"Воспитание самостоятельности младшего школьника в ГПД"
консультация (4 класс)

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Воспитание самостоятельности младшего школьника начинается с первого дня пребывания его в школе как во время урока, так и в группе продлённого дня. Этой теме и посвящен мой доклад .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_samostoyatelnosti_v_gpd.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Воспитание самостоятельности младшего школьника в ГПД"

       Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от усилий взрослых.

          Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.

Воспитание самостоятельности младшего школьника начинается с первого дня пребывания его в школе как во время урока, так и в группе продлённого дня. Особенное значение имеет развитие самостоятельных навыков учения во время самоподготовки школьников в г.п.д.
          В первое время школьник еще не знаком по-настоящему с содержанием конкретных учебных предметов. У него еще нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления в математику, грамматику и другие дисциплины.
          И все-таки ребенок с первых занятий усваивает соответствующие сведения. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще, частным проявлением которого в данном случае выступает математика или грамматика. Этот интерес активно используют учителя на первых занятиях. Благодаря ему для ребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактных объектах, как последовательность чисел, порядок букв и т.д. 
          Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения,
но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета математики, грамматики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности. 
         Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы организовать самоподготовку учащихся, занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы интересны и полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. При этом педагог должен учитывать и особенности каждого ребенка, его интересы и склонности, реализуя принцип личностно ориентированного подхода к учащимся и создавать ситуацию успеха при выполнении детьми любой из задач (будь то задача самообслуживания в группе продлённого дня самоподготовка или игровая деятельность). 
         Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня включает два вида деятельности, которые тесно связаны между собой: самостоятельную деятельность ребенка и деятельность, которую полностью организует и проводит педагог. 
         
Особенности учебных действий. Работа детей в г.п.д. складывается из действий разного типа, особое место среди них занимают учебные действия во время самоподготовки. Посредством их школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. Эти действия могут выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Их состав неоднороден. Одни учебные действия характерны для усвоения любого учебного материала, другие - для работы внутри данного учебного предмета, третьи - для воспроизведения лишь отдельных частных образцов. Так, действия, позволяющие ученикам изображать заданные образцы, применяются при изучении любого материала каждого предметам. В зависимости от изучаемого объекта такое изображение может быть графическим (схемы, формулы), предметно-пространственным (объемные модели), словесно-описательным и т.д.

Смысловая перегруппировка материала, смысловое выделение его опорных пунктов, составление его логической схемы и плана - это учебные действия, наиболее адекватные для усвоения материалов описательного характера. Чтобы ребёнок смог самостоятельно овладеть материалом и применить его при подготовке домашнего задания, воспитателю необходимо учесть как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ученика. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности. 
         Группа продлённого дня призвана обеспечить единство урочной и неурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень самоподготовки, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. 
         Самоподготовка - это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго определенное время. Самостоятельная учебная работа способствует формированию навыков самообразования, самовоспитания, развития личности. Особенностью самоподготовки является то, что каждый ученик самостоятельно должен выполнить полученное задание и справиться со всеми трудностями. Если же ведется объяснение, коллективное выполнение задания, то теряется сам смысл проведения самоподготовки. 
         Одна из основных задач воспитателя - создать и условия для самоподготовки с целью качественного выполнения домашних заданий. Воспитатель должен учитывать уровень готовности учащихся по предмету, индивидуальные психологические особенности каждого ученика, круг его интересов и способностей. Он должен поддерживать порядок во время самоподготовки и обеспечивать успешное выполнение заданий учителя всеми учениками. Для эффективности воспитатель может вывесить памятки по выполнению домашнего задания, организовать индивидуальную консультацию для детей, у которых задание вызывает затруднение. 
         Учащиеся 4-х классов, с которыми я работаю в данный период, уже многое умеют делать самостоятельно как в силу своего возраста, так и в силу опыта, полученного в предыдущие годы обучения. Но, тем не менее, и у них бывают трудности при выполнении домашнего задания, причём трудности эти очень индивидуальны, они зависят от способностей, развития, характера каждого конкретного ученика.
         Их можно классифицировать следующим образом: 

1) неумение пользоваться имеющимся справочным материалом, таким как словарь, памятка, учебник. 
2) нежелание читать внимательно учебный материал. 
3) отсутствие логического мышления. 
4) нежелание напряжённо работать и сосредоточиться на изучаемом объекте. 
         В некоторых случаях играет роль негативное отношение к процессу обучения, отсутствие учебной мотивации. Такие дети чаще всего обращаются за помощью, иногда даже не прочитав задачи или материала в учебнике. В таких ситуациях воспитание самостоятельности иногда сводится к многократному отсыланию к какому-либо правилу, повторению задачи вслух, перечитыванию статьи и другим подобным приёмам, которые, с методической точки зрения могут показаться бесполезными, по сравнению с прямым объяснением материала, но на практике приводят к тому, что ученик начинает лучше понимать прочитанное, формулировать вопросы, отвечать на них самостоятельно. Я стараюсь прибегать к прямому объяснению материала в том случае, если ученик ясно формулирует проблему, размышляет, пытается понять материал. 
         Воспитание самостоятельности начинается с формирования интереса к знаниям, это наиболее трудная задача, стоящая перед педагогом. Как, например, сформировать интерес к решению примеров или заучиванию правил русского языка? Думаю, интерес появится с успехом,
с высокой отметкой в тетради или дневнике ученика, т.к. отметка может быть стимулом в учёбе младшего школьника, ступенькой в его внутренней самооценке, в становлении его как личности. 
         Организуется самоподготовка в два этапа: чтение -15-20 минут, физкультпауза - 5-7 минут, выполнение письменных заданий по русскому языку я математике, в ходе которых организуются небольшие физкультминутки. Воспитатель предусматривает, чем будут заниматься дети, которые раньше других закончили выполнение заданий, как будут подводиться итоги самоподготовки.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:

-   расширение границ учебной работы;

-  углубление содержания учебных предметов;

-  получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

-  закрепление и повторение изученного на уроках материала;

-  упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

- развитие интереса к учению;

-  приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

  • формирование исполнительских навыков.

Самостоятельность - важнейшее свойство личности, обуславливающее ее позицию в современном мире, характеризующее особенность планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность.

В учебной самостоятельности на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.

Развитие учебной самостоятельности учащихся в процессе обучения происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности к высшему уровню, последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельности.

Задача развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в самостоятельность творческую. Следовательно, необходим такой вид деятельности, который бы позволил это осуществить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Статья "Развитие самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания"

Данная статья посвещена актуальной на сегодняшний день теме.Самостоятельность-один из важнейших компонентов успешного обучения младших школьников....

Роль домашнего задания в воспитании самостоятельности младшего школьника».

Материал к родительскому собранию о роли домашнего задания...

Литературное краеведение как средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников.

Литературное краеведение Самарского края   - программа курса внеурочной деятельности....

Воспитание самостоятельности младших школьников.

Воспитание самостоятельности младших школьников. Главнейшей задачей школы является забота о всестороннем развитии каждого школьника. Ее решение требует от педагога серьезной разносторонней работы.Зада...

Рекомендации для родителей по развитию и воспитанию самостоятельности младших школьников

Самостоятельность – это ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами. Самостоятельность – основно...