Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью"
методическая разработка

 Лариса Ивановна Лесова

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение школа № 432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

на тему

«Использование здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений)  в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью»

Воспитатель: Лесова Л.И.

Одна из наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий – кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении. Применение кинезиологических упражнений способствует синхронизации работы полушарий, развитию мелкой моторики, речевой активности. Применять их можно на всех видах урока.

Кинезиологические упражнения

  1. Для начала урока:

Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше создается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкенизии).

Кулак - ребро – ладонь. Три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок повторяет 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно.

Колечко. «Ожерелье мы составим, маме мы его подарим».

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направления. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно (8-10 повторений).

Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо (8-10 повторений).

Дом-ежик-замок. Пальцы соединить под углом. Большие пальцы соединить. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.  Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

  1. Для середины урока:

Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Мельница. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Перекрестное марширование. Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

Выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

  1. Для конца урока:

Кулачки. Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.

Свеча. Исходное положение - сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Здоровьесберегающие технологии способствуют повышению работоспособности в учебной деятельности, мотивации к учению, активизации мышления. Концепция педагогической работы с умственно отсталыми детьми должна ориентироваться на следующие положения:

  1. Обучение умственно отсталых детей должно следовать принципам и меркам, которые действуют для всякого обучения;
  2. Обучение детей с умеренной степенью умственной отсталости – это личностно-социальный интеграционный процесс;
  3. Изначальная зависимость от педагогов детей с умеренной умственной отсталостью в процессе обучения требует большой ответственности, которая должна отражаться во всех действиях учителя;
  4. Значительная потребность учащихся в руководстве ими требует дифференцированного подхода в организации педагогического процесса.
  5. Педагогическая поддержка определяется, с одной стороны, состоянием психофизического развития умственно отсталого ребенка, с другой – настоящими и будущими его возможностями социализации и способностью жизни в обществе.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения - как вид здоровьесберегающих технологий, используемый в процессе учебной деятельности.

Не секрет, что в настоящее время растет число детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями ...

Статья "Организации внеклассной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью"

В педагогике существуют разные внеклассные формы работы с  учащимися умеренной умственной отсталостью:  экскурсии, праздники, спортивные соревнования, конкурсы и т.д. Одной из постоянных фор...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью»

В методической разработке представлены кинезиологические упражнения для начала, середины и конца урока, которые способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга....

Статья Применение картинно-символьной коммуникации в трудовой деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью

Сообщение будет интересно воспитателям, дифектологам коррекционных учереждений....

Применение АМО на уроках с детьми с умеренной умственной отсталостью

Данная презентация представляет применение АМО на уроках с детьми с умеренной умственной отсталостью....