Клубный час в группе продленного дня.
статья (1, 2 класс)

Статья о проведении клубных часов посвященных театральной деятельности в группе продленного дня в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_klubnyy_chas_v_gpd.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час в группе продленного дня.

Волкова Елена Константиновна воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ№147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

В государственной культурной политике, утвержденной Указом Президента от 24 декабря 2014 года , определены главные направления государственных и муниципальных программ. И это привело в основе к необходимости переорганизации учебного процесса, преобразованию учебных программ и планов, в том числе и реализацию метапредетного подхода при организации урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с основными направлениями государственной культурной политики.

Актуальность темы обусловлена введением стандартов второго поколения. Именно в них заявлены требования к результатам обучения. В том числе и к метапредметным. Изменилась и цель образования. В основе новых стандартов лежит деятельная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе универсальных способов деятельности

Процесс обучения понимается как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В настоящее время рождается школа « культуротворческого» типа, строящая единый и целостный учебный и воспитательный процесс «как путь ребенка в культуру». Литература и искусство развивают память, мышление , фантазию, воображение  и способность человека к творчеству.

Основные принципы культуротворческой педагогики совпадают с принципами театральной педагогики , как одной из самых творческих по своей природе.

Театральную педагогику все чаще рассматривают как одну из самых продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе. Игровая природа театра позволяет целостно выстраивать педагогический процесс. Поэтому включение ребенка в театральное действие всё чаще используется в школах : как средство его психического  развития; как средство диагностики индивидуальной одаренности; как метод самопознания; как способ накопления ребёнком поведенческого опыта.

Я рассматриваю театральную деятельность, как наиболее эффективное средство в формировании читательского интереса младших школьников.

В своей работе воспитателя ГПД часто использую приемы театрализации. Этот вид работы всегда вызывает интерес у учащихся. На сцене нет ни отличников, ни отстающих, у детей есть возможность поиграть, нарядиться, показать свои творческие способности.

Я работаю в группе продленного дня в своем же классе. Много произведений по программе начальной школы можно инсценировать.

Мы распределяем роли, репетируем, готовим костюмы и декорации. Иногда эти мини спектакли показываем на уроках чтения. Иногда делаем утренники для родителей, иногда идем к детям в другие младшие классы и показываем им свои постановки.

Я заметила, что дети стали лучше читать, с легкостью заучиваю стихи.

Работа над созданием  спектаклей дает мне возможность понять достоинство данного вида деятельности.

В нашей работе над спектаклем нет мелочей. Продумываем всё: костюмы, декорации, предметы бутафории. Какую музыку будем использовать или видео клип; как оформим сцену или класс? Распределяем обязанности. Каждый занят конкретным делом. Свою задачу я вижу в том, чтобы стимулировать, контролировать и помогать ребятам. Над ролью работаем индивидуально с каждым. Каждый участник спектакля может попробовать самостоятельно создать свой сценический образ, если у него не получается, то я всегда помогу советом.

 Когда роли выучены, начинается репетиция всего спектакля. Это не только увлекательный, но и кропотливый труд на пути создания спектакля. На этом этапе важно научить детей видеть и слышать не только себя, но и тех с кем ты выступаешь, помочь осознать, что каждый из них- часть единого целого. Научить чувствовать товарища по сцене, быть готовым к импровизации.

 И вот наступает день выступления. Мне всегда очень интересно – довольны ли сами ребята тем, что у нас получилось. Обсуждение происходит в форме « круглый стол». Ребята друг за другом высказывают своё мнение.

Работа над созданием спектаклей дает мне возможность понять достоинства данного вида деятельности. Я определила основную цель моей воспитательной работы- формирование духовного мира ребенка, развитие его личности, воспитание любви к книге через театральную деятельность. Теперь театральная деятельность – это тщательно продуманная, отлаженная, целенаправленная и осознанная система действий всех участников творческого процесса. Для достижения этой цели воспитателю необходимо решить следующие задачи:

  • создать единое театрально - образовательное пространство в урочной и внеурочной деятельности;
  • развивать речь учащихся, их эмоциональную сферу;
  • формировать у детей внимательное отношение к  мнению  другого человека, требовательность к себе и другим;
  • формировать умение понимать авторский замысел; давать характеристику действующим лицам; работать над тональностью;
  • способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся.

 Важным моментом в использовании театральной деятельности является работа со сценарием, которая включает несколько этапов:

  1. Чтение сценария воспитателем.
  2. Чтение сценария детьми ( в лицах)
  3. Свободное обсуждение содержания сценария, его основной идеи.

При выборе персонажей большинство ребят претендуют на главные роли. В этом случае на доступных примерах приходится объяснять, как трудно сыграть отрицательного персонажа или маленькую, но важную в постановке роль. Как интересно будет перевоплотиться в собаку, котенка, воробья и т.д.

 Мне хочется. Чтобы мои воспитанники  чувствовали себя и создателями. И творцами спектакля. Каждый может попробовать себя в различных « театральных профессиях»: режиссера и автора сценария, музыканта и певца. Художника - декоратора, бутафора, гримера, актера. То есть выбрать направление работы, которое ему больше нравится и соответствует.

За  четыре года мы подготовили и показали большое количество спектаклей, литературно-музыкальных постановок. « Три поросёнка», « Снежная королева», «Золотая осень» и т.д.                                                                                                                      Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при специальной подготовке к подобному роду деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально - игровой деятельности. У меня этот опыт есть. Я много лет   в студенческие годы  и потом занималась в народных театрах. Много сыграла ролей. Поэтому о театре знаю много. Среди моих бывших учеников есть артисты  театра и кино. Я возила детей в театры, и не только на спектакли, но и за кулисы. Где ребятам показали работы разных  театральных  профессий. Это вообще было для них открытием. Оказалось, что для того, чтобы создать самый маленький спектакль, работает множество людей, кроме артистов и режиссёра.

В своей работе я стараюсь развивать у детей любовь к  литературе, творческое мышление и эмоциональность, а также понимание характера персонажа, места и времени действия. Моей целью всегда было помочь детям обрести уверенность в себе, развить у них навыки социального общения, а также научить выражать свои чувства.

 Театральная деятельность помогает на уроках. Так на уроках литературного чтения дети самостоятельно по группам создают мини - спектакли по произведению, которое мы проходим.   У нас прошел урок  по теме « М. Горький                                                        « Воробьишко». Дети разделились на группы. На занятиях по внеурочной деятельности они готовились по теме. Одни решили показать кукольную постановку,  другие сами сделали костюмы и подготовили роли, третьи создали видеоролик.  Урок получился интересным. Еще к этому уроку каждая группа готовила сообщения о театральных профессиях. Дети прочитали много материала про эти профессии и с увлечением рассказали всем.

 Театральная деятельность очень помогает в работе.  Она дала мне возможность  создать дружный коллектив учащихся. Где каждый болеет за общее дело, уважает чужое мнение и готов  понять и помочь своему другу.

Литература:

1.Н.А.Басина., Н.П.Сулимова и др. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды., М., 2003

2. Л.С.Выгодский . Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. М., Просвещение, 1967.

3. М.В.Копосова. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дисс.канд. пед. Наук. М., 1994.

4. Э.Г.Чурилова . Методика и организация театрализованной деятельности  дошкольников и младших школьников. М..владос,2001

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час в группе продленного дня " О добре и зле"

Клубный час проведен во 2- а классе в группе продленного дня. Мероприятие направлено на  развитие у обучающихся представлений о добре и зле, на формирование стремления совершать добрые поступки....

Клубный час в группе продленного дня

Клубный час в группе продленного дня ГБОУ Школы №1359. Чтение книг о защитниках Родины....

Клубный час в группе продленного дня

Презентация "Наш друг светофор"...

Клубный час в группе продленного дня "Клуб веселых математиков"

Друзья! На КВМ веселыйМы снова в гости к вам пришли.  Мы очень ждали этой встречиИ постарались , как могли. Привет, друзья! Сегодня в школеБольшой и интересный день.Мы приготовили весел...

Клубный час в группе продленного дня "Клуб веселых математиков"

Друзья! На КВМ веселыйМы снова в гости к вам пришли.  Мы очень ждали этой встречиИ постарались , как могли. Привет, друзья! Сегодня в школеБольшой и интересный день.Мы приготовили весел...

"Поговорим о дружбе" Клубный час в группе продленного дня

Цели: 1) выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; 2) способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся; 3)...

Клубный час в группе продленного дня 3 класс " Моя любимая игрушка".

Клубный час в группе продленного дня 3 класс " Моя любимая игрушка". В 2015-2016 году я работала в группе продленного дня....