Взаимосвязь интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности
статья на тему

Екатерина Борисовна Ч

В статье изложены особенности взаимосвязи интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_intellekttvorchestvo.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности

        Развитие интеллектуальных и творческих способностей личности выступает одним из приоритетных направлений содержания современного образования, так как интенсивное развитие страны невозможно без интеллектуального и творческого потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы и способностей.

        Рассматривая структуру интеллекта, многие исследователи выделяют в ней творческие способности, понимаемые, как способности к порождению разнообразных оригинальных идей. В то же время, ряд исследователей, рассматривая структуру творческих способностей, выделяют в них интеллектуальные компоненты. Таким образом, интересным представляется вопрос о взаимосвязи интеллекта и творческих способностей.

        В педагогике под интеллектом понимается, в широком смысле, вся познавательная деятельность человека, в более узком - мышление. По одному из определений современной психологии интеллект рассматривается как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности (в том числе и творческой).

Под творческими способностями будем понимать совокупность свойств и особенностей личности, характеризующая ее готовность к творческой деятельности.

        Существуют несколько точек зрения на взаимосвязь интеллекта и творческих способностей.         

        По мнению Р. Стернберга, Г. Айзенка и других специалистов в области интеллекта, чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень творческих способностей человека, и наоборот. Однако Е.П. Торренс в результате собственных исследований пришел к выводу, что связь между уровнем интеллекта и креативностью (творческими способностями человека) односторонняя. Если коэффициент умственной одаренности >120, креативность и интеллект проявляются как независимые факторы.

        Результаты исследований Н. Когана и М. Воллака показали, что факторы креативности и интеллекта независимы при всех значениях. В подтверждение данного факта была выявлена группа детей с высоким уровнем креативности, но с интеллектом ниже среднего. В исследованиях, проведенных в лаборатории психологии РАН, были получены аналогичные результаты.

        По мнению психолога В.Н. Дружинина, интеллект индивида выступает в качестве «верхнего ограничителя» потенциальных творческих достижений. «Нижний интеллектуальный порог» определяется регламентированностью сферы, в которой индивид проявляет свою творческую активность. Не смотря на некоторые различия мнений психологов на взаимосвязь интеллекта и творчества, следует заметить, что интеллект позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира и тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.

        Современные отечественные педагоги также признают, что творческая деятельность, связанная не только с новым содержанием, но и с решением новых, подчас сложных проблем, предполагает сформированность ряда интеллектуальных навыков.

        С целью изучения взаимосвязи творческих способностей и интеллекта в одном из российском государственном педагогическом университете было проведено исследование. Результаты исследования подтвердили сильную статистическую взаимосвязь между показателями интеллекта и творчества.

        Однако, по мнению некоторых исследователей, креативность и интеллект, несмотря на их тесную взаимосвязь, противопоставляются, исходя из того, что в отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя бы и сложные, но поставленные кем-то проблемы, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы.

        Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что, не смотря на различные точки зрения, интеллект и творческие способности тесно взаимосвязаны и чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность проявления личностью своих творческих способностей. Кроме того, данная связь раскрывает механизм развития творческих способностей.

        В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

        Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

             Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.

        Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в новом федеральном государственном образовательном стандарте. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету  и во  внеурочной  деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты.  Они  готовят  детей к созданию самостоятельных проектов.

        Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

        В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

        Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

        Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.    

        Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

        Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

        Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии. В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых  и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. По моему мнению, их в полной мере можно  решить, строя учебный процесс на основе развивающего обучения.  Его сущность раскрыта Л.С.Выготским “Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности”.

        Таким образом, проектно-исследовательская деятельность младших школьников способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

        Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Список литературы

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

3. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

4. Ермолаева—Томина, Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей / Л.Б. Ермолаева—Томина // Вопросы психологии. -1975. - №5. - С.166-175.

5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.

6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.

7. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

8. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008

9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2008

10. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

11. Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

12. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

«Развития литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности »

зачетная работа по курсам повышения квалификации "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского  образования " (инвариантный блок)...

Развитие творческих способностей младших школьников в рамках гпд .

В данной статье  обобщается личный опыт по развитию творческих способностей в воспитательном процессе....

«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»

laquo;Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»...

«Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС».

Методическая тема : «Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»....

Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в рамках ФГОС»

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить....