КАК ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
статья (3 класс)
Уважаемые читатели!
- Если есть необходимость, Вы можете скопировать данный материал.
- В стате рассматривается проблемы формирования отношений сотрудничества в процессе деятельности субъектов является приоритетной для целого ряда отраслей педагогического направления. Особенно актуально становится это проблема сегодня, в свете новых законах об образовании, такие как «Концепция развития об образования» « Федеральный закон об образовании».
- В статье доказывается, что через практики данную проблему можно решить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_umeniya_sotrudnichat.docx | 47.41 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
Тажыйма А.Х
Учитель начальных классов
МБОУ Гимназия г. Шагонар.
Проблема формирования отношений сотрудничества в процессе деятельности субъектов является приоритетной для целого ряда отраслей педагогического направления. Особенно актуально становится это проблема сегодня, в свете новых законах об образовании, такие как «Концепция развития об образования» « Федеральный закон об образовании». Так данных документах об образования, при изложении требований к результатам обучения подчеркивается необходимость «развития навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов [1].
Следует отметить что, один из известных докторов психологических наук Цукерман Галина Анатольевна исследовала роль сотрудничества детей в процессе групповой работы. Ею были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, у них более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Поэтому так важно, особенно в начальной школе, формировать у детей стремление помогать друг другу, совместными усилиями достигать поставленной цели, важной не только для ребенка, но и для всей группы [4 с. 49].
На межрегиональном педагогическом семинаре, «Учитель 21 века» педагоги отмечают, что настоящее время многие дети не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать, им с трудом удается внимательно слушать других. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов [2 с. 56].
Рассматривая проблему сотрудничества у детей начальной школы, нам необходимо было обратиться к вопросу «Как организовать взаимодействие учеников между собой? Как научить их сотрудничать?»
Мы предполагаем в том, что успешное развитие умения сотрудничества будет достигнутым при условии организации групповой и парной работы, в процессе художественно-конструкторской деятельности.
Объектом нашего исследования является процесс развитие умения сотрудничать со сверстниками у учащихся 3 класса.
Предметом нашего исследования является художественно–конструкторская деятельность.
Целью нашего исследования является исследовать влияние художественно-конструкторской деятельности на развитие умения сотрудничества со сверстниками.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть основные понятия темы нашего исследования.
2. Описать исследование по теме работы.
3. Описать полученный опыт.
Мы предлагаем один из способов развития умения сотрудничества учащихся. Это художественно - конструкторская деятельность. Поскольку она является наиболее привлекательным видом творческой деятельности для младших школьников, способной приносить учащимся удовольствие от творческого процесса и его результата, возможность организовать групповую работу, получить продукты.
Термин «Художественно-конструкторская деятельность» возникло от латинского слова «сonstruo» т.е. «складывать», «расставлять», означает привидение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Конструкторская деятельность - один из видов художественно - изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов. Изготовление подделок игрушек атрибутов для игр из бумаги, картона, природных бросовых материалов [3 с. 24].
Исходя из двух терминов, можно отметить, что они оба взаимосвязаны, не противоречит друг с другом, так как первый термин зависит ко второму.
С целью исследования возможностей развития сотрудничества у учащихся 3 класса посредством художественно-конструкторской деятельности было спланировано и реализовано экспериментальные исследования. Для учащихся 3 класса было дано задание для групповой работы, чтобы выявить уровень развития умения сотрудничества. Мы зафиксировали результаты исследования на карте наблюдения, которая мы составили заранее с критериями оценивания «умения сотрудничества».
Таблица №1 Карта наблюдения группы
Группа №1 «Рукотворная краса» | |||||
Содержание и качество работы | В группе уважается мнение каждого | Умение диалогового общения | Умение адекватно оценивать себя | С заданием справились вовремя | |
Ильин Р. | - | - | +/- | + | + |
Калинина. А | +/- | - | +/- | - | |
Воробьева. С | - | + | + | - | |
Каплин. Д | - | + | - | - |
В ходе констатирующего исследования были получены такие результаты: учащиеся 3 класса в основном показывают низкие результаты умение работы в группах. Самый низкий уровень в данной диаграмме показал критерий «С заданием справились вовремя». Основной причиной низкого уровня данного критерия была в том, что учащиеся не смогли распределить своих обязанностей.
Диаграмма таблицы №1 Карта наблюдения группы
Можно отметить в том, что художественно-конструкторскую деятельность можно использовать на национально - региональном компоненте общего образования. Привожу пример из своего опыта. Мы с детьми начали конструировать традиционную жилищу тувинцев – юрту. Наши занятия проходились следующим образом.
В организационном этапе наших занятий учащиеся определяют цель и задачи предстоящей работы, объединяются в группы, распределяют своих обязанностей, познакомятся традициями и обычаями древних предков, делается мотивация к предстоящему делу.
На втором этапе (основном) - в основном этапе происходит обсуждение способов решения задач, создаются творческие работы: рисунки, схемы, модель, «конструктор». По окончанию основного этапа – это соотнесение микро группами своей деятельности с деятельностью других учеников или микро групп и представление всем окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
На заключительном этапе - (итоговом) ученики делятся полученным опытом, рассказывают о ситуациях, которые им удалось пережить и вынести для себя.
После нескольких занятий был проведен повторное наблюдение, которое показало, что у учащихся появился навык умения взаимосвязи, стали более доброжелательны друг к другу, в связи с тем, что они работали в малых группах. Также учащиеся приобрели и знания в предметной области, такие как, например, познакомились с особенностями культуры своей Родины.
Таблица №2 «Результат повторного наблюдения»
Группа №1 «Рукотворная краса» | |||||
Содержание и качество работы | В группе уважается мнение каждого | Умение диалогового общения | Умение адекватно оценивать себя | С заданием справились вовремя | |
Ильин Р. | + | + | + | + | + |
Калинина. А | - | - | - | + | |
Воробьева. С | + | + | + | - | |
Каплин. Д | - | + | - | + |
Таким образом, художественно-конструкторская деятельность является одним из способов развития сотрудничества, что в результате осуществления предложенной системы работы появился навык умения взаимосвязи со сверстниками, что явилось подтверждением ее рациональности и эффективности. Следует отметить, задача каждого ученика состоит, не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон об образовании утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012 год.
2. Мережковская. Е.Л. Становление отношения к другу в школьном возрасте // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 7. 2. Кон И.С. Дружба М.: Просвещение, 2005.
3. . Конышева, Н.М. Методика трудового о бучения младших школьников. Основы дизайн образования [Текст]: учеб. Пособие для студ. сред. Пед. учеб. Заведений / Н.М. Конышева. - М.: Академия, 2013. - 192 с,178,52.
4. Сопель К. Как научить детей сотрудничать? М., Генезис, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО учителей- логопедов на тему : "Формирование умений смысловой переработки текстовой информации в процессе чтения у учащихся II ступени обучения"
В школе речевого профиля остро стоит проблема непонимания и недостаточного осмысления прочитанного текста у старшеклассников....
Конспект урока математики в 1 классе. Тема. Решение задач. Цели: формировать умение решать задачи изученных типов; закреплять вычислительные навыки в пределах 10; воспитывать стремление следить за своим здоровьем.
Фестиваль нетрадиционных уроков для родителей в рамках декады физической культуры «Хорошо здоровым быть»«В гостях у Айболита»...
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (начальная ступень обучения)
Психолого-педагогические исследования, а также практика обучения показывают, что все дети нуждаются в оценке их учебно- познавательной деятельности. Педагогически правильно построенная ...
Модель технологии развития рефлексивных умений учащихся начальных классов в процессе работы над текстами
Начальное образование- период активного становления собственного «Я», формирования мировоззрения, самооценки, уверенности в себе. В этом возрасте учащиеся затрудняются в написании изложения, сочинения...
Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать
Подборка игр и упражнений на развитие умения сотрудничать, на развитие умения активно слушать и умения высказываться...
Цель: формировать условия для деятельности учащихся по усвоению постановки запятой в предложениях с однородными членами, обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление. Задачи: -закреплять умения ставить вопросы к словам в предложении; - закр
Цель: формирование понятий величин «цена», «стоимость», «количество». Научить находить неизвестную, опираясь на взаимосвязь между величинами.Планируемые резул...
Формирование творческого мышления у учащихся начальных классов средствами художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии
Когда мы говорим об особенностях формировании творческого мышления учащихся начальных классов, то имеем в виду о потенциальных возможностях учащихся, о тех функциях и способностях еще не приобретенных...