Кабинет начальных классов как среда развития интеллектуально - творческих способностей младшего школьника
статья на тему
В данной статье рассказывается о кабинете начальных классов, как среде развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации при создании учебного кабинета. | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Кабинет начальных классов как среда развития интеллектуально-творческих способностей младшего школьника
Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поговорить о кабинете, с которого начинается школьная жизнь каждого ребенка. И от того, насколько правильно и грамотно он будет оснащен, зависит, станет ли интересно маленькому ученику в школе и захочется ли ему бежать сюда каждое утро.
Учебный кабинет начальных классов – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС начального общего образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья. Так звучат слова в «Положении об учебном кабинете начальных классов».
Развивающая среда в помещении учебного кабинета отвечает следующим важнейшим принципам:
- безопасности и личного комфорта учащихся,
- вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов,
динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов учащихся.
Сегодня в связи с внедрением ФГОС актуальна проблема организации образовательного пространства школьника.
Однажды один известный писатель заметил, что если бы врач 19 века был каким-то образом перенесён в наше время, то он был бы не рад тем достижениям медицины, которые произошли за этот век и о которых в своё время он мечтал — он просто не узнал бы современный медицинский кабинет или операционную и не смог бы работать с оборудованием, которое там находится. Банкир 19 века тоже не смог бы работать в современном банке. Фактически, единственный специалист 19 века, который легко мог бы приступить к своим обязанностям — учитель, чьё рабочее место за последние лет двести почти не менялось.
Эти изменения начали происходить только в последние годы.
Летом педагоги чаще всего заняты школьным дизайном: меняют таблицы, вешают новые плакаты, памятки и инструкции, перекрашивают стены и экспериментируют с декором. Но мало кто задумывается, какое значение психология влияния цвета имеет на эффективное оформление классной комнаты. А ведь давно подмечено, что в одной классной комнате ученики с удовольствием учатся и ведут себя активно, в другой – пассивны и не хотят работать. И дело совсем не в памятках и декоре. Именно цвета, которые видят перед собой ученики, и влияют на их умственные способности, внимательность и желание что-то делать. В основных требованиях к учебному кабинету говорится, что кабинет должен соответствовать требованиям СанПина. Итак, дети
- 6,5 – 8 лет – предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета;
- 9-11 лет – оранжевый и желто-зеленый цвета.
Хочется зачитать, каким удивительным свойством обладает цвет стен:
А вы, уважаемые коллеги, проанализируйте свою пространственную среду.
- Зеленый. Ученики будут спокойными, доброжелательными и уравновешенными. Материал будет хорошо запоминаться. Зеленый цвет – успокаивает, но клонит ко сну.
- Синий. У учеников будет хорошо работать логическое мышление, механическая память, но будет отсутствовать способность к творчеству и фантазия. Фиолетовый и синий вызывают неуверенность, мрачный настрой.
- Голубой. Ученики будут очень спокойными, даже вялыми, плаксивыми. Полностью пропадет желание что-то делать, появиться лень и мечтательность.
- Желтый. Солнечное оформление классной комнаты поможет скнцентрировать внимание, настроиться на работу, но вскоре начнет раздражать и вызывать агрессию. Желтый цвет – веселое и радостное настроение.
- Оранжевый. Этот цвет поднимет настроение и сделает помещение "теплее". Но скучный и сложный материал ученики воспринимать будут уже плохо. Оранжевый цвет стимулирует мыслительную активность.
- Фиолетовый и коричневый. Такие оттенки могут вызвать угнетение и депрессию. Ученики будут угрюмы, недоброжелательны.
- Красный. Такое оформление вызовет хорошую активность, придаст сил и отгонит сонливость. Но тишины на уроке уже не будет. Как видно
у каждого цвета есть свои плюсы и свои минусы.
Оформление кабинетов начальных классов требует не только творческого подхода со стороны учителя, но и соблюдения общих методических рекомендаций. Рассмотрим их для создания собственного кабинета.
Пространство целесообразнее поделить на несколько зон: игровую, информационную и учебную.
Итак, оформление кабинета в учебной зоне предполагает наличие парт, учительского стола, доски, шкафа для книг, видеопроигрывателя, компьютера, интерактивной доски, проектора, телевизора. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений Всё, что касается технического оснащения кабинета, должно активно использоваться педагогом во время образовательного процесса.
Информационная зона должна стимулировать познавательную активность детей, здесь можно разместить, к примеру, карту России, либо знакомить учащихся и гостей с жизнью класса.
Одна из основных целей начальной школы – сформировать у ребенка познавательную активность, стимулировать самостоятельное мышление, расширять кругозор, находить пути решения поставленных задач. Именно поэтому очень важно выделить уголок, где будут отражаться успехи класса, их достижения в учебе и творчества, а также специальный стенд, на котором будут вывешиваться занимательные задачи и упражнения, которые будут способствовать развитию интереса к учебе.
Кабинет для начальной школы» помимо оборудования и технических средств обучения включает также демонстрационные наглядные пособия, учебно-методические пособия, справочники, словари.
Обязательно надо постараться, чтобы в оформлении присутствовала государственная символика, которая способствует воспитанию патриотизма и гордости. Также необходимо выделить место для пропаганды здорового образа жизни. И обязательное условие – на видном месте должны висеть правила дорожного движения, чтобы с малых лет ребенок их четко усвоил.
В игровой зоне может быть расположена мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Наличие позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.
Таким образом, правильно организованная предметно – развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие музыкально - творческих способностей младших школьников»
Теоретические особенности развития музыкально- творческих особенностей учащихся на уроках фортепиано. Принципы, методы и приемы развития творческих способностей детей. опытно-эксперементальное исследо...
Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...
«Развития литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности »
зачетная работа по курсам повышения квалификации "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования " (инвариантный блок)...
Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".
Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний родителей....
Педагогический проект "Развитие литературно-творческих способностей младших школьников"
Педагогический проект включает разделы: 1. Анализ ситуации. 2. Проблема. 3. Планируемые результаты. 4. Система работы. 5. Диалогический инструментарий.6. Условия, обеспечивающие достижения новых образ...
Взаимосвязь интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности
В статье изложены особенности взаимосвязи интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности...
Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской работы
Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской работы...