Классный час на тему"Хлеб - всему голова"
методическая разработка (3 класс) по теме
Представлен материал для подготовки и проведения классного часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khleb_-_vsemu_golova.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: - воспитание уважительного отношения к труду и бережного отношения к хлебу;
- расширить знания о пользе хлеба, о его ценности.
1.Учитель: отгадайте загадку
Круглый, как солнышко
На горячем донышке.
В печке подрумянится,
Да там и останется.
Остынет на блюде,
Пожалуйста, к людям:
Ешьте на здоровье.
- Отгадав загадку вы, уже догадались о чём пойдёт речь на нашем классном часе.
- Так о чём же?
- Правильно, тема классного часа «Хлеб – всему голова». Сегодня мы узнаем откуда к нам на столы пришёл хлеб, сколько ему лет и сколько нужно сил чтобы хлеб получился вкусным, ароматным.
2. Рассказ учителя.
- Это было давно. Во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
3. Историческая справка.
1 ученик. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применялись для выпечки горшки специальной формы – «клибанос».Оно созвучно с нашим словом «хлеб».
2 ученик. Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тыс. лет. Правда в давние времена хлеб мало напоминал нынешний и представлял собой плотные поджаренные куски зерновой массы. 5 -6 тыс. лет назад в Древнем Египте произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто способом брожения. Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхлённый пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали разнообразные сорта хлеба.
3 ученик. На Руси секретом приготовления дрожжевого теста владели с незапамятных времён, и хлеб пекли практически в каждом доме. Несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров: появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, калачники. Со временем возникают и другие блюда с использованием муки. Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
4. Монтаж.
В нём - здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом – то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто – чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поёт,
Капитаны – комбайнёры
Смотрят с мостиков вперед.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай – Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!
4 ученик.
С хлебом связано много обрядов. Так у восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности богу. Хлеб брали с собой, отправляясь сватать, с хлебом и солью встречали молодых по возвращению из церкви после венчания, хлеб клали в колыбель к новорождённому как оберег от злых сил.
Слово учителя.
- Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего».
В народе хлеб имеет несколько названий.
- Почему один хлеб называют чёрный, а другой белый?
- Из чего готовят отрубной хлеб?
- Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство, отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных. Замечательный педагог Сухомлинский написал о хлебе так: « Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испечённый из новой ржи. И рядом с хлебом – отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: « Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым». Пусть же и для нас с вами хлеб будет святым.
- В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день – это 125 г. И всё же они делились этими крохами с голодающими рабочими. В Мрскве, в музее Революции хранятся эти маленькие чёрные сухарики. Хлеб, которым делятся в трудную минуту, не имеет равного вкуса.
- Крепла страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины_ трактора, комбайны, самолёты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась Великая Отечественная война. Люди узнали цену военного хлеба.
Военный хлеб.
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел. А мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
- Во время Вов можно было встретить лозунг: «Мир – народам, хлеб голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г. хлеба. Рабочему – 200 г. и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
- О хлебе сложены песни, написаны стихи, поговорки. И мне хотелось бы узнать, а знаете ли вы поговорки о хлебе.
5. Игра «Доскажи пословицу».
* Не шуба греет, а …(хлеб).
* В дороге хлеб не…( помеха).
* Не будет хлеба ,…(не будет и обеда).
*Без соли не вкусно, а без хлеба,…( несытно).
* У кого хлебушко, у того и (счастье).
*Хлеб всему …( голова).
* Без печки холодно – без хлеба… (голодно).
- Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский лётчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери – « Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что , им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий. Вкус разделённого хлеба несравним ни с чем.»
- Сейчас как никогда мы должны бережно относиться к хлебу.
- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
- Если хлеб остался, что с ним нужно сделать?
- Чтобы вкусный каравай был каждый день у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:
1. Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.
- А знаете ли вы, что из одного зёрнышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зёрен.
6. Работа с фразеологическими оборотами.
- Как вы понимаете:
1.Даром хлеб есть;( жить напрасно, не принося пользы)
2. Хлеб да соль; (пожелания приятного аппетита)
3. Хлеб насущный. ( необходимые для жизни средства).
7. В лазоревых лентах колосья
Венчают державный наш герб.
Хлеб – радость и счастье, и гордость,
Могущество родины – хлеб.
7. Итог классного часа
«Какие же правила бережного отношения к хлебу мы с вами составили?»
Дети читают хором:
- Береги хлеб, он дорого даётся.
- Не оставляй недоеденных кусков.
- Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
- Продли хлебу жизнь.
- Никогда не бросай хлеб.
- Подними брошенный кусок, отдай птицам.
Эти правила вывешивались постепенно, в течение классного часа.
– Сегодня вы выполните из солёного теста своё изделие:
Калач, булку или баранку. После того, как вы слепите, сфотографируйте свою работу на компьютерах.
Напишите на жёлтых листах зёрнышках, что вы узнали о хлебе, как вы будете к хлебу относиться.
– Прикрепим зёрнышки в виде колосков.
– У нас получилась общая работа.
– Молодцы!
– Наш классный час подошёл к концу.
Не шуба греет, а хлеб. В дороге хлеб не помеха. Не будет хлеба, не будет и обеда.
Без соли не вкусно, а без хлеба, несытно.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб всему голова.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему «Хлеб всему голова» (сценарий)
Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к тр...
Классный час по теме «Хлеб – всему голова»
Цели:1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к ро...
Классный час на тему "Хлеб - всему голова!"
Разработка классного часа используется в 1 классе.Она даёт возможность расширить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб н...
Классный час по теме: "Хлеб-всему голова".
Цели: расширить знания о тяжёлом повседневном труде хлебороба, процессе выращивания хлеба, о пользе хлеба и его ценности; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу. Познакомить со знатными хле...
классный час на тему: "Хлеб - всему голова!"
Данное занятие предназначено для учащихся начальных классов. Тема о хлебе затронута не случайно. Эта тема актуальна всегда, связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и у многих из них теря...
Классный час на тему: "Хлеб – всему голова"
"Хлеб – всему голова"...
Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" 3 класс
Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" разработан для учащихся начальной школы....