Развитие интеллектуально-творческих способностей.
статья по русскому языку ( класс) по теме

 В статье представлен опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_spirenkova.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуально-творческих способностей одаренных детей на уроках русского языка в начальной школе.

Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом человеческой деятельности. Основная задача современной школы - создание условий для развития человека, способного наиболее полно реализовать свои возможности, готового к условиям современной жизни. В книге «Мозг. Обучение. Здоровье» B.C. Ротенберга, С.М. Бондаренко сообщает: «Возникает как бы положительная обратная связь между уровнем и темпом развития мозга: чем сложнее и совершеннее становится центральная нервная система, тем интенсивнее она развивается и совершенствуется... Одним из механизмов, обеспечивающих такое ускорение, является поисковая активность… Поисковая активность способствует адаптивному развитию нервной системы, а последняя, в свою очередь, стимулирует поиск». Решение логических заданий по русскому языку - это одна из многочисленных форм развития способностей к поисковой активности, а значит и развития способности адаптации к трудностям и поиска пути решения неожиданных вопросов и способа самореализации.

Актуальность вопроса состоит и в том, что эта работа проводится именно на уроках, является формой реализации индивидуального подхода в обучении - одного из базовых принципов современной педагогики.

Каждый ребенок неповторим. Один может обладать хорошими навыками чтения, но в арифметическом счете не отличаться от своих "средних" сверстников. Другой ребенок, имеющий прекрасные музыкальные способности, вовсе не блещет в общеобразовательной школе. Третий ребенок—с высоким IQ, но с необычайно низкой самооценкой. В любой школе и классе уровень подготовленности детей и их способности к усвоению и анализу учебного материала различны. В понятие «одаренные дети» я включаю учащихся, показывающих значительно лучшие результаты выполнения заданий, более высокую скорость мышления по сравнению с возрастной нормой. Таким ученикам следует предлагать более сложные задания, которые часто называем логическими, творческими.

Любые творческие работы требуют нестандартного подхода к их выполнению, умения взглянуть на вопрос, объект, проблему с новой стороны, а иногда одновременно с разных сторон... Интеллектуально-творческие задания требуют также применения логического мышления, проницательности, интуиции.

Также надо отметить, что, несмотря на распространенную идею о наибольшей пользе проблемного обучения, никакой вопрос не может быть решен без определенной базы знаний, значит - и без заданий репродуктивного характера. Так же при решении логических заданий учащиеся должны опираться на совершенно конкретные знания правил, законов и явления русского языка, которые они изучают в общем курсе начальной школы. И иметь план рассуждений при анализе словарного материала. Таким образом я провела классификацию заданий по темам, «причине» сложности и по классам от 1 до 4.

Задания могут оказаться сложными, во-первых, из-за содержания материала (на грани изученного и неизученного) и, во-вторых, содержать отличную от стандартной модель размышления (рассуждения оказываются больше по объему, правила используют в косвенной форме или вывод делается на основании последовательного применения нескольких правил). Для успешного решения логических заданий ученика нужно научить некоторому алгоритму рассуждения:

  • определить основные понятия, признаки темы;
  • определить правила, связанные с данными понятиями;
  •  последовательно применить правила.

Часто ключевыми являются такие понятия как «звук», «буква», «часть слова», «часть речи»», «член предложения», а затем категории рода, числа, и т. д. Так в игре «Русский медвежонок» я так классифицировала задания:

-анализ фонем и букв;

-анализ частей слова;

-анализ частей печи;

-анализ морфологических конструкций.

Проводя параллель с программой русского языка в начальных классах можно отметить, что в первом классе можно научить талантливого ученика выполнять интеллектуально-творческие задания, связанные с фонетическим строем речи и начать работу над составом слова и словотворчеством; во втором классе продолжить и углубить знания по составу слова и дать представления о различных частях речи (на уровне понимания общего смысла части речи, узнавания основных морфологических признаков). А в третьем классе - задания связанные с законами правописания различных частей речи, законами их изменения, сравнения друг с другом и анализ предложения (связь слов, грамматические конструкции).

Описание методики, по которой я работаю с одаренными детьми, я хочу начать с места и форм работы на уроках. Систематическую индивидуальную работу со способными учащимися на уроках я начала вводить в конце первого класса, когда у детей появился навык самостоятельной работы. Это условие необходимо, и навык должен быть сформирован у всех детей класса, так как прежде чем давать индивидуальные задания, следует объяснить принцип решения заданий нового вида. Но объяснять принцип решения задач повышенной сложности на класс, «фронтально» - работа неэффективная. Поэтому на уроках закрепления материала, в период между первичным контролем и контрольной работой по всей теме, я выбираю время, чтобы дать большей части класса самостоятельную работу и провести вводный инструктаж с группой одаренных учащихся. Для вводного инструктажа по новой форме работы с логическими заданиями бывает достаточно 3-5 минут. В это время я объясняю детям основной принцип рассуждения при решении задания, обращаю внимание на основные понятия и правила, лежащие в его основе. На последующих уроках я даю карточки с заданиями повышенной сложности такого же типа без дополнительных объяснений. Как правило, учащиеся справляются с предложенными упражнениями, а если допускают единичные ошибки - их причиной является излишняя торопливость и невнимание (азарт). Исправленные ошибки ребята осознают и, обычно, обсуждения результатов я не провожу. В случае же, если многие ученики сделали ошибки или не справились с заданием, я делаю вывод о недостаточном понимании структуры работы и провожу повторный инструктаж. Общую структуру размышлений я бы назвала «от частного к целому» и описала такими шагами:

1. Анализ звуко-буквенной структуры, ударения.

  1. Анализ состава слова.
  2. Анализ смысла, родственных связей, синонимов, антонимов, омонимов.
  3. Анализ принадлежности к определенной части речи, способов изменения формы слова.
  4. Анализ структуры словосочетаний, предложений.
  5. Понимание фразеологизмов

Эта последовательность обычна при изучении русского языка, в более или менее подобном виде она прослеживается в построении большинства программ начальной школы. Но учащиеся при этом могут не задумываться, почему одна тема следует за другой. Работая с планом рассуждения, я стараюсь привить детям понимание природы слов и русского языка в целом, чтобы, получив задание, им легче было вычленить главное в условии и вопросе, а затем вспомнить нужные правила.

Такой план рассуждения учащиеся должны освоить к концу 4 класса, До этого времени я последовательно знакомлю учащихся с его частями. Как постепенно дети осваивают новые знания, так постепенно меняются формы и содержание логических упражнений. Таким образом можно говорить о системе интеллектуально-логических заданий для учащихся начальной школы на уроках русского языка.

  1. класс IV четверть:
  • задания на уточнение понятий «звук», «буква»
  • задания связанные с постановкой ударения в словах
  •  деление предложений на слова
  1. класс (начинается с повторения пройденного материала, так и темы упражнений будут повторяться, но их содержание усложнится)
  • задания на уточнение понятий «звук», «буква», «слог»        
  • задания на понимание смысла слов
  • задание по изменению формы слова

2 класс II четверть (знакомство с составом слова)

  • работа с родственными словами
  • задания на уточнение понятия каждой части слова
  • работа над составом слова

На этом этапе дети освоили решение логических заданий на основе первых двух пунктов рассуждения, и я предупреждаю их, что теперь в заданиях типа «Исключи лишнее слово» они должны будут сами понять закономерность, для этого сначала проанализировать звуко-буквенную структуру, а затем, если потребуется, состав слова и смысл. Даже после всех решенных ранее заданий я отдельно обращаю внимание ребят на порядок размышления, так как интуитивное применение знаний часто приводит к растерянности и чувству бессилия.

В 3 и 4 классах добавляются задания для логических упражнений связанные с формой слов, как частей речи, и грамматическим строем речи.

Результаты выполнения заданий я фиксирую, что позволяет следить за успехами каждого учащегося, его активностью и интересами.

В результате систематической работы я могу отметить, что учащиеся, регулярно выполняющие интеллектуально-логические задания, проявляют большую самостоятельность при изучении нового материала, в выполнении научных работ, активно участвуют в интеллектуальных играх, организованных в классе и школе, занимают призовые места среди учащихся своего возраста.

Я надеюсь, что мой опыт будет интересен учителям начальных классов, желающим наиболее полно использовать в работе принцип индивидуального подхода в рамках школьного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".

Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний  родителей....

Кабинет начальных классов как среда развития интеллектуально - творческих способностей младшего школьника

В данной статье рассказывается о  кабинете начальных классов, как среде развивающего обучения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВАРИАНТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Одним из важнейших средств подъема эффективности обучения являетсяповышение познавательного интереса к предмету. Новое всегда рождает любопытство,которое переходит в любознательность, при проявлении к...

Программа.Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника "Одаренный ребенок"

Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития  образовательного учреждения и является основой для ...

Методики развития интеллектуальных, творческих способностей и формирование характера ребенка в продуктивной деятельности

Актуальность формирования интеллектуальной, творческой личности, соответствующей требованиям развивающегося общества, обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы обра...

Программа. Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника «Одарённый ребёнок»

Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных младших школьников....