РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Мой дом, мой класс, моя страна
рабочая программа (2 класс)
Программа «Мой дом, мой класс, моя страна» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_dom_2_kl_ponomarenko.docx | 44.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель МО
_________В.В.Ярмолюк Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 18»
Протокол № _____ от _________С.С.Жосан г. Симферополя
«___» __________ 20__ г. «_____» __________ 20__ г. _____________ В. Н. Танова
Приказ № _____ от «___» __________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Мой дом, мой класс, моя страна
направление (социальное )
для 2-Г класса
Учитель: Пономаренко В.В.
Симферополь, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа «Мой дом, мой класс, моя страна» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Мой дом, мой класс, моя страна» является ступенью к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Мой дом, мой класс, моя страна» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России и Крыма в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского и родного народов, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы:
- комплексное изучение природы, истории и культуры родного края. Объектами изучения являются природа, историческое прошлое, культурное наследие Крымского полуострова;
- на основе краеведческого материала, лежащего в основе программы, позволить учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов;
- на основе связи природного и социально-культурного окружений, используя практическую направленность программы, привитие учащимся навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и культурно-сберегающими проблемами Крыма;
- создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей родины;
- формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, к малой Родине, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
В соответствии с Учебным планом, планом внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №18» на программу «Мой дом, мой класс, моя страна» в начальной школе (1-4 класс) выделяется 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 2—4 классах на курс «Мой дом, мой класс, моя страна» отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Данная программа является авторской. Программой предусмотрены учебные экскурсии и ряд практических работ, которые рассчитаны на использование местного краеведческого и природного материала. Обязательное выполнение предусмотренных настоящей программой учебных экскурсий и практических работ позволит наилучшим образом увязать полученные теоретические знания с практикой, подкрепит региональный теоретический учебный материал хорошо знакомыми местными примерами, будет способствовать более качественному запоминанию материала.
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
- Беседы
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов
Практические занятия:
- Экскурсии
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
- Выставки, конкурсы рисунков
- Изготовление буклетов, стенгазет, книжек-малюток
- Участие в акциях
Место проведения: школа, семья, музеи, театры.
Время проведения: занятия во внеурочное время.
Программа «Мой дом, мой класс, моя страна» реализуется с 1-го по 4-й классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные.
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иначе, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение» и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
В процессе учебных занятий должны быть сформированы такие личностные результаты, как социальная ответственность, нравственность, экологическая культура, патриотизм, гражданская ответственность.
Познавательные:
- умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.
Я и я - формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
- формировать правосознание, потребность в самообразовании, воспитании своих морально-волевых качеств;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах, гражданскую ответственность.
Предполагаемый результат деятельности:
- высокий уровень самосознания, самодисциплины;
- понимание учащимися ценности человеческой жизни: справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Я и семья - формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; уважение к членам семьи.
Предполагаемый результат деятельности:
-формирование представлений о том, что настоящий мужчина обладает решительностью, смелостью, благородством; настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Я и культура - формирование отношения к искусству.
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности;
- формировать эстетические вкусы, идеалы, понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Предполагаемый результат деятельности:
- умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
- занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного никла, участие в художественной самодеятельности.
Я и школа - формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательную готовность выполнять Устав школы;
- развивать познавательную активность.
Предполагаемый результат деятельности:
- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик»;
- выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу, умение пользоваться правами ученика.
Я и мое Отечество - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся;
- воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, мерность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит, гордится своей Родиной;
- изучение историко-культурного, духовного наследия, верность своему гражданскому долгу и готовность к защите Отечества.
Я и планета - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
-обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина России.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ ДОМ, МОЙ КЛАСС, МОЯ СТРАНА»
Внеурочная деятельность «Мой дом, мой класс, моя страна » предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания, развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, истории и традициях русского народа, о жизни страны, труде людей и родной природе.
Программа рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций», проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами, экскурсии в краеведческие музеи, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины, принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), а также организовывать теоретические и практические занятия для детей с родителями.
Программа «Мой дом, мой класс, моя страна» реализуется с 1-го по 4-й классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России:
- Я и школа
- Я и культура
- Я и я
- Я и семья
- Я и мое Отечество
- Я и планета
Содержание программы внеурочной деятельности «Мой дом, мой класс, моя страна»
2 класс
Я и школа (6 ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к школе.
Я люблю свою школу. По каким правилам мы живем в школе? Обязанности ученика в школе. Самый уютный класс. Десант чистоты и порядка. Школьная символика.
Конкурсы рисунков, сочинений, мини-проекты. Трудовой десант
Я и культура (4ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего края. Что посеешь, то и пожнёшь. Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи. Выпуск буклетов. Игры.
Я и я (4ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
Я и моя семья (4ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.
Здесь живет моя семья. Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка.
Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие.
Я и моё Отечество (11 ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к Отечеству.
Символы государства. Моя малая родина. Мой родной край. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). Наш город готовится к Новому году. О чем говорят названия улиц родного города. Мы и наши права. Богатырские забавы. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Я и планета (5ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к нашей планете Земля.
Осень в родном городе. Почему нужно помогать птицам? Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Экология нашего города.
Заготовка семян, вывешивание кормушек, выставки рисунков. Заочное путешествие.
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Мой дом, мой класс, моя страна»
Наименование разделов, тем | Основные виды деятельности, УУД |
Я и школа | Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
Я и культура | Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства |
Я и я | Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них. Умение находить гармоничные пути развития. |
Я и моя семья | Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков. |
Я и моё Отечество | Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохранение традиций предыдущих поколений. |
Я и планета | Анализ сезонных изменений в природе. Решение экологических проблем. Поиск способов решений различных ситуаций. |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Мой дом, мой класс, моя страна»
2 класс (34ч)
№ п/п | Тема занятия | 2 класс | Примечания | |
Дата по плану | Дата по факту | |||
1 четверть (8ч) Я и школа (4ч) | ||||
1. | Я люблю свою школу. | Конкурс рисунков. | ||
2. | По каким правилам мы живем в школе. | Игра | ||
3. | Обязанности ученика в школе. | Беседа | ||
4. | Самый уютный класс. | Конкурс минипроектов. | ||
Я и я (4ч) | ||||
5. | Я ученик . Беседа с творческим заданием | |||
6. | Мой портфель. | Игра-экспромт | ||
7. | Подумайте о других. | Беседа с элементами игры. | ||
8. | Игры на развитие произвольных процессов | |||
2 четверть (7ч) Я и планета (2ч) | ||||
9. | Осень в моем городе. Фотоконкурс. | |||
10. | Почему нужно помогать птицам в холода? | Заготовка семян | ||
Я и мое Отечество (5ч) | ||||
11. | Символы государства | |||
12. | Моя малая Родина. | |||
13. | Мой край родной | |||
14. | Знакомство с символами родного края ( герб, гимн, флаг) | |||
15. | Наш город готовится к встрече Нового года. | Экскурсия. | ||
3 четверть10(ч) Я и мое Отечество (1ч) | ||||
16. | О чем говорят названия улиц родного города? | Конкурс рисунков. | ||
Я и культура (4ч) | ||||
17. | Родной край в древности. | Экскурсия в краеведческий музей | ||
18. | Поэты и писатели нашего края. | Конкурс чтецов. Встреча с поэтами | ||
19. | Что посеешь, то и пожнёшь. | Беседа с элементами игры | ||
20. | Широкая Масленица. | Игра | ||
Я и школа (2ч) | ||||
21. | Школьная символика | |||
22. | Десант чистоты и порядка | Уборка класса, пришкольной территории | ||
Я и моя семья (2ч) | ||||
23. | Здесь живет моя семья. | Заочное путешествие. | ||
24. | Здесь живет моя семья. | Конкурс рисунков. | ||
4 четверть- 9 (9ч) Я и моя семья (2ч) | ||||
25. | Я помощник в своей семье. | Беседа с элементами игры. | ||
26. | Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. | |||
Я и моё Отечество (5ч) | ||||
27. | Мы и наши права. | Игра | ||
28. | Богатырские забавы. | Конкурс-соревнование | ||
29. | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | Экскурсия в школьный музей | ||
30. | Герои Советского союза – наши земляки. | Урок мужества | ||
31. | Открытки ветерану. | |||
Я и планета (3ч) | ||||
32. | Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. | |||
33. | День птиц. | Вывешивание скворечников | ||
34. | Экология нашего края. | Беседа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Голубева Т. С. О днях воинской славы и памятных датах России/ Т. С. Голубева // Начальная школа. – 2006. - №4.
- Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М.: Ипекса, 2000. – 286с.
- Когонашвили К.К. Краткий словарь истории Крыма / Симферополь, «БИЗНЕС-ИНФОРМ» - 1995г.
- Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма / Симферополь, «БИЗНЕС-ИНФОРМ» - 1997г.
- Рудяков А.Н., Казарин В.П./ Крым. Поэтический атлас. – Симферополь: Таврия, 1989г.
- Составитель Филатова М.С. / Легенды Крыма. / Симферополь, «БИЗНЕС-ИНФОРМ» - 1998г
- Редактор – составитель Тархов А.Е./ Симферопольский альбом./ Симферополь: Таврия, 1989г
Перечень наглядных средств обучения
1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн РК».
3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
4. Буклет «Региональные символы».
5. Портрет президента В.В.Путина.
6. Географические карты РФ, области, города.
7. Географические карты РФ, области, города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Путешествие по стране прав человека"
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаий А. Бочарова Младшим школьникам о праве...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «История моей страны» 2 класс
Программа внеурочной деятельности “История моей страны” (духовно-нравственное направление) для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта началь...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...