Методики развития интеллектуальных, творческих способностей и формирование характера ребенка в продуктивной деятельности
статья
Актуальность формирования интеллектуальной, творческой личности, соответствующей требованиям развивающегося общества, обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования. Часто за рациональным решением вопросов исчезает индивидуальность, оригинальность, творческий подход к делу, к организации окружающего пространства.
С раннего детства жизнь ребёнка полна открытий. Он удивляется, фантазирует, творит, готов постоянно познавать мир вокруг себя и совершенствоваться. Главное помочь ему в этом и он будет радовать своими замечательными результатами.
Считается, что именно в школьные годы способности ребёнка развиваются наиболее активно. Ребёнок расширяет границы известного ему мира, учится принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методики развития интеллектуальных, творческих способностей и формирование характера ребенка в продуктивной деятельности
Актуальность формирования интеллектуальной, творческой личности, соответствующей требованиям развивающегося общества, обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования. Часто за рациональным решением вопросов исчезает индивидуальность, оригинальность, творческий подход к делу, к организации окружающего пространства.
С раннего детства жизнь ребёнка полна открытий. Он удивляется, фантазирует, творит, готов постоянно познавать мир вокруг себя и совершенствоваться. Главное помочь ему в этом и он будет радовать своими замечательными результатами.
Считается, что именно в школьные годы способности ребёнка развиваются наиболее активно. Ребёнок расширяет границы известного ему мира, учится принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны.
Выготский Л.С., Пономарев П.А., Давыдов В.В., Шмелев А.Г. отмечают, что способность к творчеству связана с определённым уровнем творческого мышления, воссоздающего воображения, умением фантазировать, делать предположения. Программа «Умелица» предусматривает возможность развить эти качества, поддерживает стремление узнавать и изучать новое. Стать интеллектуально развитой и творческой личностью.
Одним из эффективных методов интеллектуального, творческого развития и воспитания характера ребенка является продуктивная деятельность.
Ознакомление с направлениями декоративно – прикладного искусства, формирование эстетического отношения к окружающему миру – всё это возможно через реализацию интеллектуального и творческого потенциала ребёнка, через развитие его познавательного интереса и обогащение личного опыта. С этой целью особенно интересно использование в продуктивной деятельности бумаги, нитей, бисера. Выбор только одного вида деятельности с отшлифовкой навыков может породить у ребенка скуку. Лучше юному дарованию предложить несколько направлений продуктивной деятельности, из которых в дальнейшем он сам выберет своё любимое дело. Многообразие расширит его кругозор, обогатит навыками, поддержит интерес к процессу освоения, сформирует желание интересно проводить свободное время без зависимости от телевизора и компьютера. Сказки, игры на занятиях помогают в общении, стимулируют интеллектуально-творческое развитие.
Учебный процесс по данной программе доступен каждому ребенку. Главное желание ребенка, без него творчество не возможно. Разнообразие изучаемых направлений декоративно-прикладного искусства, вариативность практических работ, формирование навыков предусмотрено в соответствии с уровнем развития интеллектуальных способностей, развития мелкой моторики рук, темпом работы, способностями к репродуктивному и творческому труду. Выполнение тематических заданий предусматривает врожденную неизменяемую характеристику, определяющую темпоритмовую динамическую сторону личности ребенка – темперамент. Темперамент определяет скорость адаптации ребенка, его восприятие, мышление. Вот почему первое занятие на тему «Что умею – покажу, о чем знаю – расскажу» раскрепощает и сближает детей. Проявляется любознательность, желание общаться, удивлять и удивляться. У ребенка закрепляется мотивация «хочу» научиться, знать, уметь еще больше, соизмеряя возможности со своими желаниями. На занятиях создаются условия для фантазии, свободы творчества, для собственной импровизации, для получения удовольствия от процесса созидания и самого результата.
Разделы программы учащиеся осваивают не поочередно один за другим, а вперемешку. На занятиях учащиеся используют уже имеющиеся знания, умения и навыки, не дожидаясь, пока овладеют всем многообразием аппликации, бумажной пластики, вышивки крестом, макраме. Темы предлагаю не сложные (на первый взгляд) с учетом чувствительности, тревожности или эмоциональной устойчивости ребенка. Главную роль играет ключевое слово темы, которое давно известно, понимаемо и ассоциативно – дерево, листья, снежинка, маска, корабль. Затем предлагаю дополнить, уточнить, разнообразить работу. Дома полистать свои книги, обратить внимание на детали иллюстраций. Гуляя, обратить внимание на природные явления. И на последующем занятии закончить работу, передать настроение, образ с учетом любознательности, организованности, аккуратности. Главное – это желание ребенка в самовыражении. Дети работают с учетом своей активности, темпом и ритмом движений, интроверсией и экстраверсией. В классе предусмотрены дополнительные рабочие места для комфортной обстановки детям с ригидностью и доминантностью. Предусмотрена смена видов деятельности для активных детей с сильной работоспособностью – помощь педагогу, сверстникам. За отдельным столом можно собрать пазлы или полистать книги по оригами, аппликации, декоративно – прикладному искусству. Для детей с быстрой утомляемостью есть места для уединения – смотреть в окно, перебирать веревочки в коробке. Главное не допускать перехода школьной тревожности в личностную тревожность, не провоцировать к отрицательным эмоциям. Чаще хвалить, но за реальные результаты. Следовательно, ребенку предоставляется возможность на основе темперамента формировать свои черты характера по отношению к вещам и предметам, по отношению к занятиям, по отношению к одноклассникам и к самому себе. А педагогу постараться помочь ребенку найти «золотую середину" в каждой из характеристик характера. Для спокойной, доброжелательной обстановки на занятиях и формировании привычки вести себя вежливо, тактично дети рисуют или пишут правила поведения. Учащиеся сразу на первом или втором - третьем занятии могут получить результат от процесса обучения. Любой работе ребенка находится практическое применение. Даже образец становится законченным изделием. Это позволяет сохранять дух творчества в процессе работы и интерес учащихся к обучению.
Применение методов опережающего развития навыков, поэтапного обучения дает возможность ребенку овладеть новыми навыками, умениями, знаниями не уставая от однообразия и сохранить интерес к занятиям и творчеству. Результаты использования в работе с детьми развивающих игр и методик М Монтессори, Н. Зайцева, А Бондаренко убедили меня в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество анализаторов: «Когда я слышу – я позабываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю»- это стало доминирующим направлением в системе моей работы с детьми. Вышеперечисленные методики рекомендуют использовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы одновременно. У каждого человека есть ведущие каналы восприятия информации. Даная система преподнесения материала способствует тому, чтобы ребенок мог усвоить новый материал, пользуясь своим ведущим каналом, и развивал потенциальные каналы восприятия окружающего мира.
Именно через творчество ребенок осуществляет связь с миром природы, людей, эмоций.
Учащиеся совершенствуют интеллектуальные и творческие способности одновременно в процессе создания своих субъективных ценностей, формируют черты характера.
Участие старших детей в выставках, открытых занятиях, мастер-классах заключает в себе большие возможности по самореализации, творческой инициативы, активности, формированию и совершенствованию дивергентного мышления, волевых качеств, самоконтроля, самодисциплины, коммуникации.
Создается зона успешности. У ребенка повышается мотивация к образовательному процессу, формируется желание на создание собственных алгоритмов действий, творческого подхода к решению возникающих в процессе обучения задач. Это возможно при сочетании креативного и рационального мышления. Самооценка становится более устойчивой. Ребенок продолжает учитывать мнения родных, друзей, сравнивать свои работы с работами других детей. Но самое главное он уже сравнивает результаты своего труда со своими предыдущими шедеврами. При участии в выставках и мастер - классах необходимо учитывать разновозрастной состав группы и разный уровень подготовки обучающихся.
Обладая основами бумажной пластики, вышивки крестом, плетения и умением читать схемы, ребенок может самостоятельно использовать литературу, интернет ресурсы, выполнять понравившиеся изделия, создавать авторские работы. Ребенок не только учится сам, но и способен передавать свои знания друзьям, родным, знакомым, участвовать в мастер – классах, принимать участие в оформительской деятельности, создавать и дарить подарки родным, друзьям, пожилым людям, ветеранам войны на мероприятиях ДДТ «Павловский».
В творческом объединении «Умелица» при поддержке друзей, единомышленников и родителей стремление узнавать и изучать новое может стать привычкой. Мотивация «хочу» часто переходит в волевые качества «могу», «надо».
Занятие декоративно – прикладным творчеством может стать увлечением на всю жизнь.
Заключение
Развитие интеллектуальных, творческих способностей ребёнка и формирование его характера средствами продуктивной деятельности окажется наиболее эффективным, если будут:
- в качестве теоретической основы учитываться общие закономерности развития ребёнка;
- сформированы соответствующие психолого - педагогические условия для занятий продуктивной деятельностью;
- разработаны методики и подготовлена соответствующая материальная база;
- осуществлена систематическая, планомерная и непрерывная работа по анализу и коррекции методов и форм работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...
Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".
Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний родителей....
Развитие интеллектуально-творческих способностей.
В статье представлен опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей на уроках русского языка....
Взаимосвязь интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности
В статье изложены особенности взаимосвязи интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности...
Кабинет начальных классов как среда развития интеллектуально - творческих способностей младшего школьника
В данной статье рассказывается о кабинете начальных классов, как среде развивающего обучения....
Устный журнал Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС.
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВАРИАНТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Одним из важнейших средств подъема эффективности обучения являетсяповышение познавательного интереса к предмету. Новое всегда рождает любопытство,которое переходит в любознательность, при проявлении к...