Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания в условиях группы продленного дня"
статья
В статье рассмотрены основные преимущества использования ИКТ в условиях группы продленного дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_protsesse_obucheniya_i_vospitaniya_na_urokah_i_v_usloviyah_gpd.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания в условиях группы продленного дня
Внедрение новых технологий в процесс развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности воспитателя группы продленного дня, позволяет ему оптимизировать процесс становления школьника за счет комплексного решения учебно-воспитательных задач. XXI век не зря называют веком информации. И чем дальше - тем больше: современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере образования. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка.
Использование информационно-коммуникационных технологий органично дополняет традиционные формы работы воспитателя ГПД, расширяя возможности организации взаимодействия участников образовательного процесса.
Компьютер - это эффективное техническое средство, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс младших школьников. Информационные технологии позволяют детям проявить творчество, побуждают их искать новые нетрадиционные формы получения знаний и организации досуга, помогают принимать верные решении в нестандартной ситуации.
Одним из видов познавательной деятельности на уроках и в условиях работы ГПД является самоподготовка, цель которой заключается в привитии учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирование положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается большое значение. Для реализации данной цели используются следующие виды деятельности: игры с использованием ИКТ («Буква заблудилась», «Найди лишнее», «Найди ошибку» и др.); упражнения «Думай, смекай, решай» и др. Ведь современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
При проведении праздников различной тематики, можно целенаправленно использовать ИКТ: слайд-презентации, видеоматериалы, игровые моменты, кинохроники. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации). Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса:
- за счёт активизации восприятия учащихся благодаря использованию звуковых и зрительных демонстраций, выделению главных мыслей;
- большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
- учащимся проще выступать перед аудиторией, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно, формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами. Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.
Использование ИКТ на уроках и в условиях ГПД позволило сделать вывод, что компьютерная подготовка во внеурочное время в начальной школе дает вывести современного ученика на качественно новый уровень знаний учащихся, стает нормой жизни.
При проектировании средств ИКТ для информатизации досуга учебной и внеучебной работы школьников особое внимание уделяется индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников. В состав таких средств ИКТ включаются задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике:
а) развивающие игры тестового характера. Н-р, «Ералаш», где дети учатся работать по тестам. Эта работа пригодится в старших классах;
б) разгадывание кроссвордов различной тематики: по правилам дорожного движения, закреплению изученного материала на уроках чтения, окружающего мира и т.д.
Возможности использования ИКТ в организации воспитательного процесса велики.
Преимущества информационных технологий:
- повышают и стимулируют познавательный интерес;
- активизируют мыслительную деятельность;
- повышают эффективность воспитания, формируя благодаря интерактивности творческие и социальные качества личности;
- позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
- позволяют индивидуализировать воспитание;
- предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
- создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.
Новые современные возможности помогают нам в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.
Я считаю, что при решении задач в обучении и воспитании младших школьников по всем этим направлениям, учителю начальных классов и воспитателю ГПД целесообразно использовать информационные технологии. Внедрение ИКТ - это повышение самого главного качества - интереса маленьких школьников, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аствацатуров. Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы. - Волгоград: Учитель, 2009.
2. Аствацатуров Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы Волгоград: Учитель, 2011.
3. Электронный ресурс
4. Агапова И., Давыдова М., Веселые праздники в школе и дома. Москва, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативного мышления ребенка в условиях группы продленного дня.
Организация жизни и деятельности в группе продленного дня, создание воспитывающей среды, способствующей л...
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго ...
Воспитательная работа по коррекции поведения мальчиков в условиях группы продленного дня
Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться правилам поведения. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, ...
Воспитательная работа по коррекции поведения мальчиков в условиях группы продленного дня
Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться правилам поведения. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, ...
Самоподготовка как организационная форма учебной деятельности в условиях группы продленного дня
В статье рассматриваются разные формы проведения самоподготовки и ее структурные элементы, как и когда можно вводить игровые моменты, индивидуальная помощь учащимся,а также приложены памятки для прави...
Статья "Практическое использование здоровьесберегающих технологий в условиях группы продленного дня"
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Уже давно неоспоримым стал факт, что школьные нагрузки, которых с годами не становится меньше, оставляют свой от...
Статья «Использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий в начальной школе».
XXI век – это время высоких компьютерных технологий. В современных условиях развития общества происходят очевидные преобразования, связанные с изменением роли информации в обществе и всех ...