Роль современного учителя в формировании коллектива у младших школьников
статья
Статья на тему "Роль современного учителя в формировании коллектива у младших школьников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_sovremennogo_uchitelya_v_formirovanii_kollektiva_u_mladshih_shkolnikov.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль современного учителя в формировании коллектива младших школьников.
Современные дети - такие разные с виду и такие одинаковые по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Особенности контингента учащихся нашей школы – обычные дети, дети с проблемами в развитии, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении, дети, имеющие задатки и склонности к творческой деятельности. Им нужны понимание, забота и внимание. Воспринимая ребенка таким, каков он есть, со своими «слабыми» и «сильными» сторонами, но, ориентируясь на его индивидуальность, мы должны создать условия для самореализации этой личности, с одной стороны, с другой – предупредить развитие негативного в личности каждого школьника, его существование в детском коллективе.
Школа как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым фактором обеспечения нового качества образования, от которого зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.
1 сентября к вам приходят первоклассники. Кто к вам пришел? Что они принесли с собой? Что вас вместе ждет в ближайшие 4 года?
Важно понимать, что каждый ребенок уникален, со своими особенностями, запросами и проблемами. На протяжении всего обучения в школе, каждый ребенок становиться членом группы, большого коллектива, живущего по своим правилам, законам и своим ритмам.
Роль первого учителя, первого классного руководителя, который будет сопровождать коллектив четыре года его жизни, по истине велика.
Как же классному руководителю наиболее эффективно построить свою работу? Ведь задача, стоящая перед ним, не так проста, как кажется. Ему нужно понять и услышать каждого, в то же время сделать так, чтоб все стали одним целым, чтоб никто не потерялся. Дети пришли в первый класс. Они в первый раз переступают порог учебного заведения. Они еще не знают норм и правил школьной жизни. Детям с ними предстоит только познакомиться. Они представляют собой не структурированную группу. Дети знакомятся друг с другом и с учителем. Как с группой учитель на начальном этапе не может работать, потому что группы, по сути, еще нет.
Организованная школьная действительность требует открытого ко всему новому учителя. Педагог должен глубоко владеть психолого-педагогическими знаниями и понимать особенность развития младших школьников, помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе, полноправными и активными членами классного и школьного коллектива.
В своей воспитательной деятельности использую программу, основными постулатами которой является «Понимание, деятельность, ответственность»
Настоящая программа определяет стратегию и развитие классного коллектива, основные направления совместной деятельности всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся.
Основным условием успешной успешности воспитательной деятельности учителя выступает сочетание педагогического профессионализма и мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет построения системы педагогической деятельности.
Второе – за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.
Цель и задачи программы | Цель: Обеспечить эффективное развитие образовательной системы школы путём обновления содержания образования, развития практической направленности образовательных программ. Задачи:
|
Первым и очень важным этапом формирования детского коллектива является этап адаптации.
Для благополучного прохождения адаптации в школе, учителю необходимо:
- Наладить индивидуальное общение с каждым учеником.
Первое знакомство с родителями класса произошло еще в мае, на первом родительском собрании. Где учитель и родители впервые встретились и познакомились. На этом собрании было проведено анкетирование с целью, познакомиться с семьей. Познакомиться с их культурой, стилем семейного воспитания, приоритетом ценностей.
Работа с родителями считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.
На основе анкетирования создается Паспорт класса.
Определяются основные точки, от которых можно отталкиваться при составлении плана воспитательной работы в классе.
Даже уровень образования родителей говорит о многом.
- Работа с небольшой группой;
- Рекомендуется чаще подходить к ученикам на последних партах для того, чтобы учитель для таких детей стал личностно-значимым;
- Если учитель замечает какие-то признаки дезадаптации у ребенка, то рекомендуется чаще с ним общаться, разговаривать на отвлеченные темы, поддерживать оптимистический настрой;
- Устанавливаются правила и нормы общения (называть по имени, не перебивать и т.д.)
Все это должно быть сформировано к концу 1 класса.
У детей объективно существует потребность в общении, в совместной деятельности, в совместных эмоциональных переживаниях, потребность в коллективе сверстников.
В психологическом обеспечении образования - создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения образования как условия формирования и развития человеческого ресурса, повышения качества и объема психолого-педагогических услуг детям и их родителям, повышения психологической безопасности школьников.
Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности. Коллектив нужен и педагогам, поскольку воспитание детей малоэффективно без опоры на коллектив самих ребят, их организационное единство, психологическую общность, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры.
Для педагогов коллектив – одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей.
Коллектив выполняет следующие функции:
1. Воспитывающую: она заключается в организации среды, воспитании коллективизма, гуманных отношений, коррекции поведения детей через общественное мнение, традиции, ценностные ориентации.
2. Развивающую: в коллективе развивается самопознание, происходит самореализация, самоутверждение личности.
3. Защитную: коллектив защищает ребенка от негативных влияний среды.
4. Коммуникативную: дети приобретают и развивают навыки общения.
5. Организаторскую: дети организуют совместную деятельность, вместе ее планируют, осуществляют, анализируют и оценивают; распределяют между собой участки общей работы, поручения и т.д.
Коллектив создается для развития в нем личности ребенка, следовательно, цель коллектива – воспитание и развитие личности ребенка. Поэтому главным показателем развитости коллектива является отношение к личности. Только тогда, когда личность является ценностью в коллективе, он признает ее право на автономию в нем, когда коллектив стремится к тому, чтобы каждый ребенок имел яркую индивидуальность, можно говорить о высоком уровне развития коллектива.
Особенности развития коллектива младших школьников.
Возраст детей играет существенную роль в процессе формирования коллектива, возраст определяет и особенности педагогического руководства. Первоклассники не представляют собой еще хоть сколько-нибудь организованного коллектива. Они мало общаются друг с другом, плохо знают успехи товарищей в учении.
Отношения между детьми в начальных классах строятся преимущественно через учителя: он выделяет кого-либо из учеников как образец для подражания, определяет их суждения друг о друге, организует совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Таким образом, учитель является центральной фигурой для учащихся (особенно 1-2 классов), носителем существующего среди них общественного мнения.
Причины этого кроются в особенностях детей данного возраста: подражательности, необъективности самооценки, а потому и неразвитости общественного мнения.
Кроме того, младшие школьники эмоционально неустойчивы, отсюда и их отношения изменчивы и непостоянны, а общение отличается хаотичностью и отсутствием избирательности.
В этом случае приемы и методы реализации своих замыслов и интересов у младших подростков должны становится социально направленными:
• проектная деятельность (защита или презентация проектов)
• аукционы талантов или необычных (фантастических) идей; • конференции, диспуты, семинары и практикумы;
• литературные, театральные, поэтические, музыкальные, спортивные гостиные• игра-экспромт и заочные-путешествия;
• концерт-«молния»;
• акции «Подарок...» или «Помоги...» (другу, ветерану, младшим, детям детского дома, родителям и т. д.);
• «биржи труда» (знаний, инноваций, нераскрытых талантов);
• вечер творческих мастеров или фестивали творчества (народного, прикладного, технического);
• экскурсионные дни
Социально-психологическая помощь несовершеннолетним
Целью подпроекта является повышение эффективной социально-психологической помощи несовершеннолетним, улучшение координации деятельности различных структур, осуществляющих профилактическую работу с детьми девиантного поведения.
Профилактическая или шефская деятельность.
Например, шефство учеников 3—4-х классов над подготовительной к школе группой детей детского сада или учениками 1 -го класса. В данном случае можно использовать следующие виды деятельности:
— изготовление закладок, подставок для книг; ремонт игрушек, учебников и посильный ремонт мебели;
— проведение мини-бесед по правилам дорожного движения, соблюдения техники безопасности, ознакомлению с требованиями учебных программ и условий обучения на следующей ступени образования, об экологии, профилактике вредных привычек и личной гигиене и т. д.
Ежедневные добрые дела для учителей и одноклассников.
В любом образовательном учреждении каждому учителю и сотруднику ежедневно необходима помощь учеников (лицеистов, гимназистов, воспитанников).
Отрядный (классный) уголок призван:
— развивать активность ребят и разносторонне расширять их знания;
— помогать в воспитании хорошего вкуса и учить культуре оформления;
— пробуждать интерес к жизни своего коллектива.
Отрядный (классный) уголок — это совместное творчество классного руководителя и ребят. Он должен быть «говорящим», т. е. его содержание и рубрики должны меняться; уголок должен отражать различные стороны жизни класса (самообслуживание, спорт, участие в школьной жизни, награды, дни рождения, перспективы).
У каждого классного коллектива
должны быть свои традиции.
Желательно не путать законы коллектива с правилами поведения в школе (лицее) или с памятками по технике безопасности.
Это может быть набор веселых или юмористических правил, в которых «скрываются» реальные законы данного детского коллектива, например:
— В нашем классе закон есть простой: здесь мы поможем тебе стать звездой!
— Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.
— Если тебе хорошо, поделись с товарищем.
— Поспешишь — весь класс насмешишь.
— Классный руководитель — всему голова. Но голова держится на директорской шее.
— Хочешь есть — умей вертеться.
— Съел сам — помоги товарищу.
— Дорожи дружбой ребят в классе — это твое «ежечасное трехразовое питание».
— Заходя на урок, не думай, о секундах свысока.
Учитель может предложить ученикам своеобразную памятку «Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»:
1. Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
2. Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе (лицее, гимназии).
3. Помни, что учителя — твои старшие наставники, прислушивайся к их просьбам, советам и рекомендациям.
4. Будь непримирим к проявлениям жестокости, грубости и несправедливости со стороны ровесников или старшеклассников.
5. Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (курения, мелких краж, хулиганских поступков).
6. Помни — твой одноклассник в любых ситуациях твой одноклассник и друг! Приветствуй его везде и если нужно — окажи ему помощь не только в школе, но и на улице, в общественных местах.
7. Окажи помощь учителям в организации досуга младших школьников (на перемене, в группе продленного дня или по окончании учебных занятий).
8. Прими участие в оформлении классного уголка или классной (отрядной) газеты, ежедневной уборке классной комнаты (кабинета).
9. Не будь в стороне от интересных дел классного ученического самоуправления или детской общественной организации.
10. Прояви инициативу в активизации досуга одноклассников.
11. Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учебе.
12. Не забывай, что именно в твоем классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи! А что сделал ты, чтобы класс стал самым дружным?
В первом классе работа по созданию коллектива только начинается. Создается благоприятное воспитательное пространство, которое позволяет формировать духовно-развитую, творческую, нравственно и физически здоровой личности.
Совместная плодотворная работа школы, учителя и семьи помогает воспитать поколение, которое будет создавать историю нашей страны в ближайшие 100 лет.
Результативность такого взаимодействия во многом определяется способностью учителя строить собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, конструировать новое содержание и технологии обучения и воспитания.
Под современными принципами образования мы понимаем 4 основополагающих принципа, которые были сформулированы в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленное ЮНЕСКО:
- научиться жить (принцип жизнедеятельности);
- научиться жить вместе;
- научиться приобретать знания (в целом — общие; по ограниченному числу дисциплин — глубокие и на протяжении всей жизни);
- научиться работать (совершенствовать профессиональные навыки, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы
Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...
Роль внеурочной деятельности в формировании системы ценностей младшего школьника
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном об...
Роль учителя в формировании оценочной деятельности младших школьников
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учи...
Роль логического мышления в формировании мыслительных процессов младших школьников на уроках математики
Методическая разработка по теме "Роль логического мышления в формировании мыслительных процессов младших школьников на уроках математики"....
Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника.
Понятие семьи.Стили воспитания в семье. Влияние их на формирование самооценки ребёнка.Внутрисемейные психологические факторы,имеющие воспитательное значение....
Доклад "Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников".
Доклад для выступления на педсовете "Роль личности учителя в формировании познавательных интересов младших школьников"....
Роль учителя в формировании творческой личности младшего школьника
Одним из важнейших путей совершенствования процесса обучения является использование активной модели обучения, применение методов, технологий, приемов, комплекса элементов или отдельных элементо...