статья СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
статья
В статье раскрыты основные стратегические подходы к воспитанию детей в духе гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БОЛТАЧЕВА Л.В.
СОШ №258
г. Санкт-Петербург.
В статье раскрыты основные стратегические подходы к воспитанию детей в духе гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили:
стратегия самовыражения ребенка в деятельности,
стратегия общности и коллективизма,
стратегия выведения ребенка к цели «быть собой».
Предложен ряд конструктивных способов реализации данных стратегий
Современное образование вплотную подошло к рубежу, за которым инновационным ресурсом должна стать гуманизация образования.
Стратегии воспитания детей в духе гуманной педагогики, устремленные в будущее и ориентированные на воспитание «Благородного человека», как никогда актуальны в сегодняшней ситуации развития и модернизации образования.
Еще в 60-70-х годах прошлого столетия педагогами– новаторами было апробировано научное направление «Гуманно личностный подход к детям в образовательном процессе». У его истоков стояли А.С. Макаренко, Д.С. Ушинский, В.А. Сухомлинский и многие другие выдающиеся русские педагоги гуманисты. Эти традиции продолжили Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов. «То, что веками повторяли выдающиеся педагоги гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало житейской необходимостью»[1,с. 34].
Почему необходимостью остается и сегодня воспитание детей в духе гуманной педагогики?
Мир в последние десятилетия не стал добрее, гуманнее, оптимистичнее. Первыми поняли опасность педагоги, столкнувшись с искажением у детей понятий о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Все чаще детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
«Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже Благородным» [2, с.285].
«Весь смысл гуманного воспитания есть воспитание духа», - писал классик мировой педагогики Константин Дмитриевич Ушинский[3, с.122].
Понимая ответственность за будущее детей, каждый педагог сознательно выбирает гуманную стратегию воспитания детей.
Педагогическая деятельность, творческая, противоречивая, имеющая далеко отсроченный во времени результат, необычайно нуждается в стратегии, основой которой может стать гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили.
Ведь именно гуманно-личностный подход к детям:
⎯ имеет целостное видение ребенка, принимает каждого ребенка таким, какой он есть, верит в его безграничные возможности;
⎯ ставит свое главной целью - воспитание Благородного человека
⎯ стремится к самосовершенствованию и выработке у педагогов тех качеств, которые способствуют развитию творчества.
Опираясь на положения «Школы жизни» (гуманно личностный подход) Шалвы Александровича Амонашвили, рекомендованной Министерством Образования РФ для применения на практике, мы выработали свои стратегические подходы к воспитанию детей школьного возраста, определив направления и способы реализации выбранной стратегии.
Стратегия самовыражения ребенка в деятельности.
Ребенок дошкольник постоянно взаимодействует с миром природы, рукотворным миром, миром человеческих отношений, знаний, искусством.
Это естественно происходит преимущественно в игровой, трудовой, художественно эстетической, познавательно-речевой деятельности. Интегрирование различных видов деятельности в атмосфере свободного выбора, провоцирует детей на творчество и сотрудничество.
Так я спланировала деятельность в группе продленного дня в течении рабочей недели так, чтобы каждый происходила смена деятельности, например
-понедельник- занятие по развитию техники чтения и понимания прочитанного происходит работа над воспитательными текстами с яркими образами героев и их поступков.
- вторник-урок путешествие. А путешествовать можно везде. В этом прекрасно помогают средства ИКТ. Рассмотреть можно любую тему по выбору учащихся. Заканчивается занятие творческой деятельностью детей над своим проектом.
-среда- коллективные интеллектуально-развивающие игры: «Что? Где? Когда? , викторины, праздники и спортивные мероприятия. Всевозможные формы, где есть дух соревнования и сотрудничества.
-четверг- воспитательные беседы, диспуты, где затрагиваются нравственные темы близкие детям, приводятся яркие примеры на основе художественных произведений, ситуаций из жизни школы, города, страны. Обязательное условие проведение выслушивать позицию ребят.
-пятница-коллективная объединяющая всех деятельность. Я на протяжении года взяла нестандартную форму работы для школьной деятельности, близкой к внеурочной – работа с шерстью (шерстяная живопись, валяние). Здесь можно использовать разные формы работы как индивидуальные так и коллективные, подготовку к праздникам и выставкам.
Кроме того, одним их конструктивных способов реализации данной стратегии, является ориентирование детей на правильную информацию и ограждение от отрицательной.
Именно значимый взрослый создает те образы, которые воспитывают.
Информация несет кроме основных знаний моральные составляющие, проходя через эмоциональное, чувственное восприятие ребенка.
Образы красоты, добра, духовности, благородства не только легко запоминаются, но и воспитывают.
Интерпретируя доступную для школьников информацию в беседах, рассказах, при обсуждении впечатлений детей, в рассказах педагога о себе, мы ориентируем детей на образцы социального поведения: хороший сын, настоящий друг, русский человек.
Так создаем образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания.
Именно в младшем школьном возрасте начинается создание определенных стереотипов: честный поступок, культурное поведение, патриотическое отношение.
Использование примера великого человека (высокая форма идеала),
примера взрослого авторитетного человека (родитель, воспитатель, старшие члены семьи), примера сверстника (поступки которого понятны, мотивы похожи на собственные),
- все это эффективно реализует стратегию самовыражения.
«В педагогике нет мелочей», – утверждает Шалва Александрович [4, с.56]. Пример как метод воспитания призван организовать образец деятельности, поведения, образа жизни.
Пример любимого педагога может стать для детей примером, образцом для подражания на всю жизнь.
Сам ребенок тоже может стать примером для товарищей.
Поэтому в процессе реализации стратегии самовыражения в деятельности стараемся, чтобы ребенок получил как можно больше возможностей стать примером для сверстников (не допуская прямого публичного сравнения).
Реализуя стратегию выражения ребенка в деятельности, мы обязательно обращаемся и к тем смысловым установкам, которые возникают при включении в деятельность. Это предполагает создание ситуаций выбора: рисовать гуашью или акварелью, выбрать настольную игру легкую или более трудную, высказать свое мнение или согласиться с мнением товарища, поступить так или иначе и т.п.
Стратегия общности и коллективизма.
Воспитание «Благородного человека» невозможно без продуктивного взаимодействия с другими людьми, прежде всего с миром сверстников. Одним из конструктивных способов реализации данной стратегии является организация и смена социальных ролей ребенка в коллективной жизни: дежурный, цветовод, капитан и т.п.
В специально организованной воспитательной ситуации смены поручений, организуем беседу о том, что получилось, что понравилось, хочется ли еще раз выполнять данное поручение.
Организуя групповые формы межличностного взаимодействия детей, учитываем, что при этом происходит столкновение личных и коллективных целей. При этом заботимся о том, чтобы групповые отношения обогащались духом взаимопомощи, дружбы, поддержки товарищей. Именно в группе дети учатся сотрудничать, отстаивать свои суждения, уступать, сравнивать себя с другими.
Многолетние исследования в области коллективного воспитания А.С. Макаренко, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и др. показали, где дети раньше приучаются к ответственности, там они проявляют больше доброты и терпимости к окружающим людям. Совместно с детьми мы разрабатываем нормы и правила жизни группы, разумность, полезность и необходимость соблюдения которых ребенок может прочувствовать и пережить.
Весело и интересно составлять «Правила доброго поведения», «Заповеди дежурного», «Наш режим дня» и т.п.
Учитывая то, что конкуренция и состязательность заложены в самой природе ребенка, организуем соревнования. Именно соревнования вызывают сильные эмоционально-ценностные стимулы, позволяют проявить совершенно неожиданные способности, сплачивают детей, развивают дух коллективизма. Кроме того, появляются первые навыки самоуправления: ребенок то подчиненный, то лидер, то исполнитель, первый или второй. Соревнования обставляем яркими ритуалами (призы, эмблемы, девизы, звания), открыто демонстрируем детям и родителям результаты и ход состязаний. При этом для нас недопустимы соревнования во внешности и проявлении нравственных качеств.
Особое значение при реализации стратегии общности и коллективизма в духе гуманной педагогики имеет использование приемов оказания помощи ребенку, поддержки и веры в его силы и способности.
Здесь незаменимы воспитательные ситуации внушения с помощью слова. Короткая похвала, сделанная с ласковой улыбкой, вовремя высказанная благодарность уносит ребенка на седьмое небо от счастья, радости, гордости, удовлетворения собой.
А яркий образный рассказ о возможных последствиях неправильных поступков, может вызвать такое сильное эмоциональное переживание у ребенка, что мотивирует его на изменения в поведении.
Стратегия выведения ребенка к цели «быть собой».
Возможность проявить потребность быть собой, стремление к самореализации берет свое начало в дошкольном возрасте и получает развитие на протяжении всего периода школьной жизни. Достаточно рано у ребенка (уже к трем годам) проявляется рефлексивная потребность. Ряд конкретных конструктивных способов ориентирует ребенка на познание самого себя, на свой внутренний мир и свои личностные качества. Часто используем в работе с детьми приемы: «Найди ассоциацию», «Если бы я был…», «Найди аналогию», «Волшебная палочка», «А как бы ты поступил».
Ролевые игры развивают и поддерживают навыки рефлексии. Стараемся, чтобы выводы детей начинались бы словами: «Я понял, что…, Я думаю, что…, Я считаю, что…».
Кроме того, индивидуальные беседы с детьми создают доверительные отношения между ребенком и педагогом, а также помогают детям познавать свой внутренний мир, чувствуя признание и уважение.
Данные стратегические подходы к воспитанию детей в СОШ способны стать инновационным ресурсом школьного образования. Именно данный ресурс может обеспечить внедрение инноваций в образовательный процесс.
При этом решающее значение будет иметь способности и возможности педагога подобрать конструктивные способы реализации стратегий.
Самовыражение ребенка в деятельности, атмосфера общности и коллективизма, гуманные межличностные отношения, выведение ребенка к самопознанию в духе гуманной педагогики Амонашвили раскрывают глубинные потенции детей. «И «чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее» [5, с.117].
Гуманная педагогика – это непрерывное восхождение к совершенству!
А не в совершенстве ли суть всех инноваций…
Библиографический список:
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль,1991. – 301 с.
2. Амонашвили, Ш.А Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1986. – 208 с.
3. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособие для студентов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
4. Гуманная педагогика: Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга 1. – М.: Амрита-Русь, 2010. – 288 с.
5. Лосевская Е. Идея обучения детей без отбора. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ps.1september.ru/ (дата обращения 06.11.2011).
6. Надточий Т.Л. Сила Истины Гуманной Педагогики Шалвы Амонашвили [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.razumniki.ru/ (дата обращения 04.11.2011).
7. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. - Киев, 1975. 8. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании- М.: Просвещение, 1998. – 234 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания в условиях группы продленного дня"
В статье рассмотрены основные преимущества использования ИКТ в условиях группы продленного дня...
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....
Роль инсценирования (инсценировки) в воспитании детей в группе продленного дня
Театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности. Участие учащихся начальной школы в творче...
Статья «Организация досуга детей в группе продленного дня»
Статья для выступления на педагогическом совете...
«Воспитание бесконфликтного общения детей в группе продленного дня как одно из составляющих духовно – нравственного воспитания»
Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. В своей работе, воспитателем группы продлённого дня, все чаще сталкиваюсь с проблемой: дети, ос...