Методическая разработка по окружающему миру 2 класс
методическая разработка (2 класс)
Дать представление о разнообразии профессий, выборе профессии. Расширение жизненного опыта, развитие творческого потенциала личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professii_.docx | 177.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Все профессии важны"
Цель: обогащение знаний детей о различных профессиях.
Задачи: Образовательная – дать представление о разнообразии профессий, выборе профессий
Развивающая – расширение жизненного опыта
- развитие познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение)
- развитие творческого потенциала личности
Воспитательная - углубление внутреннего мира учащихся
- привить уважение к людям разных профессий
- формирование умения работать в группе, коллективе
- формирование умения работать организованно, сосредоточенно, уважать мнение товарища
Оборудование: карточки разного цвета «Узнай профессию»; конверт с рассыпавшимися буквами; бумажные звездочки; тесты; предметы труда представителей разных профессий.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Все в порядке?
Все на месте?
Ну, тогда начнем урок
Все вместе.
Учитель. Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы станете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечете самый вкусный в мире торт или откроете новые звезды. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться.
II. Сообщение темы урока
У. Отгадайте загадки: Учу ребятишек читать и писать,
Природу любить, пожилых уважать.
Кто это, ребята?
Дети. Учитель.
У. Правильно. Речь идет о моих коллегах.
– Какие предметы ведут учителя в школе?
Д. Математику, физкультуру, рисование, физику...
- Посмотрите, как разнообразна моя профессия.
У. У меня есть друзья. Угадайте, кто они?
Он в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней.
Д. Врач.
- Как называется детский врач - педиатр, зубной врач- стоматолог, глазной врач- окулист.
У. Кладет кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом.
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
Д. Строитель.
- Какие строительные специальности вы знаете? (каменщик, маляр, штукатур)
У. Ребята, вы догадались, о ком и о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Д. О людях разных профессий.
У. Прочитайте тему нашего урока.
«Все профессии нужны, все профессии важны».
– А вы согласны с этим высказыванием?
У. Давайте попробуем сегодня на уроке проверить истинность этого высказывания.
III. Знакомство с новым материалом
Учитель постепенно открывает на доске план рассказа о профессии.
- В течение урока мы составим план рассказа о профессии
На доске: ПЛАН.
– Что же такое профессия? Обратимся к толковому словарю. Давайте предоставим слово тому, кто сегодня работает со словарем.
Ученик . Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
У. Труд формирует самого человека. Каждый человек трудится на своем месте: вы – в школе, ваши родители – на производстве.
- А чем ценен ваш труд?
Д. Мы получаем прочные знания, чтобы быть в жизни успешными.
У. Сейчас я проверю ваше внимание. Любой рассказ начинается с названия.
Учитель вывешивает на доску карточку с первым пунктом плана.
На доске: 1. Название профессии.
У. Каждой профессии присущи свои предметы труда, важные и необходимые. По предметам можно догадаться, о какой профессии идет речь. Этим мы с вами сейчас и займемся.
Игра «Узнай профессию»
У каждого из вас на столе лежит карточка-схема определенного цвета, где зашифровано название профессии. А теперь переверните карточки. По опорным словам отгадайте профессию, впишите ее в центр и поднимайте карточку.
Дети работают самостоятельно.
– Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию. Если все согласны с ответом, хлопните в ладоши.
А теперь проверим правильность написания профессий. (На доске: летчик, парикмахер, учитель)
- Скажите, какая на ваш взгляд, профессия здесь лишняя. Ответ обоснуйте.
На доске: парикмахер, летчик, учитель
Д.– Учительница, так как только она учит детей.
-Летчик - он водит самолеты.
У. Есть еще один вариант ответа: парикмахер – лишнее слово. Догадайтесь – почему?
Д. Парикмахер - он подстригает людей, у него работают руки. А летчик, учительница думают, рассуждают, то есть работают головой.
У. Говоря о профессии, можно сказать какой труд – физический или умственный – является основным в этой профессии. В первых двух профессиях основным является умственный труд, а в профессии парикмахер основной труд – физический.
- Так что же можно еще рассказать о профессии?
Д. Какой труд используется в профессии.
У. Это и будет второй пункт плана.
Учитель вывешивает на доску карточку.
На доске: 2. Какой труд используется в профессии?
IV. Самостоятельная работа
Работа в парах
У. Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. 1, 3 ряд – выберите профессии, связанные с умственным трудом, 2 ряд - – профессии физического труда. У доски будут работать дети, сидящие на первой парте среднего ряда.
токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач |
– Проверим вашу работу.
Отвечают дети, работающие у доски.
Д. К физическому труду мы отнесли профессии токаря, строителя, фермера, водителя, портного, сапожника, спасателя.
У. Есть замечания? Продолжим.
Д. К умственному труду мы отнесли профессии писателя, бухгалтера, учителя, экскурсовода, актера, библиотекаря, врача.
У. Это важные профессии, часто встречающиеся в нашем городе. Люди этих профессий способствуют развитию и процветанию нашего края.
– Что еще можно включить в план описания профессии?
Д. Рабочее место.
Учитель вывешивает карточку.
На доске: 3. Рабочее место.
- А сейчас проверим себя. У вас на столе листок с текстом. Возьмите его и соедините стрелочкой название профессии и место работы человека.
|
По ходу работы учитель проверяет тесты у 5–6 учеников.
- Сверьте свои ответы. Если у вас есть ошибки, то исправьте их.
V. Физкультминутка
У. А сейчас – минутка отдыха. Встаньте, выйдите из-за парт.
Учитель читает слова и показывает движения. Дети повторяют:
Трактор водит – ... (тракторист),
Электричку – ... (машинист),
Стены выкрасил – ... (маляр),
Доску выстрогал – ... (столяр),
В доме свет провел – ... (монтер),
В шахте трудится – ... (шахтер),
В жаркой кузнице – ... (кузнец).
Кто всё знает – молодец!
VI. Работа по теме урока (продолжение)
У. Отгадайте загадку:
Умный он, и даже слишком.
Управляю я им мышкой.
С ним не буду я скучать –
Можно в игры поиграть.
Что это, ребята?
Д. Компьютер.
У. А для чего нам в жизни необходим компьютер?
Д. Для игры, для того чтобы быстро напечатать текст, для рисования, просмотра мультфильмов, прослушивания музыкальных произведений.
– Кто знает, как называется профессия человека, пишущего программы, по которым работает компьютер?
Д. Программист.
У. Программист — специалист, занимающийся написанием программ для ЭВМ, то есть программированием. Да, эта профессия в последнее время стала очень важной и престижной. В нашем постоянно развивающемся городе, где много различных предприятий, эта профессия просто необходима.
У. Значит, включим в наш план еще один пункт.
Учитель вывешивает карточку на доску.
На доске: 4. В чем заключается деятельность человека?
- Чем занимаются люди этих профессий.
Игра «Моя профессия – самая важная»
– А сейчас предлагаю выбрать необходимые предметы труда для представителей разных профессий. Сейчас я буду читать стихотворение Дж. Родарри «Чем пахнут ремесла» и выберу трех человек, по одному с каждого ряда.
Учитель читает стихотворение, как считалку.
1-й ряд. У каждого дела
Запах особый.
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
2-й ряд. Пахнет кондитер
Орехом мускатным,
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
3-й ряд. Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Выбранные дети выходят к столу и выступают в роли повара, электрика, врача.
– Перед вами на столе лежат предметы, относящиеся к разным профессиям. Выберите вещи, необходимые для вас: повар, врач, электрик. А мы проследим, правильно ли ребята выбирают себе предметы.
Дети выбирают предметы.
– Назовите сначала профессию, а потом предметы труда, которые вы выбрали.
Дети отвечают.
У. А теперь докажите одноклассникам, что именно ваша профессия самая важная. А вы, ребята, слушайте внимательно и дополняйте ответ.
Дети приводят по 2–3 доказательства.
Ученик-врач. Профессия врача – самая важная, так как эти люди лечат нас, делают прививки от болезней, следят за нашим здоровьем.
Ученик-милиционер. Профессия электрика– самая важная, так как эти люди делают нашу жизнь светлее, сейчас без электричества невозможно прожить. Ученик-повар. Профессия повара – самая важная, так как эти люди готовят нам еду, пекут пироги.
У. Спасибо, ваши ответы очень убедительны. Ребята, встречали ли вы представителей этих профессий в нашем городе ? Где?
– Что нужно для того, чтобы стать мастером своей профессии?
Д. Нужны знания.
У. Знания каких наук нужны во всех профессиях? Уточните.
– Врач должен знать строение организма человека, химический состав лекарств, математику, чтобы рассчитать дозировку лекарств.
– Повар должен знать математику, чтобы рассчитать норму расхода продуктов.
- Электрик – физику, математику.
У. Прочитайте следующий пункт плана.
Учитель вывешивает карточку на доску.
На доске: 5. Знания, используемые в профессии.
– Можно быть прекрасным, знающим врачом, водителем, грузчиком. Но человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость. Выберите из списка черты характера, которыми, как вы считаете, должен обладать человек.
На доске:
добрый, добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый, сознательный |
Дети отвечают.
– Что вы не выбрали, почему?
Д. Не выбрали слова эгоистичный, злой – они обозначают отрицательные качества человека.
VII. Закрепление полученных знаний
У. Вы любите мечтать? Давайте помечтаем о ваших будущих профессиях. Подумайте, кем бы хотели стать вы? Расскажите о своей профессии по плану, составленному на доске. Кто желает рассказать?
Выслушиваются ответы детей.
VIII. Итог урока
У. Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У нас в классе есть звезды. Они лежат у вас на партах. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках: с одной стороны – будущую профессию, с другой – фамилию. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до 11-го класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.
Дети пишут на звездочках.
– А сейчас вы прикрепите свои звездочки возле фотографии с видом нашего города. Вы прикрепили здесь звездочки потому, что именно вы – наше будущее, надежда и опора города Северобайкальск.
Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться!
У. Что необходимо делать сейчас, чтобы ваши мечты сбылись?
Д. Учиться хорошо.
У. Как можно назвать сегодня вашу профессию?
Д. Ученик.
У. Оцените свою работу на уроке.
Дети показывают значки:
Зеленый– «работал очень хорошо»;
Желтый– «работал хорошо»;
Красный– «могу работать лучше».
VIII. Домашнее задание
У. Дома каждый из вас еще раз подумает о выборе профессии
1 группа - нарисует, кем бы хотел быть, приготовит рассказ по плану;
2 группа - подберет пословицы, поговорки, загадки, связанные с профессиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе
Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...
Методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
ТЕМА: «ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ» - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Ту...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка по окружающему миру. Блок интерактивных уроков по разделу: История Древнего мира.
Уроки для интерактивной доски по разделу История древнего мира. Первобытное общество, Египет,Рим,Древняя Греция, Средние века, Новая иновейшая история....
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)
В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....