Образовательная программа внеурочной деятельности "Игры народов Сахалина"
методическая разработка (3 класс)

Анжелика Викторовна Тонвина

Россия  - многонациональная страна. И очень важно  уважать народы, живущие рядом с нами. А что может лучше познакомить с традициями и культурой соседних народов, чем игра. Ведь игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование  городской округ «Охинский»

Муниципальное  бюджетное общеобразовавательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 г.Охи

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ № 7

____________Л.Д.Водяницкая

«___» ______________ 2016 г.

Образовательная программа внеурочной деятельности

для обучающихся на начальной ступени общего образования

«Игры народов Сахалина»

Составители: Тонвина А.В., учитель начальных классов,

Стрижак Ю.А., учитель краеведения

г.Оха

2016 г.



Предварительный просмотр:

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И.Лях и  А.А.Зданевич. - М.: Просвещение, 2011 г., допущенной Министерством  образования и науки Российской Федерации;

Пояснительная записка

Россия – страна многонациональная, народов в ней насчитывается около многонациональная страна. Народов в России насчитывается около 150 сотен. И очень важно уважать народ, который живет с нами рядом.

Только на территории ГО «Охинский» проживают представители 56 национальностей.

А что может лучше познакомить с культурой и традициями  соседних народов, чем игра.  Ведь  народная игра – естественный спутник жизни  ребенка, источник радостных эмоций. К тому же игра обладает великой воспитательной силой, является частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей.  У них формируются устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, ее культуре и наследию.

По содержанию все народные игры  лаконичны, выразительны и доступны детям любого возраста. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку.

Данная программа имеет спортивно-оздоровительное направление и включает игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности),  развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

Помимо воспитания толерантности и любви к своей малой родине, актуальность создания данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей детского здоровья. Только здоровый человек способен быть настоящим творцом своей судьбы и судьбы своей страны.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 3-4 класса. Рассчитана программа на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Идея программы: Создание Программы по организации внеурочной деятельности обучающихся школы в условиях реализации ФГОС НОО;

Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

Создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время

Возможность трансформирования данной Программы в общественную жизнь города, в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного  учреждения.

Программа призвана способствовать более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Программа  планирует  работу  по трём уровням достижения результатов внеучебной деятельности младших школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока в системе целого учебного дня 1 раз в неделю.

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.

Особенности набора детей – учащиеся 3-4 класса с разным уровнем физической подготовленности.

Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-фестиваль, урок путешествие, урок-экскурсия, урок- соревнования

Алгоритм работы с играми:

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.
  6. Рефлексия.

Взаимодействие участников программы:

 

Цель программы:  формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и культуре народов, проживающих на территории родного края; содействие укреплению и сохранению здоровья младших школьников; содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи программы:

  • Расширение кругозора учащихся, формирование представления об окружающем мире. 
  • Обучение  жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
  • Укрепление здоровья обучающихся через игровую деятельность, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

Требования к знаниям и умениям:

В результате обучения дети научатся  активно играть, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Будут знать:

  • о способах и особенностях движение и передвижений человека;
  • о технике безопасности при проведении подвижных игр
  • о культуре соседних народов

Будут уметь:

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • обобщать и углублять знаний об истории, культуре народов, населяющих малую родину;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.

Ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  • Развитие умений работать в коллективе.
  • Формирование у детей  уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры  самостоятельно.
  • Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры народов Сахалина» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные:

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»;
  • Уважение к своему народу, к своей родине; 
  • Оценка жизненных ситуаций  и поступков с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • Следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности;
  • Определять план выполнения заданий в жизненных ситуациях под руководством учителя и самостоятельно;
  • Корректировать свою деятельность в дальнейшем;
  • Оценка своих действий по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
  • Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

  • Проявлять самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;
  • Уметь слушать и понимать;
  • Уметь следовать правилу, инструкции.

Коммуникативные:

  • Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, организовать их;
  • Проявлять широкую любознательность, задавать вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений  уметь договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявлять доброжелательное внимание к окружающим;
  • Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.

Формы подведения итогов: организация и проведение со сверстниками разученных подвижных игр, например, в летнем школьном лагере; разработка (придумывание) своих подвижных игр;  создание картотеки подвижных народных игр ГО «Охинский» (с привлечением не только обучающихся, но и их родителей). 

Содержание программы

 1 раздел (3 ч) Введение.

 Знакомство с народностями, проживающими на территории Охинского городского округа, культурой и традициями этих народов.

Виды игр. Значение игры в жизни людей. Особенности игр разных народов. Знакомство с техникой безопасности при проведении подвижных игр.

2 раздел (7 ч ) Русские народные игры.

Особенности русских народных игр. Разучивание игр: «Капуста»,  «Гуси», «Стрекоза», «Жмурки», «Коршун», «У медведя во бору», «Цепи кованые».

3 раздел (8 ч)  Нивхские народные игры

Особенности нивхских народных игр. Разучивание нивхских игр: «Игра с палочками» (Чавк рымк, «Поймай пучок» (Окорь най серчь),  «Куропатки и охотники», «Нарты – сани»,  «Тлоть», «Борьба на палке», «Прыжки через крутящуюся веревку», «Попади в нерпу».

4 раздел (4 ч)  Татарские народные игры

Особенности игр. Разучивание татарских народных игр: «Займи место (Буш урьш)», «Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар)», «Ловишки (Тотыш уены)», «Продаем горшки (Чулмак уены)».


          5 раздел (10 ч)  Игры других народов.

Особенности и разучивание игр народов, проживающих на территории ГО «Охинский». Украинские народные игры. Белорусские народные игры. Азербайджанские народные игры. Узбекские народные игры. Мордовские народные игры. Армянские народные игры

Итоговое занятие (2 ч)

Подготовка и проведение игрового Фестиваль  народной игры.

Учебно-тематический план

Название разделов и тем

Часы

1

Раздел 1. Введение

3

2

Раздел 2. Русские народные игры

7

3

Раздел 3. Нивхские народные игры

8

4

Раздел 4. Татарские народные игры

4

5

Раздел 5. Игры других народов, населяющих Сахалинскую область

10

6

Итоговое занятие – Фестиваль

2

Итого

34

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, М.: Просвещение, 2011г.

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред.Н.Ф.Виноградовой. – М.: Винтана-Граф, 2011 г.

  1. Учебно-методическое пособие «Подвижные игры» 1-4 классы. Автор-составитель Патрикеев А.Ю.- М:ВАКО. 2007 г.; 
  2. Лях В.И и Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы   - М.:Просвещение, 2007 г.,

  1. Глязер С. Ларчик с играми М.: Детская литература, 1975

  1. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983 г.

  1. Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980 г.

  1. Яковлев  В. Г.  Ратников В.П. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977 г.

  1. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А.Степанова. - М.: Баласс, 2012. - серия «Методическая библиотека учителя  начальной  школы».

  1. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе  Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В.Белоножкина и др. Учитель 2007 г.

  1. http://igrushka.kz/katnew/detigrkat2.php - Подвижные игры

  1. http://summercamp.ru/ - Подвижные игры

  1. http://veseloedetstvo.com/igry/  - Веселое детство. Народные игры



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Русские народные игры.

Игра  «Капуста».

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами. упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли, 

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

Игра  «Гуси».

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в равновесии, беге.

Описание: Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд. Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд.. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны.. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!" Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду. 

Друг за дружкою гуськом 

Ходят гуси бережком. 

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так – 

Га-га-га! 

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут. 

Га-га-га! 

Гуси крыльями взмахнут, 

И скорей бегом на пруд!

Правила игры : Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси, но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Бежать можно только после слова «пруд».

Игра   «Стрекоза» 

Задачи:  Упражнять детей в  прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, развивать умение действовать по сигналу.

Описание: Дети становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры.Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения назначенного места, считается победителем,

Правила:   Начинать игру только после слов «Начали!» Споткнувшегося по дороге, исключают  из числа играющих.

Игра «Жмурки»

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание:. Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре , бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий  посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который  дети передают друг другу .

Игра «Коршун»

 Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Среди игроков распределяются роли. Один из них становится «коршуном», другой «курицей», все остальные «цыплята». «Цыплята» выстраиваются в колонну по одному за «курицей», держась за пояс друг друга. Игра начинается с диалога:

- Коршун, коршун, что с тобой?

- Я ботинки потерял.

- Эти? («курица», а в след за ней «цыплята» выставляют в сторону правую ногу.

- Да! – отвечает «коршун» и бросается ловить «цыплят».

«Курица» при этом старается защитить «цыплят» не толкая при этом «коршуна». Пойманный «цыпленок» выходит из игры. Вариант: Пойманный «цыпленок» становится «коршуном»

Игра «У медведя во бору»

 Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу. 

Правила: Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!». Медведь не может ловить детей за линией дома.

Игра «Цепи кованые»

 Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в  построению в две шеренги, беге.

Описание: Две шеренги  детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

 - Цепи, цепи, разбейте нас!

  • Кем из нас? – отвечает другая
  • - Стёпой!  -  отвечает первая

 Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить  вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в  шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Нивхские народные игры

Игра «Игра с палочками» (Чавк рымк)

Содержание игры: в игру можно играть по парам или группой. Кидают палочки по очереди. Один игрок берет 12 палочек в руки, подбрасывает их вверх одной рукой, ловит тыльной стороной кисти. Другой игрок прячет упавшие палочки и произносит: «Сколько?». Игрок, который кидал палочки, должен сказать, сколько палочек он не поймал. После ответа игроки проверяют правильность ответа. Следующим кидает палочки другой игрок. Количество палочек может быть любым. Побеждает тот игрок, который ни разу не ошибся.

Игра «Поймай пучок» (Окорь най серчь )

Содержание игры: учитель кидает пучок, а ученик, поймавший его, называет число. Числа можно называть по порядку, через 1,2, 3, и так далее, можно использовать счет десятками. Учащиеся могут сидеть за партами, могут стоять в кругу и играть между собой. Кто неправильно назвал число, выбывает из игры.

Игра «Куропатки и охотники»

Все играющие - куропатки, трое - охотники. Куропатки бегают, охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники! » все куропатки прячутся за кусты, а охотники бросают мяч в ноги. На сигнал «Охотники ушли! » игра продолжается - куропатки опять летают.

Правила игры: Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять можно только в ноги убегающих.

Игра «Нарты – сани»

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м. Нарты – сани имеют длину 1м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры: Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги! ». Сначала ставят двое нарт (саней, затем можно добавить еще двое.

Игра "Тлоть" – прыжки на одной ноге.

Все участники становятся у линии, принимая исходное положение – стоя на одной ноге. По команде учителя они начинают прыжки. Кто быстрее преодолеет расстояние, тот становится победителем.

Правила: Прыгать разрешается на любой ноге, но  не сменяя ног.

 «Борьба на палке»

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры:

- начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу;

- во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Прыжки через крутящуюся веревку

Развивает силу, ловкость, координацию, выносливость, чувство ритма, умение управлять своим телом.

Два человека стоят на значительном расстоянии друг от друга, держат за концы слабо натянутую веревку и вертят ее. Веревка пролетает над полом на расстоянии 15-20 см. Задача играющих состоит в том, чтобы не задеть веревку. Перепрыгивать через нее можно только стоя на четвереньках. Если веревка задевает прыгающего, он выбывает из игры.

Игра «Попади в нерпу»

В игре  участвуют мальчики. Игра развивает меткость в бросках по движущемуся предмету, реакцию, ловкость, зоркость.

Игрок бежит с «нерпой» на веревке (мягкая игрушка).  Охотники с копьями (пластиковые бутылки) располагаются на одной стороне вдоль условного коридора. Задача игроков — поразить «копьем» движущуюся «нерпу». Кто попадал в «нерпу», тот считался самым метким, ловким, быстрым.

Татарские народные игры

Игра «Займи место (Буш урьш)»

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу-

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. 

Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Игра «Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар)»

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка. 

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков. 

Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Игра «Ловишки (Тотыш уены)»

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех. 

Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Игра «Продаем горшки (Чулмак уены)»

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок продай горшок!

— Покупай

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Украинские народные игры

Игра  «Хромая уточка».

Хромая уточка - украинская игра для пяти и более человек. В ходе игры обознаются границы площадки, выбирается «хромая уточка». Остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солнце разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь дотронутся до кого-нибудь из играющих. Пойманные помогают ей поймать других. Последний непойманный игрок становится «хромой уточкой».

Правила. Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным.

Игра «Колокол

Играют обычно мальчики и девочки 10-15 лет (иногда и старше), 10 и больше человек.

Описание. Взявшись за руки, играющие образуют круг. Водящий, выбранный по считалке, становится внутри круга. Налегая на руки составляющих круг, он старается разъединить их, приговаривая: «Бов». Повторяет это до тех пор, пока не разомкнет чьи-либо руки, после чего убегает, а двое разомкнувших руки ловят (салят) его. Поймавший становится водящим.

Правила. Водящий должен разъединить руки стоящих в кругу без помощи своих рук. Водящего можно салить, пока он не отбежит от круга на условленное расстояние.

Вариант.  Водящий, который стоит в середине круга, закрыв лицо руками, склоняется над соединенными руками («воротами») двух игроков и спрашивает:

«Чьи это ворота?» Ему отвечают, например: «Петра».

«А это чьи?» - «Тараса» и т. д.

Потом водящий подходит к любым «воротам» и просит:

«Пустите меня». - «Не пустим!» Он идет еще к двум-трем «воротам».

Наконец выкрикивает: «Бей, колокол, бей! Тучу разбей!» - и пытается прорваться через какие-нибудь «ворота». При удаче убегает, а двое, через «ворота» которых он прорвался, догоняют его. Догнавший становится водящим.

Игра  «Печки (Пички)».

Для игры необходим маленький резиновый мяч и открытая площадка. В земле на одной линии недалеко друг от друга выкапывают ряд ямок — печек (если грунт мягкий, то ямки можно выдавить каблуком или мячиком). Печки делают неглубокими, чтобы по ним мог прокатиться мячик. Количество печек соответствует количеству игроков. Игроки становятся с двух сторон линии печек, каждый около своей печки. Крайние игроки становятся лицом друг к другу, они и начинают игру.

Крайний игрок прокатывает мячик по печкам. Если мячик не остановился ни в одной из ямок, то второй крайний игрок катит его назад. Когда же мяч застрянет в чьей-либо печке, все участники игры стремительно разбегаются в разные стороны, а тот, в чьей печке оказался мяч, кидает его в одного из участников игры. Побитый ловит мяч и в свою очередь бьет им другого игрока. При этом бросать следует с того места, где мяч настиг играющего. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо не промахнется. Тогда все возвращаются к своим печкам. Тот, кто промахнулся, меняется печками с одним из крайних игроков и начинает игру сначала. За второй промах около печки «мазуна» проводят черту, а за третий промах делают гнездо и сажают палочку-квочку. За каждый дальнейший промах около печки втыкают палочку-цыпленка.

Когда у кого-либо наберется пять цыплят, их прячут, а хозяин квочки должен их найти и раздать остальным игрокам, т. е. догнать и дотронуться палочкой. Все остальные игроки убегают от квочки. Игра начинается сначала.

Правила игры:

- количество игроков — от пяти до семи;

- у каждого своя печка, около которой отмечаются промахи;

- салить мячом надо с места и только в ноги;

- в конце игры хозяин квочки салит до тех пор, пока у него не останется ни одной палочки.

Игра  «Колдун».  (Чаклун)

Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании, считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот игрок, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном.

Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и как только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.

Правила игры:

- заколдованный игрок остается на месте;

- заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Белорусские народные игры

Игра «Михасик»

Для проведения игры по кругу ставятся шесть пар лаптей. Вокруг них располагаются семь участников игры. После произнесенных ведущим слов:

Ты, Михасик, не зевай, не зевай!

Лапоточки обувай, обувай! -

звучит белорусская народная мелодия. Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу. С окончанием музыки все останавливаются, и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

Правила игры:

- игроки обувают лапти только по окончании музыки;

- двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.

Игра  «Прела-горела»    

Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:

Прела-горела, за море летела,

А как прилетела,

Так где-то и села,

Кто первый найдет,

Тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры:

- начинать искать предметы можно только после произнесенных слов;

- во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать;

- прятать игрушки необходимо быстро.

 

Игра "Беляк»

В этой игре могут участвовать 5 или более человек.
Играть в "Беляка" можно только зимой. Для этого участникам надо скатать из снега крупный шар (диаметр - 1м) и встать вокруг него, держась при этом за руки. После каждый участник должен стараться за руки перетянуть кого-нибудь в середину круга, чтобы тот коснулся телом шара. Если прикосновение действительно было, участник выбывает из игры. Оставшиеся снова берутся за руки и продолжают игру. Выигрывает тот, кто заставит последнего соперника коснуться шара.

Азербайджанские народные игры

Игра  «Белый мяч и черный мяч»

Для игры нужны два мяча из войлока или шерсти белого и черного цвета. Играющие делятся на две равные команды. В каждой команде выбирается ведущий. Одному ведущему дают мяч белого цвета, другому — черного цвета.

По сигналу ведущие бросают свои мячи как можно дальше. По второму сигналу по одному игроку из каждой команды бегут за своим мячом. Победитель, т. е. тот, кто быстрее принес мяч своему ведущему, получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила игры:

- бросать мяч и бежать за ним можно только по команде;

- мяч бросать надо как можно дальше.

Игра «Отдай платочек»

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают платочек. Ведущий проходит позади своей команды и незаметно вкладывает платочек в руку одному из детей. После этого игрок, стоящий в центре, дает команду: «Отдай платочек!» Дети с платочками должны выбежать и отдать платочек ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст платочек. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Правила игры:

- бежать и отдавать платочек можно только по сигналу;

- платочек надо каждый раз давать разным детям.

Узбекские народные игры

Игра «Белый тополь, зеленый тополь (Ок теракми, кук терак)»

Играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Игроки, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге: Белый тополь, зеленый тополь! От нас кто вам нужен?

Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участников игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь, то он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого-то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды.

Правила игры. Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.

Мордовские народные игры

Жмурки (Хъуырмарсытай) 

Водящему завязывают глаза. Затем игроки поочередно легко ударяют по ладоням его вытянутых вперед рук. При этом они шепотом спрашивают: «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.

Правила игры. Ладоней водящего не должны    касаться одновременно несколько участников. Подсказывать водящему нельзя.

Армянские народные игры

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» — названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.  

Правила игры. Ошибающийся не играет.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

 

Считалки

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить!

Колокольчик всех зовет,

Колокольчик нам поет

Звонким, тонким голоском:

Динь-бом, динь-бом!

Выходи из круга вон!

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь ты!

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

Тара-Мара

В лес ходила,

Шишки ела,

Нам велела.

А мы шишки

Не едим,

Таре-Маре отдадим!

Два барашка вышила

И… вся нитка вышла.

Раз, два, три, четыре, пять, -

Мы сейчас хотим играть.

«Да» и «нет» не говорить –

Все равно тебе водить!

Есть у Ёжика и Ёлки

Очень колкие иголки.

В остальном на Ёлку Ёж

Совершенно не похож.

 

Жираф по городу гулял

И носом облачко гонял,

Вот почему была вчера

Такая желтая жара.

 

Сорок сорок слетелись в сапог.

Все кричат: в сапоге,

А сапог – на ноге,

А нога – при мне,

А я сам – во сне.

 

Улитка, Улитка,

Где твоя улыбка?

Сижу я в стороже –

На улице рожки,

Улыбка – в коробке,

Где скрепки и кнопки,

Тебе не достать!

 

Цынцы – брынцы, бубенцы

Говорят во все концы:

- Царь едет! Царь с царицей

Едут в церковь поклониться!

Впереди бегут гонцы:

Цынцы – брынцы, бубенцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Моя малая Родина - Сахалин".

В  данной  программе  даётся  полное  ракрытие  занятий  по  краеведению  для  учащихся  4  класа  по  теме  "Моя  малая  Родина - Сахалин".  Данная  программа  разработана  как  инновация  природовед...

Презентация по теме "Наш край". Леса Сахалина. 4 класс

Данную презентацию я использовала на уроке окружающего мира в четвёртом классе по теме "Наш край". Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей ин...

Водные красоты Сахалина

Водные красоты Сахалина...

Красота Сахалина

Красота Сахалина...

Растения Сахалина

Красивые растения Сахалина...

Внеурочное занятие по краеведению о. Сахалина

Занятие с картой острова Сахалин. Знакомство с географическими названиями острова....

Конспект внеурочной деятельности "Народы Челябинской области" 2 класс

Конспект внеурочной деятельности "Народы Челябинской области" для 2 класса.Планируемые результаты: Познавательные:-знать какие народы проживают на Южном Урале, какие у них традиции, пра...