Программа внеурочной деятельности "Я гражданин России"- 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Я – гражданин России» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, на основе программы курса автора С. В. Сабиной «Я – гражданин России».
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Задачи:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере – в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
1. Общая характеристика курса
Предложенная программа предназначена для учащихся 3-4 классов и основана на содержании учебников-хрестоматий Н.Я. Чутко «Я -гражданин России». В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Содержание учебных пособий «Я - гражданин России»построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории. Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга. Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_rossii.doc | 696.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Я – гражданин России» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, на основе программы курса автора С. В. Сабиной «Я – гражданин России».
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Задачи:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере – в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
1. Общая характеристика курса
Предложенная программа предназначена для учащихся 3-4 классов и основана на содержании учебников-хрестоматий Н.Я. Чутко «Я -гражданин России». В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Содержание учебных пособий «Я - гражданин России»построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории. Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга. Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.
2. Место курса «Разговор о правильном питании» в учебном плане.
На курс «Я – гражданин России» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 34 часа. Продолжительность курса во 3-4 классах 34 учебные недели (1 час в неделю).
3. Ценностные ориентиры
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир». Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Я – гражданин России».
Планируемые результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе; | -организация на занятии парно групповой работы |
Метапредметные | ||
регулятивные | - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работатьпо предложенному учителем плану; - средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; - учиться совместно с учителем и другими; - учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). | -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные | - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; |
К концу 4 года обучения.
Ученик научится:
- знать значения ключевых слов: государство, гражданин России, гражданин мира.
- узнавать государственные символы
- знать поворотные моменты в истории государства и наиболее значимых событий материальной и духовной культуры страны.
-владеть общеучебными умениями (наблюдения, слушания, чтения; классификации и обобщения; самопроверки и самоконтроля; логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов)
Ученик получит возможность научиться:
- использовать источники изучения прошлого для приобретения первоначальных историко-краеведческих знаний;
- ориентироваться в периодах нашей истории, в конкретных датах;
- пользоваться картой, рассказывать о родной стране, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс
Я – моя страна – мой мир
Раздел I. Я живу в России
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина. Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи. Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах). Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего
Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно- мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления. Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.
Я живу в России
1. 1. От Москвы и до окраин. Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города (села).
2. 1. Москва – столица России. Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная (подготовка фотоколлажа, выставки, альбома путешественника). Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи.
Раздел III. Как далекая Россия становится близкой
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь. Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.
Раздел IV. Россия и мир
Россия и другие страны мира (историческая карта мира).Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света»(искусство, наука, культура- на примере России и ряда других стран).Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.
Заключение. Россия – моя Родина
4 класс
Мое настоящее и далекое прошлое
Введение. От прошлого к будущему.
Зачем мне история?
Раздел I. Древняя Русь
Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык.
Раздел II. Московское государство (6 часов)
Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке. Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп,
ополчение, сотник, дворяне.
Раздел III. Российская империя
Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.
После петровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России. Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.
Раздел IV. Россия в XIX веке
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России. Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.
Раздел V. XX–XXI века. История и современность
Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия _ государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн). Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.
Заключение
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- Набор ЦОР по проектной технологии.
Для учителя:
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна –мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. -Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 160 с.
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2004. -32 с.
Программа «Хочу все знать. Я живу в России».
Для учащихся:
- Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна –мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. -Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 160 с.
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) | Предметные результаты | ||
Я живу в России | ||||||
1 | От Москвы и до окраин | Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города | Умеет: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Рассказывать своем городе, называть основные достопримечательности города, важные сведения из истории. | |||
2 | Москва – столица России | Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная (подготовка фотоколлажа, выставки, альбома путешественника). Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи | Рассказывать о родной стране. Бережно относиться к дому, улице, городу, стране. Ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. | |||
3 | Россия – многонациональное государство. Народы России | Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России | Моделирование и обсуждение ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Анализировать ответы товарищей. | |||
4 | Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях | Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов. Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?» | Уважительное отношение к русскому языку как языку межнационального общения Моделировать и обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям, религиям. Толерантное отношение к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений. | |||
5-6 | Гражданин России | Символика страны и родного края | Различать и характеризовать символы государства – флаг, герб России, а так же флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. Чтение и восприятие текстов обществоведческого содержания. Овладение начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища | |||
7-8 | Праздники России | Традиции нашего класса | Знание государственных праздников РФ, а так же традиционные городские праздники. Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Проявление уважения к праздникам, связанными с религиозными верованиями граждан РФ. | |||
Без прошлого нет настоящего и будущего | ||||||
9 | Самое необычное на Земле | Достижения человека. Каждый человек – личность? | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Анализировать ответы товарищей. | |||
10 | Как настоящее связано с прошлым | Беседа «Уроки прошлого» | Знание о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края. Умение находить дополнительную информацию о прошлом родного края, района, города, известных людях, святынях и обычаях, Умение ориентироваться в историческом времени. | |||
11-12 | Наука о происхождении и становлении человека | Познавательная игра «Машина времени». Фантастический рассказ «Как появился человек?» | Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Уметь ориентироваться в историческом времени. | |||
13-15 | Религиозно-мифологические представления о мире и человеке | Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |||
16 | Библейские представления о происхождении мира и человека | Библия и наука (современные ученые о достоверности Библии) | Иметь представление о древних славян, древних греках, библейских представлениях. Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Умение ориентироваться в историческом времени. | |||
Как далекая Россия становится близкой | ||||||
17 | Как воскресить прошлое. Археология | Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии | Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу. | |||
18-19 | Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика | Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи) | Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу. Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |||
20 | Имена и фамилии | Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман» | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |||
21-22 | Письменность | Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |||
23 | Время и пространство в истории | Работа с лентой времени. Экскурсия в музей | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по заранее составленному плану. Выполнять правила культурного поведения в общественных местах. | |||
Россия и мир | ||||||
24-25 | Мы все разные | Что я знаю о себе? Что я знаю о другом? | Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Умение работать с картой. Умение собирать, систематизировать, обсуждать материал для составления текста. | |||
26-27 | Чудеса света | Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |||
28 | Сохранить прекрасное, вечное | География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий) | Составление генеалогического дерева своей семьи | |||
29 | Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир | Памятные места Великой Отечественной войны. Интервью «Рассказ ветерана». Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне. День памяти «Во имя жизни на Земле» | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения Уметь работать в группе. | |||
30 | Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа | Природа родного края. Экологический маршрут | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |||
31-32 | Международное сотрудничество | Что угрожает Земле? Сохранить Землю | Понимание поставленной задачи, стремиться её выполнить. Читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания. различать Анализировать ответы товарищей. | |||
33 | Россия – моя Родина | История родного края. История моей улицы. Фестиваль искусств «Моя Россия» | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Изображать с помощью условных обозначений улицы Знать свой домашний адрес. Называть свою улицу, знакомиться с её историей. | |||
34 | Викторина «Я-гражданин России». | Понимание значения ключевых слов: -человек, общество, гражданин страны; -родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; -международное сотрудничество; - история, предыстория. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Предметные результаты |
Раздел 1. Я живу в России | ||||
1 | Откуда я родом. | Сбор, систематизация, обсуждение материалов о городе. Выяснение интересных факты из истории города. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |
2 | Мой город. | Знакомство с историей родного города (памятники архитектуры) через сбор информации из разных источников познания. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Рассказывать своем городе, называть основные достопримечательности города, важные сведения из истории. | |
3 | Поэты и писатели нашего города. | Знакомство с писателями родного города, края. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | Называть писателей родного города, края. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |
4 | О чем шепчут названия улиц родного города. | Исследование историй улиц. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | Исследовать историю улиц города. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |
5 | Москва – столица России | Участие в виртуальной экскурсии по Москве. Работа в группах: «Альбома путешественника», «Красная площадь – сердце нашей Родины», «Москва в литературе и живописи» | Рассказывать о родной стране. Бережно относиться к дому, улице, городу, стране. Ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. | |
6 | Россия – многонациональное государство. Народы России | Знакомство с национальностями, проживающими на территории России. Участие в исследовательской работе на темы: -«Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы); -«Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России» | Моделирование и обсуждение ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Анализировать ответы товарищей. | |
7 | Поговорим о толерантности. | Участие в беседе. Работа в группах. | Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |
8 | Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях | Участие в подборе и обсуждении смысла пословиц и поговорок о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов. Обсуждение вопроса на тему «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?» | Уважительное отношение к русскому языку как языку межнационального общения Моделировать и обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям, религиям. Толерантное отношение к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений. | |
9 | Гражданин России | Определение на карте границ государства, а так же находить родной регион. Разучивание и исполнение гимна РФ. Знакомство с символикой государства, региона, правами и обязанностями человека. | Различать и характеризовать символы государства – флаг, герб России, а так же флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. Чтение и восприятие текстов обществоведческого содержания. Овладение начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища | |
10 | Праздники России | Знакомство с государственными праздниками России, с традиционными городскими праздниками. Участие в сборе материала на основе бесед с родными о праздничных днях России и родного города. | Знание государственных праздников РФ, а так же традиционные городские праздники. Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Проявление уважения к праздникам, связанными с религиозными верованиями граждан РФ. | |
11 | Есть такая профессия – Родину защищать. | Знакомство с героями ВОВ. Отбирать необходимые источники информации среди предложенных. | Рассказывать о героях и подвигах ВОВ | |
12 | Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках. | Представление своей работы. Уважительно относиться к защитникам Родины | Готовить сообщения Представлять свою работу. | |
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего и будущего | ||||
13 | Самое необычное на Земле | Знакомство с достижениями человека. Участие в просмотре и обсуждении видеоматериала. | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Анализировать ответы товарищей. | |
14 | Как настоящее связано с прошлым | Участие в беседе «Уроки прошлого» Составление сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. | Знание о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края. Умение находить дополнительную информацию о прошлом родного края, района, города, известных людях, святынях и обычаях, Умение ориентироваться в историческом времени. | |
15 | Наука о происхождении и становлении человека | Просмотр и обсуждение документального фильма «Становление человека на Земле» Составление в группах фантастического рассказа «Как появился человек?» | Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Уметь ориентироваться в историческом времени. | |
16 | Религиозно-мифологические представления о мире и человеке | Знакомство с религиозно-мифологическими представлениями о мире и человеке через чтение и обсуждение легенд славян, мифов Древней Греции. | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |
17 | Библейские представления о происхождении мира и человека | Участие в беседе о происхождении мира, становлении человека. Обсуждение и составление сообщения о научной и религиозно-мифологической версии. | Иметь представление о древних славян, древних греках, библейских представлениях. Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Умение ориентироваться в историческом времени. | |
Раздел 3. Как далекая Россия становится близкой | ||||
18 | Как воскресить прошлое. | Участие в беседе «Что таит прошлое?» Работать с «Лентой времени» | Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу. | |
19 | Археология | Участие в виртуальной экскурсии «Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии» | Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу. | |
20 | Как воскресить прошлое. Топонимика | Участие в беседе «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» Участие в исследовательской работе на тему «Традиции национального костюма» | Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу. Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |
21 | Как воскресить прошлое. Этнография. | Составление макета жилища древних славян. | Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу. Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |
22 | Имена и фамилии | Участие в беседе «Что значит имя мое» Участие в исследовательской работе на темы: - История моей фамилии; - Значение имени; - Моя родословная | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |
23 24 | Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров | Участие в поиске информации и составлении сообщения по теме: Первые буквари на Руси. | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |
25 | Письменность. Первая русская газета. | Участие в поиске информации и составлении сообщения по теме : От берестяных грамот до печатных книг | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |
26 | Время и пространство в истории | Посещение экскурсии в краеведческий музей. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по заранее составленному плану. Выполнять правила культурного поведения в общественных местах. | |
Раздел 4. Россия и мир | ||||
27 | Мы все разные | Знакомство с культурой и менталитетом граждан России и других стран мира. Работа с исторической картой мира. Просмотр и обсуждение видеоклипа к песне «Мир, который нужен мне» Написание текста-рассуждения « Земля - наш общий дом» | Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Умение работать с картой. Умение собирать, систематизировать, обсуждать материал для составления текста. | |
28 | Чудеса света. Мое «Чудо света». | Составление своего сообщения на тему: «Семь чудес света» | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |
29 | Сохранить прекрасное, вечное | Составление генеалогического дерева своей семьи | Составлять генеалогическое дерево своей семьи | |
Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир | Умение работать в группе. | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения Уметь работать в группе. | ||
30 | Я и экология. Общечеловеческие проблемы. | Определение критерии оценивания, давать самооценку. Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения | Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения | |
31 | Здоровье людей и природа. | Защита проектов : «Природа родного края» «Экологический маршрут родного края» | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |
32 | Международное сотрудничество | Участие в обсуждении общечеловеческих проблем сохранения мира и здоровья, экологического сознания, а так же их прогнозирование и преодоление с использованием жизненного опыта, уроков истории. Международное сотрудничество. | Понимание поставленной задачи, стремиться её выполнить. Читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания. различать Анализировать ответы товарищей. | |
33 | Россия – моя Родина | Участие в исследовательской работе «История моей улицы», «Названия улиц моего города» | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Изображать с помощью условных обозначений улицы Знать свой домашний адрес. Называть свою улицу, знакомиться с её историей | |
Раздел 5. Россия – моя Родина | ||||
34 | Проект «Я - гражданин России» (промежуточная аттестация) | Участие в викторине «Я - гражданин России» | Понимание значения ключевых слов: -человек, общество, гражданин страны; -родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; -международное сотрудничество; - история, предыстория. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности 1-4 класс " Я - Гражданин!"
Программа «Я - гражданин » составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начальн...
Программа внеурочной деятельности для 3 класса школа России 2017-2018 уч.год ФГОС
Программа внеурочной деятельности для 3 класса школа России 2017-2018 уч.год ФГОС...
Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России
Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...
Программа внеурочной деятельности для 2А класса «Я-патриот России» духовно-нравственное направление Веденеевой Светланы Анатольевны
Авторская пронрамма внеурочной деятельности "Я-патриот России" духовно-нравственное направление учителя высшей категории Веденеевой СА соответствует требованиям ФГОС.....
Программа внеурочной деятельности 2-4 класс "Юный Гражданин России"
Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования в соответствии с ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважени...
"Я - патриот России" программа внеурочной деятельности (3-4 классы)
Авторская программа создана для проведения мероприятий во внеурочной деятельности. К каждому занятию есть рекомендации и краткое содержание....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/
Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...