Методическая разработка "Детская игра"
методическая разработка

В методической разработке представлен материал, помогающий развить память, внимание, мышление, речь ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Е.Л., воспитатель,

ГБОУ школа №432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка «Детская игра»

Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память), возникает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Умение играть возникает у ребенка не спонтанно, а в процессе игрового взаимодействия с взрослыми в детском саду и дома.

Детская игра - это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт. В отличии от рисования и лепки в игре дети ничего не создают.

Известно развивающее значение игры в раннем дошкольном детстве, как средства обучения отдельным умением - формирование умственного плана действий. Анализ психологической литературы показывает: изучение мотивационной сферы связано, прежде всего, с изучением сущности игры, ее развивающей функции.

Мотив игры, по мнению А. И. Леонтьева, лежит в самой игре, ребенок играет потому, что ему интересно играть, интересно действовать в воображаемой ситуации.

Для ребенка игра - способ его самореализации и самовыражения. В игре ребенок таков, каким ему хочется быть, добрый волшебник, герой-воин, летчик космонавт, путешественник. В игре ребенок там, где ему хочется быть, на Луне, на дне моря, в школе. Игра позволяет ребенку "остановить мгновение", повторить и прожить его еще много, много раз. Например, он ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторять в игре. У каждого ребенка - свой мир игры. Но, когда он попадает в общество сверстников, а это происходит довольно рано, он открывает для себя "мир" других детей. Это очень увлекательно и интересно, но и очень трудно понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир.

Показателен опыт, который провели ученые: в детском саду поставили необычный железный предмет с кнопками и рычагами. Дети, увидев такой аппарат, сразу начали исследовать его возможности. Они нажимали на кнопки: аппарат гудел, то звенел, то извергал пар, то брызгал водой. Такое изучение продолжалось 3-4 дня. Затем дети стали совершать с аппаратом различные повторяющиеся действия: возить, передвигать, садиться. Постепенно сформировались отдельные игровые действия и, наконец, родились сюжетно-ролевые игры: например, дети стали космонавтами, а аппарат превратили в луноход.

Через две недели массовый интерес к необычному сооружению стал угасать. Этот пример показывает, что игра и творчество имеют много общего. Требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процессов создания.

В игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их совершенствовать, педагогам следует:

Поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать домиком, трубой, конем).

Предлагать, кроме игрушек, коробки, картон, бруски, бумагу.

Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.

 Игровые приемы, способствующие развитию фантазии и речи детей

Оживление предмета. Любая вещь, наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, потому что они движутся. Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный, где «вольности» не всегда доступны, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения

Переигрывание сказки. Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера. Воспитательница говорит: «Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры - трудолюбивые, добрые девочки (выбирается золушка и ее сестры)». Педагог рекомендует детям придумать и продумать новый сюжет, а затем разыграть его.

Игра с числами. Воспитатель называет число, а ребенок придумывает к названному числу смешные действия. Например, взрослый говорит: «Сто». Дети продолжают «Сто шоколадок мы проглотили, сто башмаков мы износили, сто друзей мы пригласили».

В комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребенка, значительное место отводится игре, особенно сюжетно-ролевой. Поведение ребенка в игре, его активность-показатель уровня речевого развития.

Взрослый, участвуя в игре, направляет действия детей вопросом, непосредственным показом, и главное побуждает к высказываниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры-презентации "Выбери слово"

Игру-презентацию   "Выбери-слово"   характеризуют  следующие достоинства:   предъявление  информации на  экране    компьютера...

Методическая разработка игры по станциям по английскому языку для учащихся 4-х классов

В нашем образовательном учреждении регулярно проводятся предметные недели, в число которых входит и неделя английского языка. В рамках проведения данного мероприятия проходят различные конкурсы, викто...

Методическая разработка.Игры во время внеурочной деятельности.

В материале представлена викторина "В мире живой природы"....

Методическая разработка игры "Звёздный час". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная методическая разработка составлена по мотивам телеигры. Участие в игре родителей, соренование в группах, расширение кругозора учащихся, интересный дополнительный материал к урокам Окружающего м...

«Для тебя, любимая! Для тебя, родная!» (методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса)

Методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса...

Путешествие во времени. Методическая разработка игры по станциям для учеников четвертых классов.

Игра предназначена для активизации учений и навыков учеников и мотивирования из интереса к изучению английского языка. Задания позволяют проверить навыки чтения, говорения, аудирования и письма. Этапы...

Путешествие во времени. Методическая разработка игры по станциям для учеников четвертых классов.

Игра предназначена для активизации учений и навыков учеников и мотивирования из интереса к изучению английского языка. Задания позволяют проверить навыки чтения, говорения, аудирования и письма. Этапы...