Конспект занятия( 3 класс « Особый ребенок» ) Познавательное занятие « Фрукты» .
план-конспект занятия (3 класс)

Грицкевич Екатерина Евгеньевна

Тема  «Семантическое поле» слова «Фрукты»

Цель: Расширение семантического поля слова «фрукты».

Задачи.

Образовательные. Формирование, расширение, уточнение, семантического поля слова фрукты родственными словами, словами-предметами, словами-признаками, расширение валентностей слов, активизация словаря.

Развивающие. Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навы­ка звукового анализа слов), дыхания, развитие общих речевых навыков. Развитие психологической основы речи: памяти, внимания, слухового восприятия, мышления, твор­ческого воображения, тонкой моторики. Развитие умения сочетать речь с движениями.

Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия. Развитие  активности, самостоятельности.

Оборудование.  Презентация  «Фрукты» (Приложение 1а на диске), шар.

Ход занятия.

  1. Объявление темы занятия.

Логопед. Речевой калейдоскоп верчу, кручу много нового узнать хочу (презентация, слайд 2).  Перечислите, что лежит в корзинке (презентация, слайд 3) груши, яблоки, персик…)?

Эти вкусные плоды

Вместе все зовутся... (фрукты).

Да, действительно, это фрукты.  Эти фрукты – плоды фруктовых деревьев. Сегодня мы уточним и расширим свои знания о фруктах. Посмотрите на следующую картинку, что лежит в корзинке (презентация, слайд 4). Да, действительно это тоже фрукты. Только они растут не на фруктовых деревьях: ананас травянистое растение, плод ананаса «сидит» в гнезде длинных листьев по которым стекает вода, образуя «озерце», из которого растение впитывает влагу; бананы растут большими гроздьями на стебле огромной травы похожей на пальму, которая цветёт и плодоносит один раз. Цветёт растение ночью, а опыляют его летучие мыши.  Вот такая интересная история.

Садовнику осенью,

Много заботы,

Садовнику осенью

Много работы:

Нужно с деревьев все фрукты сорвать…

Фрукты собраны. Плоды фруктов разные и разнообразные: все они отличаются, друг от друга по цвету, форме, величине, твёрдости, мягкости, сочности, по вкусу, по запаху и другим качествам. В них много различных полезных веществ, витаминов, они приносят огромную пользу: укрепляют организм человека.

  1. Слова,  обозначающие признак предмета.

Давайте назовём как можно больше слов, которые отвечают на вопрос: какие? Вы будете по очереди передавать шар и одновременно называть слово-признак.                 

Игра «Назови слово-признак»

Дети передают по кругу шар и по очереди называют признаки фруктов. Программная лексика: зелёные, красные, спелые, большие, маленькие, овальные, молодые, горькие, кислые, сладкие, сочные, твёрдые, мягкие, сушёные, вялые, плоские, вытянутые, крупные, коричневые, жёлтые, овальные, упругие, свежие, горькие, кислые и т.д.

Хорошо, а что можно делать с фруктами, какие действия?

  1. Слова, обозначающие действия предметов.

Игровое упражнение «Фруктовые заготовки».

Развивать у детей умение выделять в тексте глаголы, объяснять их смысл. Когда дети услышат слово-действие, должны хлопнуть в ладоши и объяснить смысл данных слов.

Фрукты, ягоды созрели.

Мы не все с куста их съели.

Выжили из яблок сок,

Чтобы заготовить впрок.

Джем сливовый наварили,

Грушевый компот закрыли,

Заморозили чернику,

Вишню, клюкву, ежевику.

Много фруктов насушили,

Чтоб компот зимою пить,

Пирожки чтоб начинить.

А осенние сорта в ящики сложили,

В погреб, где всегда прохладно,

На зиму спустили.

Вот поэтому зимой

Сад фруктовый с нами.

Витамины круглый год

Мы съедаем сами.

  1. Слова, обозначающие признак предмета

Давайте поможем садовнику приготовить вкусные блюда.  Я вам раздам картинки с изображениями фруктов и  попрошу приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: «На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и испеку яблочный пирог».

Игровое упражнение «Вкусные блюда»

На моей картинке груши…

На моей картинке персики…

На моей картинке бананы…

На моей картинке абрикосы…

На моей картинке мандарины…

На моей картинке яблоки…

Ребята, теперь давайте назовём фрукты ласковыми словами, ведь они такие замечательные, столько пользы приносят людям.

  1. Развитие функции словообразования

Упражнение «Скажи ласково»

Яблоко – яблочко.

Груша – грушка.

Апельсин – апельсинчик.

Лимон – лимончик.

Мандарин – мандаринчик.

Банан – бананчик и т.д.

Представьте, что мы попали на фруктовый бал, где собралось много фруктов.

  1. Развитие функции словоизменения.

«Один – много»

Яблоко – яблоки – много яблок.

Груша – груши – много груш.

Апельсин – апельсины – много апельсинов.

Лимон – лимоны – много лимонов.

Абрикос – абрикосы – много абрикосов.

Ананас – ананасы – много ананасов.

Персик – персики – много персиков и т.д. (слайд 9).

Предлоги.  Закрепление навыков употребления предлогов.

Посмотрите на картинку. Ребята, назовите, где лежит яблоко? (слайды 4-6).

Назовите в чём лежат фрукты? (слайд 8).

  1. Слова – антонимы.

Придумайте слова с противоположным значением – слова-неприятели:

полезные – вредные

вкусные – невкусные

сладкие – горькие

большие – маленькие

чистые – грязные

  1. Развитие познавательных процессов.

Съедобное – несъедобное.

Хлопните в ладоши, если слово обозначает название фруктов.

         Ананас, свёкла, лимон, груша, салат, апельсин, камень, яблоко, картошка, персик, котлета, банан, мандарин и др.

Назовите, какой предмет лишний? Объясните свой выбор (слайд 14).

10. Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька - для ежат,

Эта долька – для ужат,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом по показу педагога.

11. Итог. Ребята на этом наше занятие заканчивается. Какое слово было главным? (Фрукты.) Назовём это слово с разной интонацией: если бы удивились, задали вопрос, радостно сказали, просто сообщили, что это овощи.

Вот  такие они фрукты  – разные, многообразные, вкусные и  полезные, да и на вид прелестные.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frukty.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Семантическое поле» слова «Фрукты»

Цель: Расширение семантического поля слова «фрукты».

Задачи.

Образовательные. Формирование, расширение, уточнение, семантического поля слова фрукты родственными словами, словами-предметами, словами-признаками, расширение валентностей слов, активизация словаря.

Развивающие. Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, развитие общих речевых навыков. Развитие психологической основы речи: памяти, внимания, слухового восприятия, мышления, творческого воображения, тонкой моторики. Развитие умения сочетать речь с движениями.

Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия. Развитие  активности, самостоятельности.

Оборудование.  Презентация  «Фрукты» (Приложение 1а на диске), шар.

Ход занятия.

  1. Объявление темы занятия.

Логопед. Речевой калейдоскоп верчу, кручу много нового узнать хочу (презентация, слайд 2).  Перечислите, что лежит в корзинке (презентация, слайд 3) груши, яблоки, персик…)?

Эти вкусные плоды

Вместе все зовутся... (фрукты).

Да, действительно, это фрукты.  Эти фрукты – плоды фруктовых деревьев. Сегодня мы уточним и расширим свои знания о фруктах. Посмотрите на следующую картинку, что лежит в корзинке (презентация, слайд 4). Да, действительно это тоже фрукты. Только они растут не на фруктовых деревьях: ананас травянистое растение, плод ананаса «сидит» в гнезде длинных листьев по которым стекает вода, образуя «озерце», из которого растение впитывает влагу; бананы растут большими гроздьями на стебле огромной травы похожей на пальму, которая цветёт и плодоносит один раз. Цветёт растение ночью, а опыляют его летучие мыши.  Вот такая интересная история.

Садовнику осенью,

Много заботы,

Садовнику осенью

Много работы:

Нужно с деревьев все фрукты сорвать…

Фрукты собраны. Плоды фруктов разные и разнообразные: все они отличаются, друг от друга по цвету, форме, величине, твёрдости, мягкости, сочности, по вкусу, по запаху и другим качествам. В них много различных полезных веществ, витаминов, они приносят огромную пользу: укрепляют организм человека.

  1. Слова,  обозначающие признак предмета. 

Давайте назовём как можно больше слов, которые отвечают на вопрос: какие? Вы будете по очереди передавать шар и одновременно называть слово-признак.                  

Игра «Назови слово-признак»

Дети передают по кругу шар и по очереди называют признаки фруктов. Программная лексика: зелёные, красные, спелые, большие, маленькие, овальные, молодые, горькие, кислые, сладкие, сочные, твёрдые, мягкие, сушёные, вялые, плоские, вытянутые, крупные, коричневые, жёлтые, овальные, упругие, свежие, горькие, кислые и т.д.

Хорошо, а что можно делать с фруктами, какие действия?

  1. Слова, обозначающие действия предметов.

Игровое упражнение «Фруктовые заготовки».

Развивать у детей умение выделять в тексте глаголы, объяснять их смысл. Когда дети услышат слово-действие, должны хлопнуть в ладоши и объяснить смысл данных слов.

Фрукты, ягоды созрели.

Мы не все с куста их съели.

Выжили из яблок сок,

Чтобы заготовить впрок.

Джем сливовый наварили,

Грушевый компот закрыли,

Заморозили чернику,

Вишню, клюкву, ежевику.

Много фруктов насушили,

Чтоб компот зимою пить,

Пирожки чтоб начинить.

А осенние сорта в ящики сложили,

В погреб, где всегда прохладно,

На зиму спустили.

Вот поэтому зимой

Сад фруктовый с нами.

Витамины круглый год

Мы съедаем сами.

  1. Слова, обозначающие признак предмета

Давайте поможем садовнику приготовить вкусные блюда.  Я вам раздам картинки с изображениями фруктов и  попрошу приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: «На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и испеку яблочный пирог».

Игровое упражнение «Вкусные блюда»

На моей картинке груши…

На моей картинке персики…

На моей картинке бананы…

На моей картинке абрикосы…

На моей картинке мандарины…

На моей картинке яблоки…

Ребята, теперь давайте назовём фрукты ласковыми словами, ведь они такие замечательные, столько пользы приносят людям.

  1. Развитие функции словообразования

Упражнение «Скажи ласково»

Яблоко – яблочко.

Груша – грушка.

Апельсин – апельсинчик.

Лимон – лимончик.

Мандарин – мандаринчик.

Банан – бананчик и т.д.

Представьте, что мы попали на фруктовый бал, где собралось много фруктов.

  1. Развитие функции словоизменения.

«Один – много»

Яблоко – яблоки – много яблок.

Груша – груши – много груш.

Апельсин – апельсины – много апельсинов.

Лимон – лимоны – много лимонов.

Абрикос – абрикосы – много абрикосов.

Ананас – ананасы – много ананасов.

Персик – персики – много персиков и т.д. (слайд 9).

Предлоги.  Закрепление навыков употребления предлогов.

Посмотрите на картинку. Ребята, назовите, где лежит яблоко? (слайды 4-6).

Назовите в чём лежат фрукты? (слайд 8).

  1. Слова – антонимы.

Придумайте слова с противоположным значением – слова-неприятели:

полезные – вредные

вкусные – невкусные

сладкие – горькие

большие – маленькие

чистые – грязные

  1. Развитие познавательных процессов.

Съедобное – несъедобное.

Хлопните в ладоши, если слово обозначает название фруктов.

        Ананас, свёкла, лимон, груша, салат, апельсин, камень, яблоко, картошка, персик, котлета, банан, мандарин и др.

Назовите, какой предмет лишний? Объясните свой выбор (слайд 14).

10. Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька - для ежат,

Эта долька – для ужат,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом по показу педагога.

11. Итог. Ребята на этом наше занятие заканчивается. Какое слово было главным? (Фрукты.) Назовём это слово с разной интонацией: если бы удивились, задали вопрос, радостно сказали, просто сообщили, что это овощи.

Вот  такие они фрукты  – разные, многообразные, вкусные и  полезные, да и на вид прелестные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к занятию по теме: «Правила дорожного движения» для 1 – 4 классов «Особый ребенок»

Дидактический материал в виде сказки может быть полезен при изучении темы "Правила дорожного  движения"  в 1-4 классах "Особый ребенок". В доступной форме знакомит учащихся с видами пешеходн...

Дидактический материал к занятию по теме "Правила дорожного движения" для учащихся 1-4 классов "Особый ребенок"

Дидактический материал в форме сказки может быть полезен на занятиях по теме "Пожарная безопасность" в 1-4 классах "Особый ребенок". Вместе с любимым сказочным героем Чебурашкой дети узнают о причинах...

статья "Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии в классе "Особый ребенок"

В данной статье раскрываются приоритетные направления работы в классе "Особый ребенок" и основные принципы организации индивидуальной работы на фронтальном занятии....

Конспект занятия( 2 класс. « Особый ребенок») Познавательное занятие « Домашние животные» .

Цели: Закрепить знания детей о домашних животных.Задачи:Образовательные: Познакомить и закрепить знания о домашних  животных. Находить сходства и различия.Дать представление о внешнем виде.Развив...

Конспект занятия ( 2 класс " Особый ребенок " ) " Фрукты "

laquo;Семантическое поле» слова «Фрукты»Цель: Расширение семантического поля слова «фрукты».Задачи.Образовательные. Формирование, расширение, уточнение, семантического п...

Методическая разработка занятия для обучающихся 3Г (класс особый ребенок) "Русская изба"

Занятие разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Занятие по рисованию. Тема «Весёлые снеговики» В 1 классе «Особый Ребенок»

Расширение знаний детей о зимних изменениях в природе....