Программа внеурочной деятельности 1-4 класс " Я - Гражданин!"
материал на тему
Программа «Я - гражданин » составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я - гражданин» предполагает прохождение учебного материала в рамках 34 часов (1 час в неделю) и является основой для изучения истории в начальной школе, среднем и старшем звене и граждановедения - в основной школе.
Курс рассчитан на два года обучения: во 2 и в 3 классах четырёхлетней начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 8 городского округа Октябрьск Самарской области
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей Протокол № ______ от «___»________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________Шальнова Е.В. «___»___________2015 г. | «Утверждаю» И.О.директора _________Шальнова Е.В. Приказ № _______ «___»___________2015 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я - гражданин»
Направление программы: социальное.
Программу разработала
Ткачишина Оксана Борисовна,
учитель начальных классов
Октябрьск, 2015
Пояснительная записка.
Программа «Я - гражданин » составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я - гражданин» предполагает прохождение учебного материала в рамках 34 часов (1 час в неделю) и является основой для изучения истории в начальной школе, среднем и старшем звене и граждановедения - в основной школе.
Курс рассчитан на два года обучения: во 2 и в 3 классах четырёхлетней начальной школы.
Характерной чертой курса является его связь с такими дисциплинами как: «Окружающий мир», «Литературное чтение». Предполагается тесная взаимосвязь курса с внеклассной работой и семейным воспитанием. Это позволяет более целенаправленно решать задачи духовно - нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения необходимых ценностных ориентаций.
Курс «Я- гражданин» создаёт условия для первичной социализации ребёнка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важным моментом курса является с одной стороны - воспитание патриотических чувств и качеств по отношению к своей стране, а с другой уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и т. д.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
музыка, ИЗО);
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Цель курса « Я-гражданин » состоит в создании условий для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Задачи курса:
- Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей.
- Воспитание патриота своей страны и гражданина мира.
- Нравственное развитие ребёнка: его сознания, чувств, поведения.
- Формирование правовой культуры.
- Эстетическое развитие ребёнка, воспитание эмоционально – эстетической отзывчивости.
- Формирование ребёнка как субъекта учебной деятельности.
- Развитие навыка сотрудничества и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Формирование элементов творческой деятельности и развитие креативности.
- Развитие образного и логического мышления.
- Создание условий для приобретения ребёнком опыта познания самого себя.
Основными идеями, принципами и подходами, реализуемыми в курсе «Я гражданин» являются:
- Идея социализации личности, проявляющаяся через усвоение учащимися опыта общественной жизни, через создание условий для активного познания младшими школьниками окружающей их действительности и т.д.
- Идея сотрудничества, при которой организуется совместная, взаимосвязанная деятельность учителя и учеников с привлечением к данной работе родителей и других взрослых.
- Идея развивающего обучения, на которой строиться не только данный предмет, но и весь учебно-воспитательный процесс в гимназии.
- Принцип гуманизации, который предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей учащихся.
- Принцип ненасилия, ориентирующий педагогов на ненасильственную организацию педагогического процесса, при которой главное - создание условий для эмоционального проживания, личностного принятия учащимися той или иной информации.
- Культурологический принцип, ориентирован на приобщение учащихся к достижениям духовной культуры разных стран и народов и осознании родной культуры, как части мировой.
Программа курса построена на сочетании всех основных элементов содержания образования: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности учащихся и опыта ценностных ориентаций. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер и включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе, человеке.
За первый год обучения учащиеся должны уметь:
- правильно показывать на карте территории, границы государств, города, реки, моря;
- выделять главную мысль в отрывке учебного текста;
- высказывать свое отношение к изучаемому материалу и воспринимать точку зрения другого человека,
- уметь пользоваться различными источниками информации для составления сообщений о городах, странах, их достопримечательностях;
- уметь достигать согласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями;
- овладеть навыками сотрудничества;
- оценивать явления, объяснять употребляемые термины и понятия;
- выработать представление об основных международных документах по гражданско-правовой защите людей.
Второй год обучения предполагает овладение такими умениями и навыками, как:
- умение общаться со сверстниками и взрослыми в учебной, игровой, трудовой деятельности;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий;
- быть доброжелательным, выдержанным, внимательным, вежливым в общении с родственниками, одноклассниками, соседями;
- пользоваться словами приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощания;
- пользоваться различными источниками информации, составлять сообщения на основе текстового и иллюстрационного материала;
- сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи, игры, сказки разных народов;
- делать выбор модели поведения в конкретной ситуации;
- продолжать знакомство с основными международными документами по гражданско-правовой защите людей.
Данный курс предусматривает проведение повторительно – обобщающих занятий по темам:
Первый год обучения:
- Ярмарочная карусель.
- Разноцветный новогодний хоровод.
- Сказочное путешествие.
- Вместе - дружная семья.
Второй год обучения:
- Что в сердце бережно храним.
- По родной стране.
- Фестивальные встречи.
- Парк чудес и открытий.
Формами проведения данных занятий являются: занятия - практикумы с элементами творческой деятельности и игры. На них систематизируются полученные знания и представления.
Содержание занятий включает в себя организацию и проведение:
- Выставок детского творчества по темам:
- Дом, в котором мы живём;
- Моя Родина;
- Моя малая Родина;
- Города России;
- В мире животных;
- По неведомым дорожкам;
- В путешествии по миру;
- Моя семья;
- Мой класс;
- Восточный базар и т.д.
- Проведение экскурсий по теме « История Самарской области»:
- В Сызранский краеведческий музей
- В Сызранский Кремль.
- Подготовку сообщений о жизни и деятельности выдающихся людей России и мира.
- князь Юрий Всеволодович, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Афанасий Никитин, Фернандо Магеллан, князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, император Пётр I, Джордж Вашингтон, императрица Екатерина II, Максим Горький, Валерий Чкалов, Юрий Гагарин и др.
Также занятия по курсу «Я гражданин» предполагают:
Создание детьми собственных образов с помощью слова, рисунка, поделки. Отбор необходимой информации и иллюстративного материала на заданную тему и составление на их основе речевых высказываний. Словесное описание. Выражение своего отношения к услышанному. Инсценирование, разыгрывание ситуаций. Отгадывание ребусов и загадок. Сочинение собственных загадок, частушек и др.
Создание творческих работ: «лента времени», «родословная», герб семьи, книжки-малышки. Ведение дневника читателя и личного дневника. Коллективное составление летописи класса, общеклассной книги «Отчизны славные сыны», проекта школы будущего, проекта парка «Страна детства». Выполнение коллективных аппликаций («Сад радости», «Древо жизни»).
Участие в творческих, общеклассных играх «Трон» и «Государство», в народных играх.
Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы.
Инсценирование отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Изготовление масок, элементов народных костюмов, поделок. Рисование эскизов эмблем общественных организаций, вывесок магазинов, флюгеров и др.
Учебно – тематический план
1год обучения
№ п/п | Тема | Всего кол – во часов | Кол – во часов теорет. | Кол – во часов практич. |
1 | Дом, в котором мы живём | 10 | 9 | 1 |
1.1 | Земля – общий дом для всех людей | 2 | ||
1.2. | Отечество. Наша Родина - Россия | 2 | ||
1.3. | Москва – столица нашей Родины | 2 | ||
1.4. | Санкт - Петербург | 1 | ||
1.5. | Самара | 1 | ||
1.6. | «Сызранский помидор» | 1 | ||
1.7. | «Ярмарочная карусель» | 1 | ||
2. | В путешествие по миру | 7 | 6 | 1 |
2.1. | Шар земной именуется миром | 1 | ||
2.2. | Открываем Америку. Соединённые Штаты Америки | 2 | ||
2.3. | Хождение за три моря. Индия | 1 | ||
2.4. | Кругосветное путешествие | 1 | ||
2.5. | По новогодней карте | 1 | ||
2.6. | «Разноцветный новогодний хоровод» | 1 | ||
3. | В тридевятом царстве, тридесятом государстве | 10 | 9 | 1 |
3.1. | По неведомым дорожкам | 1 | ||
3.2. | В суровом северном краю | 2 | ||
3.3. | Секреты старого замка | 2 | ||
3.4. | Под жарким солнцем Чёрной Африки | 2 | ||
3.5. | Там, где восходит солнце | 2 | ||
3.6. | «Сказочное путешествие» | 1 | ||
4. | Я и моя семья | 8 | 7 | 1 |
4.1 | Из дальних странствий возвратясь | 1 | ||
4.2. | Мир семьи | 2 | ||
4.3. | Я и моё имя | 2 | ||
4.4. | Свет, мой зеркальце, скажи | 2 | ||
4.5. | «Вместе – дружная семья» | 1 | ||
Итого: | 35 | 31 | 4 |
2 год обучения
№ п/п | Тема | Всего кол – во часов | Кол – во часов теорет. | Кол – во часов практич. |
1 | Тепло родного очага | 9 | 8 | 1 |
1.1 | В поисках счастья | 1 | ||
1.2. | Сохраняя прошлое | 1 | ||
1.3. | Мировое древо | 1 | ||
1.4. | Моя родословная | 1 | ||
1.5. | Наша школьная семейка | 1 | ||
1.6. | Я – надежда Отечества | 1 | ||
1.7. | Слышу голос из прекрасного далёка | 1 | ||
1.8. | В кругу родном и тесном | 1 | ||
1.9. | «Что в сердце бережно храним» | 1 | ||
2. | Над Российскими просторами | 7 | 6 | 1 |
2.1. | Отечество: старое, новое, вечное | 1 | ||
2.2. | Отчизны славные сыны | 1 | ||
2.3. | Наше государство – Российская Федерация | 1 | ||
2.4. | Сто народов – одна страна | 1 | ||
2.5. | Законы, по которым мы живём | 1 | ||
2.6. | Без праздника нет народа | 1 | ||
2.7. | «По родной стране» | 1 | ||
3. | Живём мы по соседству | 10 | 9 | 1 |
3.1. | Мы и наши соседи | 1 | ||
3.2. | Аист на крыше | 2 | ||
3.3. | У янтарного моря | 2 | ||
3.4. | В горах Кавказа | 2 | ||
3.5. | Многоцветные краски Востока | 2 | ||
3.6. | «Фестивальные встречи» | 1 | ||
4. | Из страны детства в мир взрослых | 8 | 7 | 1 |
4.1 | Я взрослею | 1 | ||
4.2. | Таинственный мир знаний | 2 | ||
4.3. | Пора в путь - дорогу | 2 | ||
4.4. | Приглашаем в театр | 1 | ||
4.5. | Досуг – дело серьёзное | 1 | ||
4.6. | «Парк чудес и открытий» | 1 | ||
Итого: | 34 | 30 | 4 |
Содержание курса.
2 класс.
Тема 1: Дом, в котором мы живем
(10 ч.)
Тема 1.1.Земля — общий дом для всех людей.
Теоретическая часть: страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей. Всеобщая декларация прав человека.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 6 – 7, с заданиями в рабочей тетради с. 5 № 1, 3, с картой «Политическая карта мира», с презентацией «Земля — общий дом для всех людей», работа с понятиями «Земля», «человечество», «народ», «страна», с муз. произведением и. Дунаевского «Песенка капитана».
Тема 1.2.Отечество. Наша Родина — Россия.
Теоретическая часть: гражданство, россияне — граждане России, русский язык, обычаи и традиции русского народа, природа России.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 8 – 10, заданиями рабочей тетради с. 6 № 1, 4, с картами «Политическая карта мира», «Физическая карта России», с презентацией «Отечество. Наша Родина - Россия», работа с понятиями «государство», «гражданин», «гражданство», с муз. произведением М. Матусовского, В. Баснера «С чего начинается Родина»
Тема 1.3.Москва — столица нашей Родины.
Теоретическая часть: москвичи — жители Москвы, Кремль, Красная площадь, Древняя и современная Москва.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 12 - 13, заданиями рабочей тетради с. 8 № 2, 3, с картой «Физическая карта России», с презентацией «Москва – столица нашей Родины», работа с понятиями «столица», «москвичи», муз. произведением В. Кумача, Д. Покраса «Москва майская».
Тема 1.4. Санкт - Петербург.
Теоретическая часть: основание города Петром I, С.- Петербург — окно в Европу, петербуржцы — жители С.-Петербурга, современный С.-Петербург как один из культурных центров России.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 14 - 15, заданиями рабочей тетради с. 9 № 1, 2, с картой «Физическая карта России», с презентацией «Санкт - Петербург», работа с понятием «петербуржцы».
Тема 1.5. Самара.
Теоретическая часть: самарцы — жители Самары, Волга — великая река, Современный г. Самара и его достопримечательности.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 16 - 17, заданиями рабочей тетради с. 11 № 1, 3, с картой «Физическая карта России», с презентацией «Самара», работа с понятием «самарцы», с народной песней «Вниз по матушке, по Волге».
Тема 1.6. Сызранский помидор.
Теоретическая часть: Сызранский помидор – гордость нашего края
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 18 - 19, заданиями рабочей тетради с. 12 № 2 с презентацией «Нижегородская ярмарка», работа с понятиями: «ярмарка», «народные промыслы», муз. произведением И. Стравинского к балету «Петрушка».
Тема 1.7. Повторительно - обобщающее занятие: «Ярмарочная карусель».
Практическая часть: Составление творческой работы «Города России»
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия и термины: Земля, человечество, народ, страна, государство, гражданин, гражданство, столица, москвичи, петербуржцы, нижегородцы, ярмарка, народные промыслы;
- основные статьи Всеобщей декларации прав человека.
Учащиеся должны уметь:
- правильно показывать по карте границы и территории государств, города, реки, моря, океаны;
- выделять главную мысль в тексте учебника;
- рассказывать о городах и их достопримечательностях;
- пользоваться различными источниками информации для составления сообщений;
- рассказывать о выдающихся деятелях: князь Юрий Долгорукий, князь Юрий Всеволодович, князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, император Пётр I, императрица Екатерина II, Максим Горький, Валерий Чкалов.
Тема 2: В путешествие по миру
(7 ч.)
Тема 2.1. Шар земной именуется миром.
Теоретическая часть: Мир — планета Земля, мир — согласие, открытие окружающего мира для других и для самого себя.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 24 - 25, заданиями рабочей тетради с. 13 № 2, 3, с картой «Политическая карта мира», с презентацией «Шар земной именуется миром», атлас с. 10, работа с понятиями «путешествие», «путешественник», «первооткрыватель», с песней «Дружат дети всей земли».
Тема 2.2. Открываем Америку. США.
Теоретическая часть: Старый и Новый Свет, открытие Америки Колумбом, Соединенные Штаты Америки - страна молодой культуры, Вашингтон, Нью-Йорк, американцы — граждане США.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 26 - 29, заданиями рабочей тетради с. 14 № 2, с. 15 №1, с картой «Политическая карта мира», с презентацией «Открываем Америку. США», атлас с. 10, работа с понятиями «Новый Свет», «Америка», «индейцы», «американцы».
Тема 2.3. Хождение за три моря. Индия.
Теоретическая часть: хождение за три моря Афанасия Никитина, Индия — страна древней культуры, экзотика страны, природа Индии, отношение индийцев к животным.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 30 - 31, заданиями рабочей тетради с. 16 № 1, 2, с картой «Политическая карта мира», с презентацией «Хождение за три моря», атлас с. 10, работа с понятиями «индийцы», «экзотика», «хинди».
Тема 2.4. Кругосветное путешествие.
Теоретическая часть: изменение представлений людей о Земле, первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана, выход человека за пределы Земли, космические полеты, сотрудничество людей разных стран.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 32 - 33, заданиями рабочей тетради с. 17 № 1, с презентацией «Кругосветное путешествие», работа с понятиями «космос», «космический корабль», «сотрудничество».
Тема 2.5. По новогодней карте.
Теоретическая часть: Новый год — праздник всех народов мира, новогодние традиции и обычаи России и других стран.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 34 - 35, заданиями рабочей тетради с. 19 № 1, с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10, работа с понятиями «традиция», «обряд», «праздник».
Тема 2.6. Повторительно - обобщающее занятие: «Разноцветный новогодний хоровод».
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 36 - 37, с презентацией «Разноцветный новогодний хоровод».
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия и термины: путешествие, путешественник, первооткрыватель, Новый Свет, Америка, индейцы, США, американцы, Миссисипи, Индия, индийцы, экзотика, хинди, космос, космический корабль, сотрудничество, традиция, обряд, праздник.
- основные статьи Всеобщей декларации прав человека.
Учащиеся должны уметь:
- правильно показывать по карте границы и территории государств, города, реки, моря, океаны;
- выделять главную мысль в отрывке учебного текста;
- отстаивать свою точку зрения на поставленные вопросы;
- рассказывать о странах и их достопримечательностях;
- пользоваться различными источниками информации для составления сообщений;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий;
- рассказывать о выдающихся деятелях: Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Джордж Вашингтон, Афанасий Никитин, Фернандо Магеллан, Юрий Гагарин.
Тема 3: В тридевятом царстве, тридесятом государстве
(10 ч.)
Тема 3.1. По неведомым дорожкам.
Теоретическая часть: мир сказки и далеких, неведомых стран, добро, честность, справедливость, главное правило общения и взаимодействия людей.
Практическая часть: работа с текстом учебника часть 2 с. 6 - 7, заданиями рабочей тетради с. 33 № 1, с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10, с презентацией «По неведомым дорожкам», работа с понятиями «справедливость», «честность», «добро».
Тема 3.2. В суровом северном краю.
Теоретическая часть: Север, Скандинавские страны, их общие и отличительные черты, природа и культура, мужество, стойкость, сдержанность, доброта — черты характера скандинавов.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 8 - 11, заданиями рабочей тетради с. 36 № 1, с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10, работа с понятиями «скандинавы», «мужество», «стойкость», «сдержанность», «доброта», с презентацией «В суровом северном краю».
Тема 3.3. Секреты старого замка.
Теоретическая часть: Запад, страны Западной Европы: Германия, Великобритания, Франция. Многообразие и сходство европейских традиций и культур. Секреты аккуратности, вежливости, оптимизма.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 12 - 15, заданиями рабочей тетради с. 38 № 3, с. 39 № 1, с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10, работа с понятиями «вежливость», «доверие», «верность», с презентацией «Секреты старого замка», с записями песен Д. Дасена.
Тема 3.4. Под жарким солнцем Черной Африки.
Теоретическая часть: Юг, пестрая карта Африки, причудливость природы, традиции и ритуалы африканских народов, мудрость и взаимопомощь как нравственные ценности.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 16 - 19, заданиями рабочей тетради с. 40 № 1, с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10, работа с понятиями «африканцы», «ритуал», «мудрость», с презентацией «Под жарким солнцем Черной Африки», с песенкой «красной Шапочки».
Тема 3.5. Там, где восходит солнце.
Теоретическая часть: Восток, Древняя культура Китая и Японии, чудеса, созданные руками человека, понимание красоты и трудолюбие, законы дружбы.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 20 - 23, заданиями рабочей тетради с. 42 № 1, 3, с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10, работа с понятиями «иероглиф», «церемония», «искусство», с презентацией «Там, где восходит солнце».
Тема 3.6. Повторительно - обобщающее занятие: «Сказочное путешествие».
Практическая часть: Составление творческой работы «В путешествие по миру»
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия и термины: справедливость, честность, добро, мужество, стойкость, сдержанность, доброта, Скандинавские страны, скандинавы, Европа, Великобритания, Франция, Германия, аккуратность, вежливость, доверие, верность, Африка, африканцы, ритуал, мудрость, взаимопомощь, Азия, Япония, Китай, иероглиф, церемония, искусство.
- основные статьи Всеобщей декларации прав человека.
Учащиеся должны уметь:
- правильно показывать по карте границы и территории государств, города, реки, моря, океаны;
- выделять главную мысль в отрывке учебного текста;
- отстаивать свою точку зрения на поставленные вопросы;
- пользоваться различными источниками информации для составления сообщений;
- рассказывать о странах и их достопримечательностях;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий;
- сочинять сказки, рассказы по репродукциям картин;
- Инсценированить отрывки из сказок;
- рассказывать о выдающихся деятелях: Г. Х. Андерсен, Шарль Перро, королева Елизавета II.
Тема 4: Я и моя семья
(8 ч.)
Тема 4.1. Из дальних странствий возвратясъ.
Теоретическая часть: социальные роли человека, чувства братства и милосердия как основа взаимоотношений.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 28 - 29, заданиями рабочей тетради с. 45 № 2, с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10, работа с понятиями «братство», «милосердие», с презентацией «Из дальних странствий возвратясъ».
Тема 4.2. Мир семьи.
Теоретическая часть: родственники, родители, отношения детей и взрослых в семье, семейные традиции и праздники.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 30- 33, заданиями рабочей тетради с. 46 № 2, с. 47 № 2 работа с понятием «семья», с презентацией «Мир семьи».
Тема 4.3. Я и мое имя.
Теоретическая часть: имена, отчества, фамилии — часть истории народа, древние и современные русские имена, правила вежливого обращения, человек, его имя и добрые дела.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 34 - 37, заданиями рабочей тетради с. 49 № 1, с презентацией «Я и моё имя».
Тема 4.4. Свет мой, зеркальце, скажи.
Теоретическая часть: самопознание человека, внешность, чувства, характер, интересы, время и умение его беречь.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 38 - 41, заданиями рабочей тетради с. 50 № 1, 2, С. 51 № 2, с презентацией «Свет мой, зеркальце, скажи».
Тема 4.5. Повторительно - обобщающее занятие: «Вместе дружная семья».
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 42 – 43, ответ на вопросы видеовикторины.
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия и термины: братство, милосердие, родственники, семья, родня, имя, отчество, фамилия, характер, чувства, хобби.
Учащиеся должны уметь:
- выделять главную мысль в отрывке учебного текста;
- рассказывать о своей семье и родственниках.
Содержание курса.
3 класс.
Тема 1: Тепло родного очага
(9 ч.)
Тема 1.1. В поисках счастья.
Теоретическая часть: основные права человека, Конвенция о правах ребенка, право на жизнь, понятие счастья, символы счастья, Жар-птица как символ счастья у русского народа, образы счастья в произведениях писателей и художников, счастье и радость как ценности человеческой жизни.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 6 – 8, с заданиями в рабочей тетради с. 4 № 4, с. 5 № 1, с иллюстрациями учебника: картина В. М. Васнецова «Ковёр - самолёт»; И. Билибина «Об Иване царевиче, Жар - птице и Сером волке»; с муз. произведением Н. И. Саца к спектаклю «Синяя птица», работа с понятием «счастье».
Тема 1.2. Сохраняя прошлое.
Теоретическая часть: человек и время, память как основа сохранения человеческого рода, лента времени, старина, память о прошлом, связь настоящего, прошлого и будущего, памятные семейные даты, пожелания будущим поколениям.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 9 – 11, с заданиями в рабочей тетради с. 6 № 2, с иллюстрациями учебника, с муз. произведением А. П. Бородина «Богатырская симфония, работа с понятием «прошлое», «старина», «исторические источники», работа с лентой времени.
Тема 1.3. Мировое древо.
Теоретическая часть: представления о времени и пространстве в мировой мифологии, мировое древо как символ связи прошлого, настоящего и будущего, дуб, ясень и другие деревья как образы устройства мира у разных народов, загадки, сказки, стихи, песни о деревьях.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 12 – 14, с заданиями в рабочей тетради с. 7 № 1, 2, с иллюстрациями учебника.
Тема 1.4. Моя родословная.
Теоретическая часть: род и родословие, предки и потомки, поколения, родовое древо великих людей (на примере А. С. Пушкина), генеалогическое древо каждого ученика, реликвии как вещи, сохраняющие историю народа и отдельной семьи, семейный герб.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 15 – 18, с фотографиями и иллюстрациями учебника, с понятиями «род», «семья», «родословная», «предки» с персоналиями А. С. Пушкин.
Тема 1.5. Наша школьная семейка.
Теоретическая часть: ценность образования в жизни человека, Конвенция о правах ребенка: право на образование, представление о школе прошлого. педагоги-гуманисты В. А. Сухомлинский. Ш. А. Амонашвили, школьный класс как вторая семья, дружеские отношение — основа жизни класса, традиции, правила дружбы, взаимопомощи и сотрудничества в классе.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 19 – 22, с заданием в рабочей тетради с. 9 № 1, с иллюстрациями учебника, с понятиями «школа», «семья», «учитель», с песнями о школьной жизни, с персоналиями В. А. Сухомлинский. Ш. А. Амонашвили.
Тема 1.6. Я — надежда Отечества.
Теоретическая часть: предназначение человека, представление о настоящем Человеке, осознание ребенком себя как надежды Отечества, самопознание, умение ценить в других людях положительные качества и поступки, значение здорового образа жизни, необходимость самовоспитания.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 23 – 26, с заданием в рабочей тетради с. 10 № 1, с понятиями «Отечество», «самовоспитание», «здоровый образ жизни».
Тема 1.7. Слышу голос из прекрасного далека.
Теоретическая часть: мечты о будущем: кем и каким хочет стать ребенок, знакомство с различными профессиями, ценность любого труда, влияние любимого дела на выбор будущей профессии, семейные профессиональные династии, качества, необходимые для выполнения социальных ролей во взрослой жизни, в будущей семье.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 27 – 29, с заданием в рабочей тетради с. 11 № 1, с. 12 № 4, с понятиями «труд», «профессия», с песней «Прекрасное далёко», с репродукциями картин В. Маковского «В мастерской художника», Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы».
Тема 1.8. В кругу родном и тесном.
Теоретическая часть: нравственные ценности, передаваемые в семье из поколения в поколение, Конвенция о правах ребенка: право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи, взаимоотношения в семье, права и обязанности детей по отношению к своим родственникам, домашние обязанности детей, обычаи гостеприимства у разных народов, правила гостеприимства.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 30 – 32, с заданием в рабочей тетради с. 13 № 2, с. 14 № 3, с понятиями «права», «обязанности», с песней Ю. Антонова «Под крышей дома твоего», с репродукциями картин Ткачёвых «Отец», А. Пластова «Сенокос».
Тема 1.9. Повторительно - обобщающее занятие: «Что в сердце бережно храним».
Практическая часть: Работа с заданиями учебника с. 34 – 35.
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия и термины: Конвенция о правах ребёнка, прошлое, старина, мировое древо, род, родословная, предки, потомки, самопознание, самовоспитание, права, обязанности;
- основные статьи Конвенции о правах ребёнка;
- правила гостеприимства.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться различными источниками информации, составлять сообщения на основе текстового и иллюстрационного материала;
- на основе информации, полученной в беседе с родственниками рассказывать о своих предках, своей семье;
- принимать участие в создании творческие работ: «лента времени», «родословная», герб семьи;
- рассказывать о выдающихся деятелях: А. С. Пушкин, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили.
Тема 2: Над российскими просторами
(7 ч.)
Тема 2.1. Отечество: старое, новое, вечное.
Теоретическая часть: понятие об отечестве, соотечественники, природа, общая культура, труд, язык как-то, что объединяет всех соотечественников, разнообразие природы России, россияне, народное искусство, народные мастера.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 38 – 41, с заданием в рабочей тетради с. 15 № 2, с. 16 № 3, с понятиями «Отечество», «соотечественники», «культура», с картой «Физическая карта России», с фотографиями изделий народных промыслов.
Тема 2.2. Отчизны славные сыны.
Теоретическая часть: люди, прославившие Россию, отражение их жизни и деятельности в произведениях искусства. Деятели науки и техники (М. В. Ломоносов, К. Э. Циолковский, Ю. А. Гагарин и др.), культуры и искусства (И. Федоров, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой, А. П. Павлова и др.), известные педагоги (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.), прославленные полководцы (А. В. Суворов, К. Минин, Д. Пожарский), известные спортсмены (А. А. Алехин и др.).
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 42 – 46, заполнение таблицы в рабочей тетради с. 17 – 18, работа с портретами деятелей искусства, науки, культуры.
Тема 2.3. Наше государство — Российская Федерация.
Теоретическая часть: государство, символы государства: флаг, гимн, герб, глава государства, Государство Российская Федерация, его столица, города России, их гербы, Президент, Государственная Дума, Правительство.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 47 – 49, с заданием в рабочей тетради с. 19 № 1, с понятиями «государство», «герб», «гимн», «флаг», «президент», с картой «Политическая карта мира», с гербами российских городов, с государственной символикой России, с мелодией гимна РФ.
Тема 2.4. Сто народов — одна страна.
Теоретическая часть: Россия как федерация, ее состав, республики, входящие в состав России, их столицы, «Большая» и «малая» родина, Россия — многонациональное государство, народы России, традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники, русский язык как государственный, Конвенция о правах ребенка: воспитание чувства дружбы и взаимопонимания между народами.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 50 – 53, с заданием в рабочей тетради с. 20 № 1, 2, с понятиями «федерация», «республики», с фотографиями изделий народных промыслов, национальных костюмов.
Тема 2.5. Законы, по которым мы живем.
Теоретическая часть: закон, различные значения этого слова, семейные и школьные законы и правила, законы государства, Конституция Российской Федерации — основной закон страны, права и обязанности граждан, представление о правовом государстве (на материале сказок).
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 54 – 57, с заданием в рабочей тетради с. 21 № 1, с понятиями «закон», «Конституция РФ».
Тема 2.6. Без праздника нет народа.
Теоретическая часть: праздник и его роль в жизни народа, праздники народные, государственные, религиозные, профессиональные, семейные. Рождество Христово как праздник народный, религиозный, государственный, семейные традиции празднования Рождества, обычаи и народные забавы на Святки: ряженье, колядование, гадание, игры.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 58 – 61, с заданием в рабочей тетради с. 22 № 1, с понятиями «праздник», «гостеприимство», с презентацией «Рождество Христово».
Тема 2.7. Повторительно - обобщающее занятие: «По родной стране».
Практическая часть: работа с заданиями учебника с. 62 – 63.
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия и термины: Отечество, соотечественники, символы государства, глава государства, Государственная Дума, правительство, федерация, Конституция России, законы государства, многонациональное государство;
- основные статьи Конвенции о правах ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
- правильно показывать по карте границы и территории государств, города, реки, моря;
- пользоваться различными источниками информации, составлять сообщения на основе текстового и иллюстрационного материала;
- выделять главную мысль в тексте учебника;
- заполнять таблицу текстовым материалом;
- сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи, игры, сказки разных народов;
- рассказывать о выдающихся деятелях: М. В. Ломоносов, К. Э. Циолковский, Ю. А. Гагарин, И. Федоров, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой, А. П. Павлова, А. В. Суворов, К. Минин, Д. Пожарский, А. А. Алехин и др.
Тема 3: Живем мы по соседству
(10 ч.)
Тема 3.1. Мы и наши соседи.
Теоретическая часть: представление о соседстве, соседи по дому, по школьному классу, правила взаимоотношений с соседями, страны-соседи, государства — соседи России, традиции добрососедства и сотрудничества разных стран.
Практическая часть: работа с текстом учебника ч. 2 с. 6 – 9, с заданием в рабочей тетради с. 39 № 1, 2, с понятиями «государство», «ближнее зарубежье», с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10
Тема 3.2. Аист на крыше.
Теоретическая часть: Республики Украина, Беларусь, Молдова, их столицы. Восточные славяне — предки русских, украинцев и белорусов. Киевская Русь. Особенности природы Украины, Белоруссии, Молдавии. Охрана природы, заповедники (Беловежская Пуща, Аскания-Нова). Основные занятия людей. Взаимопомощь в труде, ответственность за себя и за других. Уважение к хлебу и труду земледельца. Правила бережливых.
Общее в судьбе разных народов. Сохранение памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Города-герои. День Победы.
Обычаи и традиции белорусов, украинцев, молдаван. Изделия народных промыслов, национальные костюмы, блюда национальной кухни. Праздники: Пасха, Иван Купала.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 10 – 17, с заданием в рабочей тетради с. 40 № 1, 2, 3 с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10, с иллюстрациями учебника.
Тема 3.3. У янтарного моря.
Теоретическая часть: Страны Прибалтики: Литовская, Латвийская, Эстонская республики; их столицы, стихи и легенды о природе стран Балтии, янтарь — символ Прибалтики, предания о Вильнюсе, Риге, Таллинн, достопримечательности этих городов, Обычаи и традиции литовцев, латышей, эстонцев, национальные костюмы, изделия народных промыслов. традиционный праздник песни.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 18 – 25, с заданием в рабочей тетради с. 42 № 1, 2, с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10, с иллюстрациями учебника, работа с персоналиями - князь Гедиминас.
Тема 3.4. В горах Кавказа.
Теоретическая часть: Страны Закавказья: республики Грузия. Азербайджан, Армения, их столицы, образ природы горного края в произведениях русских и кавказских поэтов и художников, основные занятия людей, народные ремесла, Древняя культура народов Закавказья, почитание традиций предков, старинные праздники кавказских народов, похожие на русские народные праздники, современные праздники, народные костюмы, блюда национальной кухни, национальные черты характера грузин, армян, азербайджанцев, фольклор.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 26 – 33, с заданием в рабочей тетради с. 44 № 1, 2, с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10, с иллюстрациями учебника, работа с персоналиями - Шота Руставели, с муз. произведением А. Хачатуряна «танец с саблями».
Тема 3.5. Многоцветные краски Востока,
Теоретическая часть: Страны Центральной Евразии: республики Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан и их столицы, природа Средней Азии и Казахстана, ее отражение в произведениях писателей и художников, основные занятия и традиции казахов, узбеков, таджиков, туркмен, киргизов, жилище, народные костюмы, блюда национальной кухни, народные герои и народная мудрость, обычаи добрососедства и взаимопомощи, религиозные и народные праздники.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 34 – 42, с заданием в рабочей тетради с. 47 № 7 с картой «Политическая карта мира», атлас с. 10, с иллюстрациями учебника.
Тема 3.6. Повторительно – обобщающее занятие: «Фестивальные встречи».
Практическая часть: работа с заданиями в учебнике с. 44 - 45
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия и термины: добрососедство, республики, восточные славяне, Украина, Белоруссия, Молдавия, Прибалтика, Литва, Латвия, Эстония, литовцы, латыши, эстонцы, Вильнюс, Рига, Таллин, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Туркменистан, Кыргызстан, Грузия. Азербайджан, Армения, Закавказье;
- правила взаимоотношения с соседями.
Учащиеся должны уметь:
- правильно показывать по карте границы и территории государств, города, реки, моря;
- пользоваться различными источниками информации, составлять сообщения на основе текстового и иллюстрационного материала;
- сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи, игры, сказки разных народов;
- рассказывать о странах, городах, их достопримечательностях;
- принимать участие в создании творческих работ совместно с одноклассниками;
- взаимодействовать в процессе выполнения задания в рамках группы, пары;
- рассказывать о выдающихся деятелях: князь Гедиминас, Шота Руставели.
Тема 4: Из страны детства в мир взрослых
(8 ч.)
Тема 4.1. Я взрослею.
Теоретическая часть: Мир детства и мир взрослых. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка: подготовка к самостоятельной жизни в обществе. Взросление, дела, помогающие взрослеть. Общество, различные значения этого слова. Человек и общество. Вхождение ребенка в общество. Общественные организации. Дела и поступки на пользу другим людям. Клубы и кружки для школьников.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 48 – 51, с заданием в рабочей тетради с. 48 № 2, с иллюстрациями учебника, с муз. произведением М. Пляцковского, Ю. Чичкова «Детство – это я и ты», работа с понятиями «общество», «общественные организации».
Тема 4.2. Таинственный мир знаний.
Теоретическая часть: знание, библиотеки и другие хранилища информации, Конвенция о правах ребенка: право на доступ к информации, роль книги в жизни человека, энциклопедии, словари, справочники, детская периодическая печать, правила поведения в библиотеке и бережного отношения к книге. Наука и ее значение в жизни общества. Процесс познания мира человеком. Ученые и изобретатели. Предвидение научных открытий в сказках и произведениях научной фантастики. Волшебные предметы и современные изобретения. Дети-изобретатели.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 52 – 59, с заданием в рабочей тетради с. 50 № 1, 2, с иллюстрациями учебника, словарями, работа с понятиями «библиотека», «архив», «изобретения».
Тема 4.3. Пора в путь-дорогу.
Теоретическая часть: Путешествия и туризм. Значение путешествий в жизни человека. Конвенция о правах ребенка: возможность свободно развиваться духовно, умственно и физически. Знакомство с памятниками культуры. Виды музеев: города-музеи Италии, Греции и других стран, краеведческие, художественные музеи, дома-музеи знаменитых людей. Музейные экспонаты. Правила поведения на экскурсии в музее, по городу.
Познание «малой родины»: природа и история родного края, знаменитые земляки. Правила поведения в походе. Бережное отношение к природе. Качества, необходимые туристам. Физическая подготовка, занятия спортом и укрепление здоровья. Олимпийские игры: история, традиции, символы.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 60 – 67, с заданием в рабочей тетради с. 53 № 1, с. 54 № 4, с иллюстрациями учебника, с картой «Политическая карта мира».
Тема 4.4. Приглашаем в театр.
Теоретическая часть: Театр как искусство. История происхождения театра. Музы — покровительницы искусства. Виды театра: кукольный, драматический, оперы и балета и др. Театр зверей, цирк. Искусство быть зрителем. Правила поведения в театре. Конвенция о правах ребенка: право участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством. Приобщение детей к искусству.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 68 – 71, с заданием в рабочей тетради с. 53 № 1, с. 56 № 4, с иллюстрациями учебника, работа с понятиями «театр», «музы».
Тема 4.5. Досуг — дело серьезное.
Теоретическая часть: Понятие «досуг». Виды досуга, помогающие детям взрослеть. Проведение досуга с пользой для себя и для других. Парк как место отдыха, познания общения. Виды парков: национальный, культуры и отдыха и др. Зоопарк. Диснейленд и Диснейворлд. Правила общения и взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми. Правила дружной игры. Культура поведения на улице, в транспорте, в парке.
Практическая часть: работа с текстом учебника с. 72 – 75, с заданием в рабочей тетради с. 57 № 1, 2, с иллюстрациями учебника, работа с понятием «досуг», с песней «Вместе весело шагать по просторам».
Тема 4.6. Повторительно – обобщающее занятие: «Парк чудес и открытий».
Практическая часть: работа с заданиями в учебнике с. 76 - 77
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия и термины: общество, общественные организации, библиотека, архив, изобретатели, изобретения, научная фантастика, музей, экспонат, театр, муза, досуг;
- основные статьи Конвенции о правах ребёнка;
- правила поведения в общественных местах.
Учащиеся должны уметь:
- принимать участие в создании творческих работ совместно с одноклассниками;
- взаимодействовать в процессе выполнения задания в рамках группы, пары;
- правильно показывать по карте границы и территории государств, города, реки, моря;
- пользоваться различными источниками информации, составлять сообщения на основе текстового и иллюстрационного материала;
- делать выбор модели поведения в конкретной ситуации;
- рассказывать о себе и своих увлечениях;
Список литературы и средств обучения
Учебно-методическая литература:
- Программа курса «Гражданское образование» в начальной школе: 1- 2 классы трёхлетней, 2- 3 классы четырёхлетней начальной школы. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.
- Тивикова С. К., Деменева Н. Н., Железнова Т. Я., Яшина Н. Ю, Кораблик: Экспериментальный учебник по гражданскому образованию для 1(2) классов начальной школы. Ч.1.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.
- Тивикова С. К., Деменева Н. Н., Железнова Т. Я., Яшина Н. Ю, Кораблик: Экспериментальный учебник по гражданскому образованию для 1(2) классов начальной школы. Ч.2.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.
- Тивикова С. К., Деменева Н. Н., Железнова Т. Я., Яшина Н. Ю, Жар - птица: Экспериментальный учебник по гражданскому образованию для 2(3) классов начальной школы. Ч.1.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.
- Тивикова С. К., Деменева Н. Н., Железнова Т. Я., Яшина Н. Ю, Жар - птица: Экспериментальный учебник по гражданскому образованию для 2(3) классов начальной школы. Ч.2.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.
- Тивикова С. К., Деменева Н. Н., Железнова Т. Я., Яшина Н. Ю, Кораблик: Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику по гражданскому образованию для 1(2) классов начальной школы.- Н. Новгород: Педагогические технологии, 2007.
- Тивикова С. К., Деменева Н. Н., Железнова Т. Я., Яшина Н. Ю, Жар - птица: Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику по гражданскому образованию для 2(3) классов начальной школы.- Н. Новгород: Педагогические технологии, 2007.
- Тивикова С. К., Деменева Н. Н., Железнова Т. Я., Яшина Н. Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплексу «Кораблик». Ч. 1- 2. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.
- Тивикова С. К., Деменева Н. Н., Железнова Т. Я., Яшина Н. Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплексу «Жар - птица». Ч. 1- 2. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.
Литература для детей:
- Большая энциклопедия дикой природы для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007.
- Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей. – М.: АСТ, 1996.
- Герои русской истории. – М.: «Белый город», 2007.
- Даль В. И. Пословицы русского народа.- М.: Эксмо, 2007.
- Детский атлас мира. - М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007.
- Детская энциклопедия истории. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007.
- Новая энциклопедия школьника. – М.: «Махаон», 2006.
- Платонова Н. Искусство.- М.: «РОСМЭН», 2007.
- Скарбек И. За тридевять земель. – М.: Издательство «Молодая гвардия», 1989.
- Ушакова О. Д. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Ушакова О. Д. Великие путешественники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Ушакова О. Д. Великие учёные: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Феоктистов Л. Города России. – М.: Олма Медиа Групп, 2007.
- Шокарев С. Ю. История России. – М.: Олма Медиа Групп, 2007.
- Энциклопедический словарь юного зрителя. – М.: Педагогика, 1989.
Средства обучения:
- Комплекс карт:
- Глобус;
- Атлас: география материков и океанов. - М., «Дрофа», 2005.
- Политическая карта мира;
- Физическая карта России;
- Карта полушарий
- Музыкальное сопровождение (аудио и видео средства):
- аудиокассеты с подборкой музыкального сопровождения к учебнику «Кораблик» ч.1 - 2;
- аудиокассеты с подборкой музыкального сопровождения к учебнику «Жар - птица»;
- презентации: - Золотое кольцо России
- Дзержинск – наш город родной
- Земля – общий дом для всех людей.
- Москва – столица нашей Родины.
- Санкт – Петербург.
- Самара.
-Сызранский помидор.
- Ярмарочная карусель
- Шар земной именуется миром
- Открываем Америку
- Соединённые Штаты Америки
- Хождение за три моря
- Кругосветное путешествие
- Разноцветный новогодний хоровод
- По неведомым дорожкам
- В суровом северном краю
- Секреты старого замка
- Под жарким солнцем Чёрной Африки
- Там, где восходит солнце
- Сказочное путешествие
- Из дальних странствий возвратясь
- Мир семьи
- Я и моё имя
- Свет мой зеркальце скажи
- Видеовикторина
- Рождество Христово
- Художественные иллюстрации и фотографии:
1 год обучения
- картина И. И. Левитана «Золотая осень»;
- картина И. Аргунова «Портрет крестьянки в русском костюме»;
- картины Б. М. Кустодиева «Масленица», «Утро»;
- иллюстрации с изображениями достопримечательностей Москвы, Санкт - Петербурга, Самары;
- картины А. М. Васнецова « Московский Кремль при Иване III», «Книжные лавочки на Спасском мосту».
- Портреты путешественников и первооткрывателей: Х. Колумба, А. Веспуччи, Ф. Магеллана, А. Никитина, Ю. Гагарина;
- иллюстрации с видами городов США;
- иллюстрации с изображениями экзотических животных;
- иллюстрации с изображениями достопримечательностей Индии;
- фотографии с северными пейзажами Скандинавских стран, их достопримечательности;
- иллюстрации с видами городов Франции, Германии, Великобритании;
- репродукции картин К, Моне, О. Ренуара;
- фотографии с изображением японских городов, их достопримечательностей;
- Репродукции картин японского художника Хокусая;
- иллюстрации с видами китайских городов, их достопримечательностей;
- Картины Рафаэля, Леонардо да Винчи с изображением Мадонны;
- портреты русских писателей 19 - 20 века
- портреты зарубежных писателей
2 год обучения
- картина В. М. Васнецова «Ковёр - самолёт»;
- картина И. Билибина «Об Иване царевиче, Жар - птице и Сером волке»;
- картина а. А. Пластова «Первый снег»;
- фотографии памятников, музеев, старинных книг;
- фотографии с изображением мирового древа;
- фотографии с изображением родовых гербов выдающихся людей России;
- картины М. П. Богданова - Бельского, Ф. Решетникова, В. Маковского;
- пейзажи И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, И. К. Айвазовского;
- фотографии с изображением изделий народных промыслов;
- фотографии и открытки с видами городов России;
- изображение гербов российских городов и т. Д.
- фотографии с видами Балтийского моря и прибалтийской природы;
- фотографии достопримечательностей Закавказских республик; -
- репродукции картин и фотографии пейзажей Центральной Евразии;
- Репродукции картин с изображениями детей;
- Портреты ученых и изобретателей;
- фотографии с видами мировых музеев;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности военно - патриотическое направление «Я – гражданин России» для _1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности военно - патриотическое направление «Я – гражданин России» для _1-4 классов...
Программа внеурочная деятельность в форме интенсива " Я- гражданин России" 4 класс
Программа внеурочной деятельности в форме интенсива, рассчитанная на 170 часов...
Программа внеурочной деятельности в форме интенсива " Я- гражданин России" 3 класс
Программа внеурочной деятельности в форме интенсива, рассчитанная на 170 часов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Я гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Я – гражданин России» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Программа внеурочной деятельности 2-4 класс "Юный Гражданин России"
Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования в соответствии с ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Я - гражданин России"
Содержание курса внеурочной деятельности.Содержание первого класса сосредоточено на понимание сути Истоков. Система духовно – нравственных ценностей будет формироваться на основе системообразующ...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; во...