Конспект открытого внеурочного занятия «Учимся общаться»
классный час (4 класс)

Власенко Наталья Сергеевна

Цель:

  • формирование представлений о вербальном и невербальном общении;
  • развитие мыслительных способностей, внимания;
  • приобретение навыков невербального общения, обогащение опыта межличностного взаимодействия;
  • развитие эмпатии, толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Любучанская средняя общеобразовательная школа

Городской округ Чехов Московской области

Конспект

открытого внеурочного занятия

«Учимся общаться»

Составитель: Власенко Наталья Сергеевна,

 учитель начальных классов

2018 г.

Форма проведения занятий:

групповое занятие с элементами тренинга.

Цель:

  • формирование представлений о вербальном и невербальном общении;
  • развитие мыслительных способностей, внимания;
  • приобретение навыков невербального общения, обогащение опыта межличностного взаимодействия;
  • развитие эмпатии, толерантности.

Задачи:

  1. Создание комфортной психологической среды для развития личности в общении.
  2. Установление и поддержка контакта, снятие скованности и замкнутости .

  1. Формирование понимания необходимости и значимости общения в жизни людей, его положительных сторон.

  1. Развитие сплоченности внутри группы, умения согласовывать свои действия с другими и решать   поставленные   задачи.
  2. Познакомить обучающихся со средствами вербального и невербального общения; способствовать раскрепощению участников.
  3. Установить психологический и эмоциональный контакт с детьми;
  4. Учить детей анализировать свое поведение, мимику, позы, жесты, а также других людей.

Наглядные средства и оборудование:  схемы, стулья по количеству участников, клубок ниток, компьютер, экран, проектор, презентация к занятию, музыкальное сопровождение.

Методы:

- словесные (беседа на этапе орг.момента, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе эпизодов, при подведении итогов занятия, на этапе рефлексии);

- наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение);

- наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств);

- практические (развивающие игры);

- ИКТ.

Аудитория: учащиеся 4 класса  - 10 человек (малая группа).

Время проведения: 40 - 45 минут.

Предполагаемый результат: благоприятный психологический климат. Упражнения проходят весело, активно, в результате чего, у детей повышается настроение, снижается усталость.

Разминка, игры, способствуют развитию выразительного поведения, побуждают участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Занятие доступное, построенное с учетом психологических и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на занятии, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Внимание детей привлекается постоянным опросом и комментариями, выделением главных участков фраз. Занятие построено с учетом репрезентативных систем обучающихся:

- на слуховое восприятие: постоянно звучит речь учителя (вопросы к обучающимся, фразы, направляющие ход урока), обучающихся (ответы).

- ориентировка на зрительное восприятие: схемы на доске.

Игры направлены, в том числе, и через кинестетическое восприятие детей.

Время используется довольно эффективно.

На данном занятии поставленные задачи решаются эффективно и перегрузки учащихся как физической, так и психической, нет, благодаря смене видов деятельности и форм работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд 1)  Эпиграф. Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого

общения. 

А.С. Экзюпери.

1.Вступительное слово о целях и форме проведения занятия.

Ребята, общаться с одними людьми нам приятно, у нас поднимается настроение, а при общении с другими людьми у нас портится настроение, мы огорчаемся.

Давайте сегодня мы попытаемся разгадать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.

II. Приветствие.

Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга разными способами.

Разминка “Поприветствуй соседа”.

Инструкция:

Рукопожатие “Импульс”

Ребята, давайте встанем в круг, я сейчас каждому из вас передам свое рукопожатие, а вы его будете передавать до тех пор, пока оно не вернется ко мне”. Ускоряя темп. Повторяем 3 раза. Молодцы!

По имени. А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Соседа справа мы назовем по имени и, скажем “Здравствуй, Света…” с улыбкой, по кругу.

Дети садятся на стулья

Как вы понимаете слова эпиграфа?

«Человек может обойтись без многого – но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова.

(Слайд 2.) Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.

(Слайд 3). Посмотрите на этих людей, они одиноки. Какое у них состояние, что они чувствуют. Их поза и взгляд говорят о том, что им плохо.

Сегодня мы продолжим с вами учиться правильно общаться, ладить друг с другом и окружающими нас людьми., чтобы не оказаться в ситуации одиночества.

- Кто может напомнить нам - что же такое общение?

(Слайд 4) Общение - это и вчерашний разговор по телефону, беседа на уроке с учителем или одноклассником, и ссора с родителями из-за нежелания выполнять домашнее задание, запретов на игры за компьютером. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми.

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, сходить с друзьями в поход, понять объяснение учителя и многое другое. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице.

 (Слайд 5) Способы общения: Ребята, видите, сколько способов общения существует. И общаться можно при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.

(Слайд 6) “ВЕРБАЛЬНОЕ, НЕВЕРБАЛЬНОЕ”. Те способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными ( слайд 7), а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными. ( слайд 8)И у каждого способа общения есть свои секреты.

Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что при обращении к нам в одних случаях к нам обращаются по имени, а других наше имя не называют.

В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, когда ваше имя называли или нет? (Ответы детей)

Конечно ребята, приятнее, когда называют тебя по имени, ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства. (Слайд 9)

Вот и узнали один из секретов общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

IV. Загадка.

А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.

“Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда”

Подсказки детям: от чего становится всем светлей?

Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения:

“Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им. И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Рисуем улыбку. Вывешиваем на доску. 

Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства

3. Упражнение «Чудесный ковер»

Цель упражнения: развитие доверительности в группе.

Посмотрите,пожалуйста, на эти наикрасивейшие, наипрекраснейшие, сотканные вручную ковры...(слайд 10) От них веет особым теплом и очарованием. В чем секрет ковров ручной работы? В древности искусство тканья ковров считалось чуть ли не магией. Мастерица как будто держала в руках нить судьбы, соединяла ее с другими судьбами в причудливые орнаменты. Действительно, когда судьбы переплетаются красиво, получается чудесный рисунок. Когда мы строим друг с другом ДОБРЫЕ взаимоотношения, наш общий рисунок получается гармоничным... В древности к процессу тканья ковра не допускали мастериц злых, сварливых, суетливых. Считалось, что только с добрыми намерениями и сердцем можно создать настоящий ковер...

Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Таким образом, мы можем соткать общий ковер. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток другому.

Но чтобы ковер действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выражение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно – и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит через несколько человек. Можно говорить добрые слова всем ткачам, тогда моток будет пущен по кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернется обратно. Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковер сотканным».

Пример: Я восхищаюсь вашей открытостью и готовностью сотрудничать друг с другом. Я прошу пустить моток по кругу, чтобы каждый намотал нить себе на палец.

Когда моток вновь вернется к учителю, можно продолжать.

– Нить вновь вернулась ко мне, а у нашего ковра появилась форма, – говорит учитель, наматывая нить на другой палец. – Я хочу передать моток вам, …….Ваша улыбка озарила солнечным светом сегодняшнее хмурое утро.

Учитель передаете моток адресату комплимента. Если он находится далеко, другие члены команды помогают. Далее, член команды, которому учитель передал моток и доброе слово, наматывает нить себе на палец и передает моток другому, говоря тому добрые слова. Постепенно между всеми членами команды образуются нити.

– Посмотрите, – говорит учитель, когда ковер станет достаточно прочным, – какой красивый ковер у нас получился! Похоже, что и почти все наши пальцы задействованы в поддержании его формы? Попробуйте, пошевелите пальцами! Чувствуете, какой резонанс это вызывает?

– Мы уже с вами говорили о том, что между нами протянуты невидимые нити, теперь мы видим, что они образуют интересные рисунки. Видите, достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышанными.

Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение.

– Итак, наш ковер соткан. Теперь мы аккуратно опустим его вниз, на пол и снимем с пальцев. Сегодня в очередной раз невидимое стало видимым. Вы увидели то, что обычно бывает скрыто от человеческих глаз - ощущение взаимосвязи, вы увидели, что нити общения реальны. И каждый из нас в своей жизни ткёт вместе с другими людьми невидимые ковры. Хотелось бы, чтобы в тех нитях, которые вы образуете, было как можно меньше узелков, а узоры в ковре ваших взаимоотношений были красивыми и гармоничными. Помните, что у вас всегда есть возможность распутать эти узелки, изменив свое общение.

– Чудесный ковер, сотканный нами сегодня, символизирует добрые отношения между нами. Позже мы скатаем его в клубок. Пусть этот ковер, свернутый в клубок, станет нашим талисманом.

Упражнение «ВЕТЕР ДУЕТ НА …»

Цель: получить больше информации друг о друге, развитие дружеского взаимоотношения, эмоционального контакта.

Инструкция: «Каждая моя фраза будет начинаться со слов: «Ветер дует на …», а затем буду называть признак, по которому могут объединиться некоторые участники группы. Они выходят в центр круга, жмут друг другу руки и расходятся по свободным местам.

  1. Ветер дует на  того, кто любит мороженое (пожать друг другу руки)
  2. Ветер дует на того, у кого светлые волосы (обнять друг друга)

  1. Ветер дует на того, кто умеет быть доброжелательным к другим (погладить по голове друг друга)

  1. Ветер дует на того, кто любит танцевать (станцевать ламбаду)
  2. Ветер дует на того,  у кого есть друзья (похлопать друг друга по плечу)
  3. Ветер дует на того, кого с утра разбудила мама (покажите свое настроение)
  4. Ветер дует на того, кто хоть раз в жизни ругался с мамой (Покажите, как вы любите свою маму)
  5. Ветер дует на того, кто любит море (как вы отдыхаете с друзьями)
  6. Ветер дует на того, кто часто ругается с одноклассниками (как вы миритесь, изобразите)

Рефлексия.

  • Что нужного и полезного вы унесете с собой с сегодняшнего занятия для эффективного общения?

  • Какие упражнения вам понравились?

  • (Слайд 11) Вот и подошло к концу наше занятие! Таким образом наша жизнь, взаимоотношения с людьми, которые окружают нас - все находится В НАШИХ РУКАХ. Мы хозяева своей жизни и будет ли она яркой, красивой, окруженной хорошими людьми, одним словом, ГАРМОНИЧНОЙ – ЗАВИСИТ ОТ ВАС САМИХ.

Спасибо вам за приятное общение, вы активно поработали, я желаю вам успехов и удачи!

Давайте поаплодируем друг другу. На этом наше занятие закончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие "Учимся делать правильный выбор"

Учебная задача: формирование УУД волевых усилий для самоограничения в выборе продуктов питания и добровольного отказа от вкусной, но вредной для здоровья еды при составлении собственного рациона...

План-конспект внеурочного занятия.Учимся рассуждать

Внеурочное занятие по развитию речи. Причинно-следственные связи....

Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий "Учимся общаться" (3 класс) .Использование программы Т. Ладыженской "Детская риторика"

В данном календарно-тематическом планировании представлены 34 темы внеклассных занятий. состоящие из  2 разделов: 1раздел- "Общение" (15ч), 2 раздел- "Речевые жанры (19ч).В планировании указаны ф...

Рабочая программа внеурочного занятия "Учусь создавать проект" 2 класс

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект». Авторы:  Сизова Р.И., Селимова Р.Ф., лауреаты и победители дву...

Презентация к открытому внеурочному занятию «Учимся общаться»

Цель:·         формирование представлений о вербальном и невербальном общении;·         развитие мыслитель...

Внеурочное занятие "Учись учиться"

Конспект занятия разработан по программе "Учись учиться" Е.В.Языкановой. Занятие №14. Тема: Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление законо...