Классный час на тему "Блокадный хлеб"
классный час (1 класс)
Разработка классного часа в 1 классе, посвященного снятию Блокады Ленинграда и способствующего воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, воспитание патриотизма у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_klassnogo_chasa_blokadnyy_hleb.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Блокадный хлеб» в 1 классе
Цель – воспитывать у детей патриотизм и патриотические качества, любовь к своей стране.
Задачи:
1) познакомить детей с основными событиями, происходящими во время блокады Ленинграда.
2) сформировать представление первоклассников о трудностях блокадного Ленинграда;
3) воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду;
4) воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.
5) воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям
Ход классного часа
В этом году наша страна будет отмечать 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война.
- Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с одной такой страницей. А посвящена она будет детям блокадного Ленинграда.
Ребята! Давайте прочитаем пословицу, с которой мы неоднократно уже встречались. О чем эта пословица?
Хлеб – всему голова.
Каждый из Вас сходил в столовую, вы покушали. Кто-то съел один кусочек хлеба, кто-то два, кто-то три… Ведь так?
Вы хорошо покушали? Вы сейчас сытые? Всем нам известно, что сейчас можно пойти в магазин и купить себе любой вид хлеба – и батоны, и булочки, и ватрушки, и пирожки – существует очень много разных видов хлебобулочных изделий.
А как вы считаете, всегда ли так было?
Для нашей страны было очень тяжелое время во время Великой отечественной войны. В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война.
Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде. Давайте посмотрим на карту, на что это похоже? Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой. Город Ленинград оказался в кольце вражеской Блокады (это когда вражеские войска окружили город Ленинград и никого не пропускали в город и никого из города не выпускали).
Рано наступили морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги. Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.
А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград приходили беженцы с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Были введены карточки.
Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.
А я для вас прочту стихотворение:
Фанерой забито наше окно
В городе тихо, очень темно
Звук самолетов слышен,
Низко летят над крышей.
Тихо одними губами,
Шепчу понятное маме:
«Мама мне страшно,
Мама 125 и больше не грамма».
Свой хлеб разрезает мама
И делит его пополам.
Карточки - бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.
Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали людям выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
В Музее Истории Санкт-Петербурга хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: 125 грамм.
Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из-под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.
Хлеб, не объёмное слово
Но по смыслу важнее нет.
Во главе он стоит живого
Без него не проходит обед.
Хлеб миллионы жизней
От смерти спасал ни раз.
Кровью крестьянской, потом
Он доставался для нас.
Чёрствая корочка хлеба
Символ блокады, войны.
Голод для человека
Видимый край беды.
Тянет ручонки ребёнок
Голод стоит в глазах.
Корочку хлеба дайте
Жалостно просит в слезах.
Сердце от боли сжалось
Детские слыша слова.
Возьми малыш, что осталось
Крошки со стола.
Жадным движением ручек
Крошки отправлены в рот.
Словно лесную малину
Он с наслаждением жуёт. (Валерий Куроленко)
Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941 года по ней отправился спешно собранный конно- транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти».
Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.
Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города-героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери — родины.
Всего в первую блокадную зиму в Ленинграде погибло 650 тысяч жителей города. До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.
В нём всего девять страниц. Из них на шести – даты. И за каждой – смерть.
Шесть страниц – шесть смертей: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».
Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.
Многие здания в освобожденном городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра «Разрезные картинки».
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.
«Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске.
«Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни.
«Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.
Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях? Во что оценить блокадную пайку? Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан в крови. Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу. Это хлеб наш насущный. Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место
На доске из полосок бумаги сформирована буханка хлеба, каждая полоска символизирует кусочек хлеба, с обратной стороны написаны пословицы о хлебе. Дети выходят и берут «кусочек», читают пословицы и объясняют их значение. Количество «кусочков»-13, рассчитано на каждого ученика.
1. Захочешь есть - о хлебе заговоришь.
2. У голодного хлеб на уме.
3. Без хлеба куска везде тоска.
4. Без хлеба и у воды худо жить.
5. Пока есть хлеб да вода - все не беда.
6. Горька работа, да хлеб сладок.
7. Не трудиться - хлеба не добиться.
8. Хлеб батюшка, водица матушка.
9. Хлеб греет, не шуба.
10. Горек чужой хлеб, коль своего нет.
11. Хлеб всему голова.
Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.
Дети садятся рисовать под музыку «Алые закаты»
– Какие вы знаете правила обращения с хлебом? (Брать чистыми руками столько, сколько сможешь съесть; не заворачивать в газету; не класть в сумку с овощами; учиться готовить блюда из чёрствого хлеба.)
– А сколько хлеба необходимо для Вашей семьи на день?
-Что можно приготовить из оставшегося хлеба? (Сухарики, гренки, добавить в фарш мясной, предварительно размочив.)
-Как можно поступить с заплесневевшим хлебом? (Покормить птиц).
На этом наш классный час окончен. Спасибо за работу! Итогом которой, будет Ваше бережное отношение к хлебу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему «Хлеб всему голова» (сценарий)
Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к тр...
Классный час "Чудо земли-хлеб"во 2 классе
Открытое мероприятие во 2 классе " Чудо земли-хлеб!"...
Классный час по теме «Хлеб – всему голова»
Цели:1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к ро...
Классный час на тему "Хлеб - всему голова!"
Разработка классного часа используется в 1 классе.Она даёт возможность расширить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб н...
Классный час на тему «Хлеб- чудо Земли!»
Классный час посвящен бережному отношению к хлебу, о его значимости в жизни человека. Дает представление о том, как тема хлеба освещена в фольклоре....
Классный час на тему"Хлеб - всему голова"
Представлен материал для подготовки и проведения классного часа....
Классный час "Где рождается хлеб? посвящённый 75-летию Краснодарского края.
Цели и задачи мероприятия: - прививать любовь к малой Родине;закреплять знания о культуре и природе Кубани;-развивать...