.odt | 15.26 КБ |
Предварительный просмотр:
С древних времен люди высоко ценили духовно-нравственное воспитание. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
С 1 сентября 2012 года в учебный процесс образовательных школ Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента России вводится новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов. Введение курса ОРКСЭ — это принципиальный шаг на пути осуществления новой государственной образовательной политики.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основная задача курса — сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям, сформировать с примерами, следующих в своей жизни нравственным ценностям, сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
Современная школа не может оставаться в стороне, а ее задача — помочь заполнить духовный вакуум, построить обучение и воспитание на основе духовно-нравственных ценностей. Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Замечательно, что такой курс появился в школе. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ. Уроки ОРКСЭ помогают формировать
порядочного честного, достойного гражданина, уважающего культурные
традиции России.
Духовно-нравственное воспитание, как никакое другое, требует комплексного подхода. Сделать учебный процесс более эффективным, познавательным, продуктивным помогают возможности ИКТ. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
Огромные ресурсы в образовательном процессе дает использование на уроке интерактивной доски. Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации. При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей учитель ставит перед собой задачи: формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях, ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия, что немаловажно в наших условиях удаленности от духовных и культурных центров. Считаю, что использование информационных технологий на уроках ОРКСЭ носит не только обучающий характер, но и воспитывающий.
Введение курса в содержании обучения и воспитания повысит эффективность воспитательного процесса. Нравственное воспитание начитается с упражнений в нравственных поступках, с появлений чувств любви, благодарности, а не путем обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как
тени, появляющиеся при закате солнца раньше действующих вещей, утверждал
Песталоцци.
Огромную роль в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю. Предмет воспитательных усилий педагога, реализующего программу ценностного самоопределения,- раскрытие содержания того, что сам учащийся собирается осваивать, к чему он осознанно в процессе самоопределения стремится, по отношению к чему он выдвигает инициативу, как пытается достраивать ее до проекта реализации. [1]
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.
Одним из положительных эффектов введения курса ОРКСЭ следует считать интерес к семейным традициям и своей родословной, к прошлому своей страны, ее культуре. В рамках курса рассматриваются семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит о того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета ОРКСЭ будет неполноценным и недостаточно эффективным.
Основной принцип, заложенный в содержании курса,- общность в многообразии, многоединство, поликультурность,- отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. [2]
- Уроки ОРКСЭ нужны и важны. Именно на уроках ОРКСЭ закладываются нравственные качества будущего человека, основанных на идеях добра, совести, справедливости, уважения к человеку.
Использованная литература
- Груздев М.В., Сапегин К.В. Духовно-нравственное воспитание в светской школе // Основы религиозных культур: Образовательная газета (Кирово-Чепецк). 2012. № 1 (1) С. 1-2
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.М:Просвещение, 2010. С.3-4
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / В.С.Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании.-2010.
- Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского.- М.:Просвещение, 2009.
- Поручение Президента Российской Федерации от [Электронный ресурс] // http://www.apkpro.ru/images/osnovy-relig-cult/normativ/poruchenie-medvedeva.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Духовно- нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках, взаимосвязь с другими видами деятельности
Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государс...
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
Роль технологии рефлексивного портфолио личностного роста в развитии духовно-нравственных качеств личности на уроках ОРКСЭ
Технология рефлексивного портфолио личностного роста является эффективным средством плодотворной совместной воспитательной деятельности учеников, учителя и родителейв развитии духновно-нравственных ка...
«Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля «Основы светской этики»».Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4
Доклад по теме "Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля«Основы светской этики"«Самая страшная из грозящих нам катастроф это не столько атомная, тепловая и тому подобные...
ОРКСЭ Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся...