Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами детского фольклора "
план-конспект по чтению на тему
Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами детского фольклора "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000ba268-b673a43c.docx | 60.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами детского фольклора для повышения мотивации учащихся с ОВЗ на уроках развитии речи и письма в классах ТУО».
Учителя начальных классов
Марченковой Ольги Павловны.
Смоленск 2015
Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами детского фольклора для повышения мотивации учащихся с ОВЗ на уроках развитии речи и письма в классах ТУО».
Пояснительная записка
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен мотивации к обучению. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должен руководствоваться следующими принципами:
1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;
2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;
3) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны;
4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;
5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;
6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.
Особое значение для улучшения общего эмоционального фона развития познавательных процессов у учащихся с умеренной умственной отсталостью принадлежит системе коррекционных упражнений с элементами детского фольклора.
Цели и задачи.
Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактических упражнений в обучении детей письму и развитию речи.
Объектом исследования данной работы являются младшие школьники.
Предмет исследования заключается в обучении детей письму и развитию речи с помощью коррекционных упражнений с элементами детского фольклора
Задачи исследования:
1. Выявить основные свойства дидактических упражнений с элементами детского фольклора и выявить их роль в воспитании личности.
2.Рассмотреть основные типы дидактических упражнений, их особенности и основные характеристики.
3. Исследовать основные воспитательные условия эффективности игровых упражнений с элементами детского фольклора как средства воспитания всесторонне развитой личности.
4. Раскрыть основные принципы построения дидактической игры с элементами детского фольклора и особенности их применения.
5. Рассмотреть основные цели, для которых применяются дидактические упражнения в форме игры.
Применение дидактических упражнений с элементами детского фольклора на примере обучения развитию речи и письму в классах ТУО.
Упражнения для расширения словарного запаса:
«Доскажи словечко"
Это куколка, Акулька,
У нее кроватка — ... (люлька).
В печку слазить очень рад, А зовут его... (ухват).
У нее доска и палка — Это бабушкина... (прялка).
Кашу варит всем дружок, Круглобокий... (чугунок).
«На лесной опушке живет коза (в избушке)",
Описание.
Карточки с картинками (белка, лиса, воробей, синица, медведь, заяц, камешки-орешки) разложены на столе, все "орешки" возле карточки с белкой. Читается потешка: "Сидит белка на тележке". Дети по порядку раскладывают "орешки" героям потешки:
"Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому."
«Цепочка слов»
Подчеркиваем историческую преемственность с современными аналогами:
лучина — свечка — лампа — электрическая лампочка,
деревянная миска — глиняная — эмалированная,
скамья — лавка — диван,
ухват — прихватка.
«Словесное лото, или Кому что»
Карточки с картинками (бабушка, прялка, люлька, хозяйка, ухват, чугун, коромысло, ведро, младенец и др.).
Упражнения на умения регулировать громкость голоса.
Заклички:
"Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!"
Проговорить как можно громче.
Пестушки
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать
Будет глазки закрывать"
Проговаривать ласково, напевно, а значит тихо.
Упражнения совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата.
Скороговорки:
"Перепелка перепела перепела" произнести с разной интонацией (вопросительно, задумчиво, удивленно, радостно, грустно, восторженно, неохотно, быстро, медленно, напевно, громко, тихо, шепотом)
Упражнения на развитие слухового внимания.
"Перевертыши" (задача - найти несоответствие)
"Жив здоров,
Лежу в больнице,
Сыт по горло -
Есть хочу,
Хоть корову проглочу"
Ладушки", "Про сороку", "Коза рогатая".
Цель.
Учить пользоваться различными звуковыми средствами: интонацией, логическим ударением, подбирать наиболее подходящих слова, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения.
Упражнения для развития всех сторон речи и речевого общения.
Потешки и прибаутки.
Цель: Обучение языку на чистых, доступных пониманию ребенка образцах поэтической речи, развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, правильное произношение звуков, чувство ритма.
Потешка "Привяжу я козлика".
Цель: Побуждать детей поддерживать диалог, высказываться на темы из личного опыта (внеситуативное общение), развивать интонационность речи.
"Привяжу я козлика
К белой березке,
Привяжу рогатого,
К белой березке.
Стой, мой козлик
Стой, не бойся
Белая березка,
Стой не качайся"
Виды работы.
Показ настольного театра.
Чтение потешки в парах (с мячом, с хлопками)
Разучивание новых потешек.
Обыгрывание этюдов.
Инсценировка разных вариантов.
Вопросы.
Кто еще может привязать козлика? Кого еще можно привязать? К чему можно привязать? Что еще можно сделать с козликом? О чём попросили козлика? Какой козлик? В какое время года происходит событие? Почему березка качается? Кого они встретят? Увидят? Где березка растет?
Результаты:
- охотно вступают в контакт с воспитателями и сверстниками;
- отвечают словом и действием на побуждающие предложения и вопросы;
- овладели ситуативно-деловым общением с взрослыми, происходит становление
-эмоционально-практического речевого общения с ровесниками;
- обозначают в игре словом роль в действии;
- понимают и используют слова для обозначения обобщения и замещения людей, предметов или действий.
Развитие речи - это основной показатель психологического и личностного развития ребенка. От развития речевого и игрового взаимодействия детей зависит качество речи каждого ребенка и, в конечном итоге, мер успешности обучения детей в школе.
Упражнения к теме «Звуки и буквы».
Подбери пару.
Цель: развитие операций сравнительного анализа на основе упражнений по установлению сходства и различия.
Оборудование: карточки со словами у каждого ученика.
Ход игры: учащиеся составляют пары слов так, чтобы в каждой паре одно слово отличалось от другого одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, правильно подобравшие пары слов. Каждый ученик должен уметь объяснить, чем отличаются слова в любой паре.
Примерный материал. Слова: пар-парк, кот-крот, роза-гроза, рот-крот, сук-стук, ком-корм, каска-краска, зал-звал, лещи-клещи, бор-борщ, ужи-лужи, ужи-ужин, утка-шутка, кран-экран, лапа-лампа, усы-бусы, осы-косы, сорок-сорока, стол-ствол, так-танк, сон-слон, сор-спор, дал-ждал.
Загадки.
Цель: развитие словестно-логического мышления;
отгадывание загадок, звукобуквенный анализ слов-отгадок для последующей записи.
Ход подземный роет ловко, Роет спальню и кладовку. (Крот) | Нет моей походки тише, И меня боятся мыши. (Кот) |
В лесу зимой холодной Ходит злой, голодный. Зубами «щелк!». Это серый… (Волк) | Я росла в лесу дремучем, Поднималась к синим тучам. Но теперь меня срубили И в игрушки нарядили. (Елка) |
Кто в дни болезней Всех полезней И лечит нас От всех болезней? (Врач) | Легкий, круглый, но не мяч, И не прыгает он вскачь. На веревочке висит, Зазеваюсь – улетит. (Шар) |
Я под маленькою крышей Прогуляться в дождик вышел. (Зонт) | Когда со мною умываются, То слезы проливаются. (Мыло) |
Кто больше?
Цель: развитие фонетического слуха; закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Ход игры: класс делится на группы по рядам или звеньям. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой-нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.
Игра с мячом.
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений; дифференциация звонких и глухих согласных.
Оборудование: мяч.
Ход игры.
І вариант. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.
ІІ вариант. Учитель называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мяч учителю.
Комментарий для учителя: эти игры, как и предыдущие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.
Чудесный мешочек.
Цель: развитие умения делить слова на слоги; коррегирование внимания, мышления.
Оборудование: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Ход игры.
Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания. Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.
Кто быстрее?
Цель: развитие умения определять количество слогов в слове.
Оборудование: слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).
Ход игры.
Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своём столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найденные у соперника ошибки.
Поможем зверям.
Цель: развитие словестно-логического мышления; закрепление знания алфавита; обогащение словаря.
Оборудование: картинки, изображающие животных, с подписями.
Ход игры.
Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в алфавитном порядке. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?».
Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав наизусть алфавит.
Примерный материал: слон, лев, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, еж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа.
Угадай последнее слово и запиши.
Цель: развитие словаря учащихся; закрепление правописания слов с мягким знаком.
Ход игры.
Учитель читает стихотворение без последнего слова. Ученики по очереди из каждого ряда отгадывают его по рифме, за что получают очко. Затем слово записывается в тетрадь всеми учащимися.
Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту…(дверь) | Я по чтению опять Получил оценку…(пять) |
Все играли, а вратарь В это время грыз…(сухарь) | В лесу мне видеть довелось, Как грыз кору могучий…(лось) |
Думаю, известно всем: Дней в неделе ровно…(семь) | От зубастых щук таясь, Стороной проплыл…(карась) |
Наоборот.
Цель: активизация словаря; развитие умения подбирать слова, противоположные по значению.
Ход упражнения.
Учитель называет слово, ученики должны найти другое с противоположным значением. Подобравший правильно слово получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.
Примерный материал: мир-война, шум-тишина, утро-вечер, день-ночь, холод-жара, храбрость-трусость, небрежность-аккуратность, враг-друг, болезнь-здоровье, радость-грусть, слабость-сила, старость-молодость, чистота-грязь, злость-доброта, вежливость-грубость, потеря-находка, ложь-правда, труд-безделье, горе-счастье.
Ванька-встанька.
Цель: развитие зрительного восприятия; развитие словестно-логического мышления; дифференциация имен собственных и нарицательных.
Ход упражнения.
Учитель называет нарицательные и собственные имена существительные. Ученики встают, если слово пишется с большой буквы, и садятся (или продолжают сидеть), если слово надо писать с маленькой буквы.
Анализ результатов речевого развития воспитанников 2 «А» класса на 2015-2016 учебный год.
Звуковая культура речи
- Звуковая культура речи учащихся улучшилась после первого года исследования на 16.5 %, а к концу I четверти2013г на 33%.
Словарный запас
Произошло повышение уровня словарного запаса по сравнению с началом 2011-2012учебного года на 16.5 %, по сравнению с 2012-2013гг. и Iч 2013г года так же на 16.5 %.
Составление коротких высказываний по иллюстрациям
Наблюдается повышение уровня ко второму году на 40 %, к концу
I четверти 2013г по составлению коротких высказываний по иллюстрациям дети моего класса вышли на средний уровень.
Приобщение к творчеству
Повышение уровня творческой деятельности учащихся по сравнению с 2011-202гг и 2012-2013гг на 20 %, а с концом 2012-2013 учебного года и I ч2013г на 33 %.Низкий уровень по «приобщению к творчеству» был преодолен.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется путем проведения дидактических и игровых упражнений с использованием различного речевого материала: чистоговорок, загадок, потешек, считалок, стихов, рассказов и пр.
Дети по-разному овладевают звукопроизношением и навыками четкой, интонационно выразительной речи. С некоторыми детьми необходима дополнительная работа для усвоения того или иного раздела звуковой культуры речи.
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:
1) на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
2) различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
3) отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия;
4) проведение дополнительной работы по звуковой культуре речи вне занятий.
Заключение
В результате проведенного исследования согласно поставленным задачам было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактическим упражнениям и играм с элементами детского фольклора на уроке. Дидактические упражнения и игры содействуют лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний учащихся. Их можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Дидактические упражнения и игры позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Они должны в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся, помогать учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование дидактических упражнений и игр с элементами детского фольклора необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (презентация) "Дидактические игры и упражнения занимательного характера в ГПД."
Занимательные упражнения помогут воспитателю ГПД наполнить досуг детей творчеством, радостью поиска открытий, создать атмосферу увлечённости, любознательности и положительных эмоций....
Конспект клубного часа по теме: «Путешествие по сказке Колобок с использованием дидактических упражнений» 1 класс
Данный конспект клубного часа был разработан для детей, обучающихся в 1 классе....
Методическая разработка "Использование логоритмических упражнений для развития речи у детей с ОВЗ"
В методической разработке представлены занимательные и веселые стишки с движениями....
Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью»
В методической разработке представлены кинезиологические упражнения для начала, середины и конца урока, которые способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга....
Методическая разработка «Использование экологических игр и упражнений на занятиях экологической направленности»
В дополнительном экологическом образовании особое место занимают такие технологии и методы, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого ребенка, повышают его индивидуальную ответственность...
Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью"
Коррекционая педагогика...
Методическая разработка "Использование логоритмических упражнений для развития речи у детей с ОВЗ"
Коррекционная педагогика...