«Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»
методическая разработка
Познавательная активность школьников с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо ее активизировать. Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resursnoe_obedinenie.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра как средство развития
познавательной деятельности детей с ОВЗ».
Основной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
У детей с ОВЗ мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определёнными трудностями. Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность, ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов. Познавательная активность школьников с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо ее активизировать.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.
Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения, где идет развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, памяти, наблюдательности, сообразительности), закрепление знаний, приобретённых на уроках.
Так же определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих.
Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Внимание у детей младшего школьного возраста развито еще в недостаточной степени. Это мешает им сосредоточиться на выполнении скучной и утомительной работы, какой является, например, выполнение домашнего задания в группе продленного дня. Дети постоянно отвлекаются, переходят от одного вида деятельности к другому, не могут долго сидеть на одном месте. Чтобы помочь ребенку научиться концентрировать внимание, полезно ввести в процесс обучения игровой элемент.
Развитие пространственных представлений
У наших обучающихся дефицит пространственных представлений особенно выражен и может вести к трудностям не только в обучении, но и в освоении бытовых навыков. Полное или почти полное отсутствие собственной двигательной активности у таких детей затрудняет их ориентацию в "большом" пространстве. Такие задания давать тоже очень важно, от сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Как указал Д.Б. Эльконин «память в этом возрасте становится мыслящей…». Для того, чтобы память ребенка успешно развивалась, можно использовать различные игры. Давайте сыграем. Посмотрите на картинке и запомните их. Назови картинки по порядку.
Что же такое дидактическая игра?
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
При проведении занятий в классе я использую следующие виды дидактических игр:
- коррекционно-развивающие, так как они направлены на коррекцию и развитие личности ученика;
- коллективные, которые привлекают ребят тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима нашим детям;
- индивидуальные, помогут детям проявить себя, а педагогу - диагностировать уровень знаний и развития;
- подвижные. Многие дети в большей степени подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»;
- тихие, способствуют развитию внимания, мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;
- «скоростные», игры способствуют доведению навыка до автоматизма;
- а игры-загадки, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Дидактические игры позволяют:
-проводить уроки в нетрадиционной форме;
-развивать коммуникативные навыки учащихся;
-обеспечивать свободный обмен мнениями;
-организовывать процесс обучения в форме состязания;
-облегчать решение учебной задачи;
-вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
-практически закреплять полученные знания;
Игры можно использовать на любом этапе урока. В начале урока (как организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы. Так же целесообразно использование в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей.
По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает - не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).
Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Чаще используются с нашими детками, так как у них, как и у детей младшего возраста преобладает наглядно-образное мышление. Игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, где дети выполняют определенные роли.
Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями. «Вершки и корешки», «Назови одним словом»
Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей.
Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Таких игр множество, задача педагога - выбрать необходимую, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребенка и программными требованиями.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, шарады.
2. Игры-путешествия способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое.
3. Игры-соревнования, где учащиеся соревнуются, разделившись на команды.» Сюда можно отнести такие игры, как «Мир профессий», «Дорожная азбука», «Кто быстрей соберет портфель»
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует её рассматривать как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Рассмотрим некоторые предметные игры и упражнения.
Так на уроке математики можно применить игру «Состав числа», направленную на формирование у школьников математических представлений. Они позволяют педагогу сделать процесс увлекательным и с интересом обучать детей счету (дидактические игры «Какой по счету?», «Один - много», «Чего больше?», «Назови число» и др.), решению арифметических задач (игры «Занимательные задачки», «Сколько будет?» и др.). Предлагаю вспомнить таблицу умножения на 4, выбрав правильный ответ из предложенных вариантов.
Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является именно дидактическая игра. Еще одна игра, направленная на закрепление правильного написания шипящих. Вставить нужную букву.
Речевые игры способствуют развитию речи у детей. Содержание таких игр так же разнообразно и зависит от задач, решаемых на уроке. («Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Закончи предложение», «Режим дня», «Кому угощение?», «Зоопарк», «Сравни предметы», «Разговариваем по телефону», «Что бывает…. Какое бывает…», «Что сначала, что потом», «Угадай, кто это?», «Живые слова» и др.) Кто догадался, какое слово здесь написано?
Игры на уроке окружающего мира способствуют воспитанию у детей любви к природе. Они узнают о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе (игры «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Опиши поры года», «Узнай по описанию», «Птицы перелетные -- неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки», «Составь рассказ», «Какая погода?», «Найди ошибку художника» и многие другие).
Данный тренажер «Дикие и домашние животные» направлен на развитие умения различать и классифицировать животных. Правила игры: Дети выполняют задание «Назови и расскажи о животном?» Нажатием на изображение, животные перемещаются в лес или к дому, что позволяет ребенку самостоятельно проверить результат ответа. Аналогичные игры «Зимующие и перелетные птицы», «Фрукты и овощи», «Одежда».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование на уроках и внеурочной деятельности отдельных интерактивных технологий и игровых заданий действительно повышают уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, заинтересовывают их, что способствует желанию выполнять те или иные виды работ, а следовательно — усваивать учебный материал в сотрудничестве, сотворчестве, путем самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»
Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...
«Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте».
Проблема исследованиявытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидакт...
Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.
Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...
«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».
Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...
Презентация «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».
Осмысление роли учебно-дидактических игр в учебно-воспитательном процессе....
Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.
Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...
«Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ».
Основной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого...