Выступление на педагогическом совете «Здоровье школьника и как его сохранить»
статья
Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровье младшего школььника | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете «Здоровье школьника и как его сохранить»
Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологические перезагрузки в школе и т.д. По статистике в школах всё меньше здоровых детей, и это волнует нас педагогов. Известно, что состояние здоровья – важное условие успешного усвоение школьных программ, а так же решающий фактор качества обучения. Главными условиями, способствующими укреплению здоровья школьника , являются режим дня, двигательная активность, питание, общение с природой. Неправильное формирование режима дня может привести к переутомлению, нервным срывам и снижению успеваемости. Как классный руководитель, постоянно провожу разъяснительную работу по этому вопросу как среди учеников, так и среди родителей.
Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.( СанПиН)
Двигательная активность в детском возрасте подразделяется на 3 составные части:
- активность в процессе физического воспитания;
- физическая активность, осуществляемая во время обучения и трудовой деятельности;
- спонтанная физическая активность в свободное время, которая, обеспечивает определенный уровень суточной двигательной активности.
Исследования гигиенистов и физиологов свидетельствуют о том, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). У младших школьников произвольные движения занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Отмечают также изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях: снижение зимой, увеличение двигательной активности весной и осенью. Потребность детей в движении удовлетворяется в условиях режима школы самостоятельными, спонтанными движениями только в объеме 18-20%; в дни, когда проводится урок физкультуры, при отсутствии других форм физического воспитания, дети недополучают до 40%, а без таких уроков – до 80% движений.
Гулять они каждый день должны 3 часа!!! И за время прогулки пробежать, пройти, проскакать около 7 км. Иначе дети просто не выдержат тех статических и психоэмоциональных нагрузок, которые им приходится переносить во время уроков. Проще говоря, не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать, запоминать. А ещё от нехватки сна и прогулок дети начинают чаще простужаться. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет: физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4); организованных подвижных игр на переменах. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре - пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 раствором спирта. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача. В туалетных помещениях мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно. ( СанПиН).
На развитие школьной близорукости сильно влияет не только большая нагрузка на глаза, но и чтение при плохом освещении в неправильной позе. Плохо на зрении сказывается чтение в транспорте, в т. ч. использование гаджетов при чтении, когда трясёт и глаз вынужден каждую минуту подстраивать свою оптическую систему под новое положение. Ослаблению зрения способствует и продолжительная работа( игры) на компьютере. Это связано с тем, что глаза воспринимают на мониторе множественные точки, а не сплошное изображение, кроме того, монитор постоянно мерцает, что ещё больше увеличивает утомление глаз. Если вовремя привить ребёнку навыки сохранения правильной позы во время чтения и письма, соблюдения расстояния до книги, телевизора и компьютера, эти навыки станут привычными. Значительно труднее переучивать ребёнка, когда вас к этому вынуждает ухудшение его зрения или выявленное искривление позвоночника.
Гастрит среди заболеваний школьников занимает печальное 2-е место, встречаясь реже только болезней органов зрения. Первичное заражение хеликобактером — бактерией, вызывающей эту болезнь, обычно происходит в семье, когда ребёнку 4–8 лет, и от родителей: через поцелуи, общую посуду, немытые руки... Несколько лет после заражения никаких признаков болезни не наблюдается. Но от больших учебных нагрузок и пренебрежения к правильному питанию появляются боли, расстройства... Чаще всего это время совпадает с учёбой в средних или старших классах. Недавно учёные установили ещё одну причину именно «школьного» гастрита — поражение поджелудочной железы, которая регулирует множество процессов в организме, в частности, отвечает за кровоснабжение слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. Стоит «раздразнить» железу непосильными психоэмоциональными нагрузками, физическим переутомлением или нерегулярным и неполезным питанием, как она ухудшает кровообращение слизистой оболочки желудка. Начинается эрозивный гастрит.
Ежедневно перед занятиями проводим утреннюю зарядку (спортивный центр самоуправления). Очень эффективным на уроке являются специальные упражнения для глаз. Важное место в системе «физкультминуток» занимает психогимнастика – упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики, умение общаться, выражать свои чувства, изжить страх. В т.ч. использую физминутки, рекомендуемые СанПиН. На классных часах, занятиях внеурочной деятельности мы говорим о пользе растений, которые нас окружают, учащиеся узнают о пользе здорового образа жизни, вреде алкоголя, курения, наркотиков, беседуем о том, как уберечь себя от простудных заболеваний. Программа занятий внеурочной деятельности «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Разделы программы: «Вот мы и в школе», «Питание и здоровье», «Моё здоровье в моих руках», «Я в школе и дома», «Чтоб забыть про докторов», «Я и моё ближайшее окружение».
Большая работа проводится и с родителями учащихся для формирования здорового образа жизни ребенка. Проводятся тематические занятия с родителями об организации режима дня школьника, о правильном питании (круглый стол «Лучшее блюдо для школьника»), о профилактике простудных заболеваний и педикулеза. Во время родительских собраний регулярно проходят встречи с психологом школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете по теме: «Образовательные технологии, содействующие сохранению здоровья учащихся».
Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования.Традиционная система образования была направлена на усвоение оп...
Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников средствами УМК «Планета знаний» выступление на педагогическом совете
УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов Начав работать, я включилась...
выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"
Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете на тему " Роль родителей в формировании здорового образа жизни детей"
Из опыта работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни....
Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников
С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...
Выступление на Педагогическом совете «Здоровьесберегающие технологии в воспитательной системе классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует пр...