Программа внеурочной деятельности 1-4 классы
рабочая программа (4 класс)

Мехова Ирина Анатольевна

«Если хочешь быть здоров»

название программы

спортивно-оздоровительное

направление внеурочной деятельности

1- 4 классы

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_esli_hochesh_byt_zdorov.docx106.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Цель:  создание условий для формирования навыков   здорового образа жизни, развития самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья, обучение приемам  сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

Новизна: создание в школе, и в семье «атмосферы здоровья» и «моды здорового образа жизни», посредством педагогического стимулирования, поддержки и развития их интереса к спорту, экологическому питанию, формирование обучающимися навыков здоровьесбережения и личной гигиены.

Актуальность программы сохранения и укрепления здоровья объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Школа признает, что ответственность за укрепление здоровья лежит не только на самом человеке. Это ответственность, которую разделяют все члены общества, выступающие за укрепление здоровья. Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить детей ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие на себя ответственности за свое здоровье».

Внеурочная программа «Если хочешь быть здоров» написана  в развитие требований ФГОС начального образования и требованиям к уровню подготовки общеобразовательных школ. Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)

Все формы и методы направлены на решение трёх типов оздоровительных задач:

- повышение уровня знания в области здоровья;

- формирование умений и навыков здорового поведения;

-повышение уровня функционирования организма (оптимизация психофизических качеств).

Для повышения эффективности  курса при его реализации используются различные помещения. Занятия могут проводиться в обычном классе, в спортзале, на свежем воздухе.

Данная программа строится на принципах:

  • Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
  • Патриотизма – индентификация себя с Россией, её культурой.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Кроме того, в курсе предполагается применение следующих средств:

-мультимедийный проектор;

- сухой спирометр;

- компьютер для обработки данных диагностики по «Паспорту здоровья ребёнка»;

- маты (в спортивном зале);

- секундомер.

Программа«Если хочешь быть здоров» предполагает разработку совместного документа «Кодекс здоровья» сотрудниками и родителями (с участием детей), в котором закладываются основополагающие принципы работы по формированию здоровья в школе.

        В качестве исходных принципов «Кодекса здоровья» могут быть использованы следующие.

Принцип «не мир, а ребёнок» заключается в том, что главной целью образования  становится изучение и развитие каждого ребёнка.

        Принцип «успешности».

        Принцип «предъявление – подтверждение». В образовательном учреждении создаётся атмосфера, где каждый воспитанник проявляет свои способности, а педагог замечает их и развивает.

        Принцип «воспитания достоинства» предполагает воспитание у ребёнка всеми образовательными технологиями чувства собственного достоинства, так как можно наблюдать, как перегрузка в образовательном процессе приводит к подавлению личности, а в конечном счёте – к ухудшению «духовной осанки».

        Принцип «выбора»  предполагает, что ребёнок научится делать правильный для себя выбор. Отметим, что необходимо специально учить ребёнка умению выбирать, опираться на свои ощущения и находить оптимальный для себя результат.

        Принцип «индивидуального права». Реализация данного принципа даёт ребёнку право на индивидуальный путь развития. Он начинает осознавать, что его тело, мысли, чувства, весь его внутренний разносторонний мир принадлежит только ему. Курс определяет это термином «частная собственность личности».

        Принцип «ответственности за своё здоровье». Не врач, а ребёнок берёт ответственность за своё здоровье. Для успешной реализации этого принципа нужна иная диагностика – самодиагностика, иные виды тренинга.

Принцип «Учиться у ребёнка»  направлен на то, что педагог стремится учиться у детей. Если считать, что здоровье – это не стеснённая в своих проявлениях жизнь, что необходимо признать, что ребёнок более раскрепощён, свободен и талантлив, чем взрослый. В каждой семье с рождением нового ребёнка появляется возможность вернуться к истокам своей личности, снять все психоэмоциональные блоки, запреты, поучиться совершенству у своего ребёнка. Придерживаясь такого принципа, родители и педагоги проходят курс омоложения, возвращения к своему «внутреннему ребёнку», к себе.

Принцип «коммуникации»  Курс направлен на воспитание у ребёнка потребности в общении, в процессе которого формируется социальная мотивация здоровья. Принято считать, что общение (обмен информацией) является одним из важнейших базовых условий формирования здоровья. С целью развития коммуникативных качеств в программе разработана серия диалогов сказочных персонажей, где дети могут обменяться информацией в виде ролевого тренинга.

Принцип «минимум информации – максимум мотивации». Как уже отмечалось, педагог не стремится дать ребёнку много знаний о здоровье, а выявляет эти знания у детей и с помощью различных приёмов  формирует мотивацию здоровья. Именно мотивация, а не информация в дальнейшем станет главным фактором для  принятия решения. НЕ сообщение информации, а воспитание мотивации – вот основная цель курса «Цветок здоровья».

Принцип «персонификации».  В содержание занятий здоровья включаются примеры на реальной жизни ребёнка, его семьи, друзей. Педагог также делится опытом, рассказывает случаи из жизни своих детей. Примеры должны быть конкретными. Именно такой подход вызывает у детей уважение и доверие.  Уместно сказать о феномене «личного примера». Учитель может и должен показывать на личном примере все те принципы и оздоровительные приёмы, которые входят в курс «Цветок здоровья». Специальным приёмом является поиск вместе с детьми в литературе и реальной жизни положительных примеров.  Личный пример, наряду с рекламой является одним из важнейших обучающих факторов, влияющих на формирование социальной мотивации здоровья

Количество часов программы внеурочной

 деятельности  и их место в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Если хочешь быть здоров» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов,  занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья. Занятия проводятся в группах 1 раз в неделю по 40 минут.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению ««Если хочешь быть здоров» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  литературное чтение,  окружающий мир,  технология,  изобразительное искусство, музыка.

Формы учета знаний и умений, система контролирующихматериалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности.

        В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего

Метапредметные результаты

  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации;
  • приобретение детьми опыта исследовательской и творческой деятельности;
  • умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;
  • формирование социально адекватных способов поведения;
  • формирование умения работать с информацией;
  • формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельностипо формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, спортивные мероприятия, документ «Кодекс здоровья»:

 выставка творческих работ, спортивные мероприятия;

  презентация творческих работ;

 создание различных игр;

-«Хочу всё знать!» (презентация исследовательских проектов)

Социальная направленность заключается в тесном взаимодействии:

- детей, родителей и педагогов образовательного учреждения;

- поселенческая библиотека «Радость»

-встреча с действующими спортсменами, мастерами, ветеранами спорта.

РБОУ ДОД ДЮСШ "НЕПТУН"

Социальное партнёрство с родителями:

   1.Поиск информации

   2. Проведение спортивных праздников

   3. Экскурсии по спортивным комплексам поселка

Социальное партнёрство поселенческой библиотекой «Радость»

  1. Поиск информации;

  2. Чтение журналов по здоровью;
  3. Чтение русских народных и литературных сказок.

Программа внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров» может быть использована в образовательном учреждении в рамках проведения спортивно - оздоровительной работы, при планировании и реализации социально-значимых проектах классных коллективов, во внеурочной деятельности учителей начальных классов Нефтеюганского района.

Содержание программы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» состоит из 7 разделов:

  • «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
  • «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
  • «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
  • «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
  • «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
  • «Вот и стали мы на год  взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» состоит из четырёх частей:  

  • 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
  • 2 класс «Если хочешь быть здоров»:культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
  • 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
  • 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

Раздел 1  Введение  «Вот мы и в школе» (16 ч.)

 Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,

укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

1 класс  -    4 часа

Тема 1.    Дорога к доброму здоровью

Тема2Здоровье в порядке- спасибо зарядке

Тема 3     Настроение в школе и после школы.

Тема 4     Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

2 класс-   4 часа

Тема 1Почему мы болеем? Причины и признаки болезни. Профилактика болезней.

Тема 2      Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает себе сам.

Тема 3Какие врачи нас лечат. Самоанализ здоровья. Анализ жизненных и     литературных ситуаций.

Тема 4      Я хозяин своего здоровья

3класс –   4 часа

Тема 1    Чего не надо бояться? Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

Тема 2     Личная гигиена. Как нужно одеваться?

Тема 3Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы?

Тема 4     «Остров здоровья»  

4 класс-            4 часа

 Тема 2   Здоровье, эмоции, чувства, стрессы. Рисуночные тесты.

Тема 3.    Как помочь сохранить себе здоровье? Учимся думать и действовать, находить причину и последствия действий.

Тема 3     Физическая активность и здоровье. Встреча со школьным врачом.

Тема 4Как познать себя? Что зависит от моего решения? Цветок здоровья и красота.

        

Раздел 2.   Питание и здоровье (20ч.)

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.

1 класс – 5 часов

Тема 1    Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

Тема 2.   Культура питания. Приглашаем к чаю

Тема 3.   Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

Тема 4.   Здоровая пища для всей семьи.

Тема 5 «Светофор здоровья»

2 класс-   5 часов

Тема 1    Как избежать отравлений? Признаки пищевого отравления. «Помоги себе сам» (практические советы при отравлениях)

Тема 2.   Отравление лекарствами. Признаки лекарственного отравления. «Помоги себе сам» (практические советы при отравлениях)

Тема 3.   Спектакль «Я выбираю кашу»

Тема 4.Культура питания. Этикет.

Тема 5   Светофор здорового питания

3 класс-  5 часов

Тема 1    Игра «Смак»

Тема 2.   Правильное питание – залог физического и психологического здоровья

Тема 3.  Вредные микробы.

Тема 4.  Что такое здоровая пища и как её приготовить

Тема 5  «Чудесный сундучок»

 4  класс-     5 часов

Тема 1   Питание необходимое условие для жизни человека. Встреча с врачом диетологом, эндокринологом.

Тема 2.  Помоги себе сам. Волевое поведение

Тема 3.  Как питались в стародавние времена  и питание нашего времени

Тема 4.  Секреты здорового питания. Рацион питания

Тема 5  «Богатырская силушка»

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках (28ч.)

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

1 класс (7 часов)

Тема 1  Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

Тема 2. Как сделать сон полезным? Сон – лучшее лекарство!

Тема 3 «Весёлые старты» в рамках фестиваля «Спорт, здоровье,творчество»

Тема 4  Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

Тема 5  Народные игры. Старинная русская игра «Городки»

Тема 6  День здоровья«Папа, мама, я – спортивная, здоровая семья» (праздник на параллель 1 классов)

Тема 7В здоровом теле здоровый дух  (Викторина)

2 класс (7 часов)

Тема 1  Прививки от болезней. Инфекционные болезни. Игра «Полезно – вредно»

Тема 2. Как закаляться? Обтирание и обливание. Шесть признаков здорового и закалённого человека. Долгожитель.

Тема 3Что нужно знать о лекарствах.  Аллергия. Домашняя аптечка.

Тема 4 Спортивный праздник «Кузнечики»

Тема 5 Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Признаки солнечного ожога. «Помоги себе сам» (практические советы)

Тема 6. Если на улице дождь и гроза. Правила поведения при грозе. «Помоги себе сам» (практические советы)

Тема 7 Слагаемые здоровья

3 класс (7 часов)

Тема 1 Труд и здоровье

Тема 2. Мои спортивные достижения (работа с детскими портфолио)

Тема 3. Хочу остаться здоровым. Экскурсия в спортивную школу.

Тема 4 Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Разновидности подвижных игр.

Тема 5 Нехорошие слова. Недобрые шутки.

Тема 6 Экскурсия  НРБОУ ДОД ДЮСШ "НЕПТУН"

Тема 7«Моё здоровье в моих руках»

4 класс (7 часов)

Тема 1Злой волшебник – табак. Что мы знаем о курении?

Тема 2. Злой волшебник  - алкоголь. Игра «беседа по кругу»

Тема 3  Злой волшебник – наркотик. Тренинг безопасного поведения.

Тема 4  «Мы за здоровый образ жизни» Марафон в рамках фестиваля «Спорт, здоровье, творчество

Тема 5.  «Умей сказать НЕТ»

Тема 6.  Отдых для здоровья

Тема 7.  Умеем ли мы отвечать за своё здоровье - викторина.

Раздел 4. Я в школе и дома (36ч.)

1 класс (6 часов)

Тема 1 Мой внешний вид – залог здоровья .

Тема 2 Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. Подбор оздоровительных физминуток для формирования  и развития мышц глаз

Тема 3 Уход за зубами. Как сохранить улыбку красивой?  Встреча с врачом стоматологом.

Тема 4 Уход за ушами. Самомассаж ушей. Встреча с врачом – отоларингологом.

Тема 5 Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты человека. Массаж стоп. Плоскостопие.

Тема 6 Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим  

2 класс (6 часов)

Тема 1 Я и мои одноклассники

Тема 2. Правила безопасного поведения в школе, дома, на улице.

Тема 3 Гигиена позвоночника. Сколиоз

Тема 4 Шалости и травмы

Тема 5 «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление.

Тема 6 Умники и умницы

3 класс (6 часов)

Тема 1Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить себя от вредных привычек?

Тема 2. Что делать, если не хочется в школу? Чем заняться после школы? «Помоги себе сам»(Организация досуга)

Тема 3 Спектакль С. Преображнский «Капризка»

Тема 4 Как выбрать друзей? Кто может считаться настоящим другом? Ассоциограмма «Я среди друзей»

Тема5Как помочь родителям? Как доставить родителям радость?

Тема6« Спасатели , вперёд!» Игра.

4 класс (6 часов)

Тема 1«Мы – одна семья»

Тема 2.«Класс не улица ребята! И запомнить это надо!»

Тема 3  Кукольный спектакль «Спеши делать добро»

Тема 4Будем делать хорошо и не будем плохо!

Тема 5 Мода и школьные будни

Тема 6 Делу время, потехе час. игра- викторина.

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (16ч.)

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".

1 класс (4 часа)

Тема 1Хочу остаться здоровым. Встреча с действующими спортсменами поселка, мастерами, ветеранами спорта.

Тема 2. «Я выбираю здоровье!» (встреча с инспектором ГИБДД)

Тема 3. Посещение ФОКа (учебное плавание, занятия с инструктором)

Тема 4 «Как сохранять и укреплять свое здоровье»

2 класс (4 часа)

Тема 1 «А вы знаете?» Встреча с действующими спортсменами, мастерами, ветеранами спорта.

Тема 2 «Мы за здоровый образ жизни».(Выставка рисунков).

Тема 3 День здоровья «Самый здоровый класс» в рамках фестиваля «Спорт, здоровье, творчество»

Тема 4 Клуб выходного дня. Катание на лыжах, коньках. Конкурс «Снеговик- 2019»

3 класс (4 часа)

Тема 1 Наши маленькие секреты» Встреча с действующими спортсменами, мастерами, ветеранами спорта.

Тема 2.Движение это жизнь. «Весёлые старты» в рамках фестиваля «Спорт, здоровье, творчество»

Тема 3.День здоровья «Дальше, быстрее, выше»

Тема 4«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности школьный конкурс «Разговор о правильном питании»

4 класс (4 часа)

Тема 1 «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься». Встреча с действующими спортсменами города, мастерами, ветеранами спорта.

Тема 2.День здоровья «За здоровый образ жизни».

Тема 3 Библиотечный урок «Пути оздоровления»

Тема 4«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности школьный конкурс «Разговор о правильном питании»

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (15 ч.)

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование  позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.

1 класс (3 часа)

Тема 1        Моё настроение. Передай улыбку по кругу.  Выставка рисунков «Моё настроение»

Тема 2. «Твой звёздный час» (мини- спартакиада)

Тема 3 Я б в спасатели пошел”  ролевая игра

2 класс (4 часа)

Тема 1Мир эмоций и чувств

Тема 2. Воспитай себя. Е Пермяк «Самое страшное», В. Осеева «Кто наказал его?» Почему грубость порицается людьми?

Тема 3Я выбираю движение. Подвижные игры на воздухе.

Тема «Кто ходит больше, тот живёт дольше». Научно –практическая конференция

3 класс (4 часа)

Тема 1 Мир моих увлечений  Моя лестница успеха. Работа с детскими портфолио

Тема 2. Как помочь больным и беспомощным? Дискуссия «Давай поговорим»

Тема 3. «Друзья спорта» (агитбригада), презентация.

Тема 4.В мире интересного. Экскурсия.

4 класс (4 часа)

Тема 1Размышление о жизненном опыте.

Тема 2. Вредные привычки и их профилактика

Тема 3. Школа и моё настроение

Тема 4.В мире интересного.

Раздел 7. «Вот и стали мы на год  взрослей» (16ч.)

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

1 класс (4 часа)

Тема 1Опасности летом (просмотр видео фильма)

Тема 2.Первая доврачебная помощь

Тема 3Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

Тема 4Чему мы научились за год.

2 класс (4 часа)

Тема 1Я и опасность.  Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

Тема 2. Чем и как можно отравиться.  Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»

Тема 3Как помочь себе при тепловом ударе?

Тема  4Наши успехи и достижения.  

3 класс (4часа)

Тема 1Я и опасность.

Тема 2.Лесная аптека на службе человека

Тема 3 Игра «Не зная броду, не суйся в воду»

Тема 4Наши маленькие открытия. Растим «Цветок здоровья»

4 класс (4часа)

Тема 1        Я  и опасность.

Тема 2.  Семейный  праздник «Папа. Мама, я – спортивная семья»

Тема 3   Гордо реет флаг здоровья

Тема 4  «Хочу всё знать»  презентация исследовательских проектов «Если хочешь быть здоров».

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы.

Планирование

1 класс

Наименование разделов и дисциплин

количество часов

всего

теоретические

Практичес

кие

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

1.1

Дорога к доброму здоровью

1

1

1.2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке

1

1

1.3

Настроение в школе и после школы.

1

1

1.4

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

1

1

II

Питание и здоровье

5

2.1

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

1

1

2.2

Культура питания

Приглашаем к чаю

1

1

2.3

Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

1

1

2.4

Здоровая пища для всей семьи.

1

1

2.5

«Светофор здоровья»

1

1

III

Моё здоровье в моих руках

7

3.1

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.

1

1

3.2

Как сделать сон полезным? Сон – лучшее лекарство!

1

1

3.3

«Весёлые старты» в рамках фестиваля «Спорт, здоровье, творчество»

1

1

3.4

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

1

1

3.5

Народные игры. Старинная русская игра «Городки»

1

1

3.6

День здоровья

 «Папа, мама, я – спортивная, здоровая семья»

1

1

3.7

 В здоровом теле- здоровый дух

1

1

IV

Я в школе и дома

6

4.1

Мой внешний вид –залог здоровья

1

1

4.2

Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. Подбор оздоровительных физминуток для формирования  и развития мышц глаз.

1

1

4.3

Уход за зубами. Как сохранить улыбку красивой?  Встреча с врачом стоматологом.

1

1

4.4

Уход за ушами. Самомассаж ушей. Встреча с врачом – отоларингологом.

1

1

4.5

Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты человека. Массаж стоп. Плоскостопие.

1

1

4.6

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим

1

1

V

Чтоб забыть про докторов

4

5.1

“Хочу остаться здоровым”. Встреча с действующими спортсменами, мастерами, ветеранами спорта.

1

1

 5.2

«Я выбираю здоровье!» (встреча с инспектором ГИБДД

1

1

 5.3

Посещение НРБОУ ДОД ДЮСШ "НЕПТУН" (учебное плавание, занятия с инструктором)

1

1

 5.4

 «Как сохранять и укреплять свое здоровье»

1

1

VI

Я и моё ближайшее окружение

3

6.1

Моё настроение Передай улыбку по кругу.  Выставка рисунков «Моё настроение»

1

1

6.2

«Твой звёздный час» (мини- спартакиада)

1

1

6.3

“Я б в спасатели пошел”

1

1

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

7.1

Опасности летом (просмотр видео фильма)

1

1

7.2

Первая доврачебная помощь

1

1

7.3

Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

1

1

7.4

Чему мы научились за год.

1

1

Итого:

33

СОДЕРЖАНИЕ

2 класс

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

час.

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

II

Питание и здоровье

5

III

Моё здоровье в моих руках

7

IV

Я в школе и дома

6

V

Чтоб забыть про докторов

4

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

Итого:

34

Планирование

2 класс

Наименование разделов и дисциплин

количество часов

всего

теоретические

практические

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

1.1

Почему мы болеем? Причины и признаки болезни. Профилактика болезней.

1

1

1.2

Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает себе сам.

1

1

1.3

Какие врачи нас лечат. Самоанализ здоровья. Анализ жизненных и литературных ситуаций.

1

1

1.4

Я хозяин своего здоровья

1

1

II

Питание и здоровье

5

2.1

Как избежать отравлений? Признаки пищевого отравления. «Помоги себе сам» (практические советы при отравлениях)

1

1

2.2

Отравление лекарствами. Признаки лекарственного отравления. «Помоги себе сам» (практические советы при отравлениях)

1

1

2.3

Спектакль «Я выбираю кашу»

1

1

2.4

Культура питания. Этикет.

1

1

2.5

Светофор здорового питания

1

1

III

Моё здоровье в моих руках

7

3.1

Прививки от болезней. Инфекционные болезни. Игра «Полезно – вредно»

1

1

3.2

Как закаляться? Обтирание и обливание. Шесть признаков здорового и закалённого человека. Долгожитель.

1

1

3.3

Что нужно знать о лекарствах.  Аллергия. Домашняя аптечка.

1

1

3.4

Спортивный праздник «Кузнечики»

1

1

3.5

Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Признаки солнечного ожога. «Помоги себе сам» (практические советы)

1

1

3.6

Если на улице дождь и гроза. Правила поведения при грозе. «Помоги себе сам» (практические советы)

1

1

3.7

Слагаемые здоровья

1

1

IV

Я в школе и дома

6

4.1

Я и мои одноклассники

1

1

4.2

Правила безопасного поведения в школе, дома, на улице.

1

1

4.3

Гигиена позвоночника. Сколиоз

1

1

4.4

Шалости и травмы

1

1

4.5

«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление

1

1

4.6

Умники и умницы

1

1

V

Чтоб забыть про докторов

4

5.1

«А вы знаете?» Встреча с действующими спортсменами города, мастерами, ветеранами спорта.            

1

1

 5.2

«Мы за здоровый образ жизни».(Выставка рисунков)

1

1

 5.3

День здоровья

 «Самый здоровый класс» в рамках фестиваля «Спорт.здоровье, творчество»

1

1

 5.4

Клуб выходного дня. Катание на лыжах, коньках. Конкурс «Снеговик- 2013»

1

1

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

6.1

Мир эмоций и чувств.

1

1

6.2

Воспитай себя.

Е Пермяк «Самое страшное», В. Осеева «Кто наказал его?» Почему грубость порицается людьми?

1

1

6.3

Я выбираю движение. Подвижные игры на воздухе.

1

1

6.4

«Кто ходит больше, тот живёт дольше».

1

1

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

7.1

Я и опасность. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

1

1

7.2

Чем и как можно отравиться.  Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»

1

1

7.3

Как помочь себе при тепловом ударе?

1

1

7.4

Наши успехи и достижения

1

1

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ

3 класс

Наименование разделов и дисциплин

Всего час

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

II

Питание и здоровье

5

III

Моё здоровье в моих руках

7

IV

Я в школе и дома

6

V

Чтоб забыть про докторов

4

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

Итого:

34

Планирование

3 класс

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Количество часов

всего

теоретические

практические

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

1.1

Чего не надо бояться? Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

1

1

1.2

Личная гигиена. Как нужно одеваться?

1

1

1.3

Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы?

1

1

1.4

«Остров здоровья»

1

1

II

Питание и здоровье

5

2.1

Игра «Смак»

1

1

2.2

Правильное питание –залог физического и психологического здоровья. Встреча со школьной медсестрой, врачами.

1

1

2.3

Вредные микробы

1

1

2.4

Что такое здоровая пища и как её приготовить

1

2.5

«Чудесный сундучок»

1

1

III

Моё здоровье в моих руках

7

3.1

Труд и здоровье

1

1

3.2

Мои спортивные достижения (работа с детскими портфолио)

1

1

3.3

«Хочу остаться здоровым» Экскурсия в спортивную школу.

1

1

3.4

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Разновидности подвижных игр.

1

1

3.5

Нехорошие слова. Недобрые шутки.

1

1

3.6

Экскурсия «Природа – источник здоровья»

1

1

3.7

«Моё здоровье в моих руках»

1

1

IV

Я в школе и дома

6

4.1

Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить себя от вредных привычек?

1

1

4.2

Что делать, если не хочется в школу? Чем заняться после школы? «Помоги себе сам»(Организация досуга)

1

1

4.3

Спектакль С. Преображнский «Капризка»

1

1

4.4

Как выбрать друзей? Кто может считаться настоящим другом? Ассоциограмма «Я среди друзей»

1

1

4.5

Как помочь родителям? Как доставить родителям радость?

1

1

4.6

«Спасатели, вперёд!»

1

1

V

Чтоб забыть про докторов

4

5.1

“Наши маленькие секреты”. Встреча с действующими спортсменами, мастерами, ветеранами спорта.

1

1

 5.2

Движение это жизнь.

«Весёлые старты» в рамках фестиваля «Спорт.здоровье, творчество»

1

1

 5.3

День здоровья

«Дальше, быстрее, выше»

1

1

 5.4

 «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

1

1

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

6.1

Мир моих увлечений. Моя лестница успеха. Работа с детскими портфолио.

1

1

6.2

Как помочь больным и беспомощным? Дискуссия «Давай поговорим»

1

1

6.3

«Друзья спорта» (агитбригада )

1

1

6.4

В мире интересного. Экскурсия

1

1

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

7.1

Я и опасность.

1

1

7.2

Лесная аптека на службе человека

1

1

7.3

Игра «Не зная броду, не суйся в воду»

1

1

7.4

Наши маленькие открытия.

Растим «Цветок здоровья»

1

1

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ

4 класс

«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

II

Питание и здоровье

5

III

Моё здоровье в моих руках

7

IV

Я в школе и дома

6

V

Чтоб забыть про докторов

4

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

Итого:

34

Планирование

 4 класс

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Количество часов

всего

теоретические

практические

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

1.1

Здоровье, эмоции, чувства, стрессы. Рисуночные тесты.

1

1

1.2

Как помочь сохранить себе здоровье? Учимся думать и действовать, находить причину и последствия действий.

1

1

1.3

Физическая активность и здоровье. Встреча со школьным врачом.

1

1

1.4

Как познать себя. Что зависит от моего решения?

1

1

II

Питание и здоровье

5

2.1

Питание необходимое условие для жизни человека. Встреча с врачом-диетологом, эндокринологом.

1

1

2.2

Помоги себе сам. Волевое поведение.

1

1

2.3

Как питались в стародавние времена  и питание нашего времени

1

1

2.4

Секреты здорового питания. Рацион питания

1

2.5

«Богатырская силушка»

1

1

III

Моё здоровье в моих руках

7

3.1

Злой волшебник – табак. Что мы знаем о курении?

1

1

3.2

Злой волшебник  - алкоголь. Игра «беседа по кругу»

1

1

3.3

Злой волшебник – наркотик. Тренинг безопасного поведения.

1

1

3.4

«Мы за здоровый образ жизни» Марафон в рамках фестиваля «Спорт, здоровье, творчество

1

1

3.5

«Умей сказать НЕТ»

1

1

3.6

Отдых для здоровья.

1

1

3.7

Умеем ли мы отвечать за своё здоровье

1

1

IV

Я в школе и дома

6

4.1

«Мы – одна семья»

1

1

4.2

«Класс не улица ребята

И запомнить это надо!»

1

1

4.3

Кукольный спектакль

 «Спеши делать добро»

1

1

4.4

Будем делать хорошо и не будем плохо!

1

1

4.5

Мода и школьные будни

1

1

4.6

Делу время, потехе час.

1

1

V

Чтоб забыть про докторов

4

5.1

«Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься» Встреча с действующими спортсменами, мастерами, ветеранами спорта.

1

1

 5.2

День здоровья

«За здоровый образ жизни»

1

1

 5.3

Проведение библиотечных часов «Пути оздоровления»

1

1

 5.4

 «Разговор о правильном питании»

1

1

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

6.1

Размышление о жизненном опыте

1

1

6.2

Вредные привычки и их профилактика

1

1

6.3

Школа и моё настроение

1

1

6.4

В мире интересного.

1

1

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

7.1

Я и опасности.

1

1

7.2

Семейный  праздник «Папа, мама, я –спортивная семья»

1

1

7.3

Гордо реет флаг здоровья. Моя лестница успеха. Работа с детскими портфолио.

1

1

7.4

«Хочу всё знать!» (презентация исследовательских проектов)

1

1

Итого:

34

Литература для учителя:

  1. Соловова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. – Самара, ГОУ СИПКРО, 2007 – 140с.
  2. Рагимова О.А.. Пути оздоровления младших школьников. // Начальная школа – 2009 – № 1 – С. 72-74.
  3. Егорова О.Е. Содружество семьи и школы – залог успеха в воспитании здорового образа жизни. // Начальная школа – 2009 – № 1 – С. 74-76.
  4. Шепелева С.З. Наша тропинка здоровья. // Начальная школа – 2009 – № 1 – С. 79- 82.
  5. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - /Мастерская учителя.
  6. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  7. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
  8. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы», - М:ВАКО, 2011г. – 286 с - /Мастерская учителя.
  9. Николаева И.П., Колесов Д.Н. Уроки профилактики наркомании в школе. – М.,2003.
  10. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
  11. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.:Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  12.  Горячева Е.А. Воспитание чувства ответственности за своё здоровье.  // Начальная школа – 2009 – № 6 – С. 89-92.
  13. Марданова Е.У. Здоровое питание. // Начальная школа – 2009 – № 5 – С. 66-68.
  14.  Интернет ресурсы.

Официальный  сайт Министерства образования и науки Самарской области www.educat.samregion.ru/

Сайт  Сипкро. http://www.sipkro.ru

Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/

Сайт «Все о детях и семье»  http://www.7ya.ru/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок http://festival.1september.ru/  

 Детский портал «Солнышко»  http://www.solnet.ee/

Литература для обучающихся:

Словари, справочники:

1. А.М. Прохоров «Иллюстрированный энциклопедический словарь», Москва, 2000г.

2. А.А. Плешаков. Атлас- определитель «От земли до неба», Москва, 2017г.

4. Электронная энциклопедия для детей «Кирилл и Мефодий».

5. Большая иллюстрированная энциклопедия знаний. Москва, 2006г.

6. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. — М.: «Физкультура и спорт»

7. Видео- и аудиоматериалы:. альбом «Детские песни о ЗОЖ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Здоровьесберегающая деятельность.Спортивные игры, программа внеурочной деятельности для 2 класса

Данная праграмма разработана для занятий внеурочной деятельностью во 2 классе, может использоваться педагогами даполнительного образования или учителями физической культуры....

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...