Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология"
рабочая программа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология" для 3 и 4 классов. В ней представлены планируемые результаты, тематическое планирование и КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая Программа "Моя первая экология" | 64.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Павловская основная школа»
РАССМОТРЕНО методического объединения учителей начальных классов Руководитель __________/Таскина Л.Е./ Протокол № 1 от 30.08.2017г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________/Тарасенкова О.Л./
30.08.2017г. | УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания педагогического совета №1 от 30.08.2017г.
Председатель педсовета __________/Матюшина И.П./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Купреевой Валентины Николаевны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории,
по внеурочной деятельности
«Моя первая экология»
ДЛЯ 2 КЛАССА
/базовый уровень/
НА 2017 / 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
приказом директора
по МБОУ «Павловская основная школа»
№ 150-ОД от 30.08.2017г.
2017 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Павловская основная школа»
РАССМОТРЕНО методического объединения учителей начальных классов Руководитель __________/Таскина Л.Е./ Протокол № 1 от 31.08.2018г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________/Тарасенкова О.Л./
31.08.2018г. | УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания педагогического совета №1 от 31.08.2018г.
Председатель педсовета __________/Матюшина И.П./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Купреевой Валентины Николаевны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории,
по внеурочной деятельности
«Моя первая экология»
ДЛЯ 4 КЛАССА
/базовый уровень/
НА 2018 / 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
приказом директора
по МБОУ «Павловская основная школа»
№ 150-ОД от 31.08.2018г.
2018 г.
- Данная программа разработана на основе
1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. № 373
3.Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
4.Сборника программ внеурочной деятельности. 1-4 классы /Под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Вентана -Граф, 2015.
5.Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой. 2015 г.
6.Образовательной программы МБОУ «Павловская основная школа» на 2018-2019 учебный год.
7.Учебного плана МБОУ «Павловская основная школа» на 2018- 2019 учебный год.
2. Используемый УМК
1. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы /Под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Вентана -Граф, 2015.
2. Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
3. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2014
4. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
3.Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами освоения программы являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
4. Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Моя первая экология» учащиеся НАУЧАТСЯ:
- причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;
- знать что такое браконьерство;
- экологические проблемы города;
- как человек влияет на природные экосистемы;
- простейшую классификацию экологических связей;
- охраняемые государством природные территории своего родного края;
- правила разумного отношения к окружающей среде;
Получат возможность:
-устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- классифицировать экологические связи;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- составлять экологические модели;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
-оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для сохранения природного окружения и своего здоровья;
-для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социоприродной среде;
- при обращении с живыми организмами.
Для реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный - анализ творческих работ, конкурс рисунков;
итоговый – открытые занятия, экологические праздники, коллективные творческие дела.
5. Содержание
Содержание программы курса «Моя первая экология» направлено на:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
3 класс
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий (5ч)
1.1 Готовимся наблюдать и изучать
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.
1.2 Какие качества необходимы юному исследователю
Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
1.3 Учимся наблюдать
Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
1.4 Тренируем наблюдательность
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
1.5 Десять заповедей друзей леса
Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.
Раздел 2. Природа в наших ощущениях (8ч)
2.1 Как мы воспринимаем окружающий мир
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.
2.2 Тренируем органы чувств
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.
2.3 Какого цвета лес?
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.
2.4 Что такое гармония?
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
2.5 Рисуем впечатления
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
2.6 Учимся пользоваться приборами
Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.
2.7 «Микроскоп» из пластикового стаканчика
Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
2.8 Игра «Давайте познакомимся»
Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.
Раздел 3. Геометрия живой природы(7ч)
3.1 Что такое симметрия?
Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).
3.2 Лучевая симметрия
Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.
3.3 Живая спираль
Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).
3.4 Такие разные листья
Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.
3.5 Различаем деревья по кроне
Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.
3.6 О кронах, густых и ажурных
Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).
3.7 Организм и среда обитания
Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Раздел 4. Природа и её обитатели (8ч)
4.1 Учимся планировать наблюдение
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.
4.2 Наблюдаем за животными
Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.
4.3 Изучаем условия обитания растений
Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).
4.4 Всё связано со всем
Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).
4.5 – 4.6 Изучаем поведение животных и растений
Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.
4.7 Чья «столовая»?
Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.
4.8 Что и кто влияет на живой организм?
Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.
Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Раздел 5. Лесные ремёсла (6ч)
5.1 Лес в работе народных умельцев
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
5.2 Лесные мотивы
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
5.3- 5.4 Животные и растения в народном творчестве
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
5.5 Лесная палитра
Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
5.6 Лес — кормилец и врачеватель
Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
4класс
Раздел 1. Дом, в котором я живу (16ч)
1.1 Поговорим о доме
Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют.
1.2 «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная…»
Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»).
1.3 Мой дом — моя крепость
Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища человека, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) человека, постоянное жилище, переносное жилище.
1.4 Изучение убежищ различных видов животных
Цель занятия: познакомить детей с тем, что у различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.) существуют различные убежища.
1.5 Жилище первобытных людей
Цель занятия: познакомить детей как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.
1.6 Городской дом в разные эпохи
Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах как изменялись городские дома в разные эпохи
1.7 «Что нам стоит дом построить...»
Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы, многоэтажный дом, коттедж, право на жильё.
1.8 «А у нас в квартире газ, а у вас?»
Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.
1.9 Дом — это не только стены
Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек — жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.
1.10 Дом, в котором я бы хотел жить
Цель занятия: создание творческого проекта города своей мечты.
1.11 Семейные традиции и праздники
Цель занятия: составлять небольшие тексты о семье: отдыхе, семейных традициях.
1.12 «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»
Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных материалов. Основные понятия: домашняя утварь, посуда, природные материалы, синтетические материалы.
1.13 «Своя рубашка ближе к телу»
Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды.
1.14 Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги
Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных, браконьерство, исчезающие виды.
1.15 «Чудо в перьях»
Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды.
1.16 Домашняя инвентаризация
Цель занятия: состоит в том, чтобы выявить предназначение вещей в доме.
Раздел 2. О городах и горожанах (18ч)
2.1 Жизнь древних племен
Цель занятия: познакомить школьников с кочевым образом жизни древних племён, переходом некоторых племён к осёдлой жизни, возникновением первых поселений.
2.2 Как люди жили в старину
Цель занятия: умение воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании события, связанные с историей.
2.3 Дом тянется к дому — получается город
В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города. Основные понятия: поселения человека, город.
2.4 Крестьянское жилище.
Цель занятия: познакомить с бытом крестьян
2.5 Крестьянская утварь
Цель занятия: наглядно показать бытовые условия жизни крестьян.
2.6 Как «растёт» город
Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоящего времени — стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.
2.7 Как «живёт» город
В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать, что поступает в город (продукты, сырьё, топливо и т. п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь
различные промышленные и бытовые отходы).
2.8 Города-государства
Основная цель занятия — познакомить учащимся с городами – государствами.
2.9 Разные города -разные люди
Цель занятия: рассказать о влиянии города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
2.10 «Сначала человек строит город, а потом...»
В ходе занятия школьники устанавливают, в чём заключается влияние городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех, кто живёт в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители.
2.11 Выявление уровня шума в разных районах города
Цель занятия: определить уровень шума в разных районах города
2.12 Будущее города — город будущего
Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего.
2.13-2.14 «Город будущего»
Основная цель занятия создание проекта своего города будущего.
2.15 Экологические проблемы города
Цель занятия: познакомить школьников с такими экологическими проблемами как загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
2.16 Определение загрязнения воздуха
Цель занятия: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
2.17-2.18 Мой любимый город
Цель занятия: создать проект достопримечательностей своего города.
6. Тематический план
Часов в неделю - 1ч., в год - 34ч.
ИТОГО: 68ч
3класс
«Экология в красках и формах»
4 класс
«Дом, в котором я живу»
№ п/п | Наименование темы | Универсальные учебные действия | |
4 кл. | |||
1. | Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. | 6 | формирование элементарных представлений об экологии жилища; формирование понятия о доме в его прямом и переносном значении; приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды; знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии; знать что такое браконьерство; составлять план простейшего исследования. |
2. | О городах и горожанах: человек в городе. | 4 | рассказывать о возникновении первых поселений; называть какие происходят изменения естественной (природной) среды в городе; знать экологические проблемы города; указывать, как город влияет на образ жизни человека; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. |
3. | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы. | 7 | формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы; моделировать экосистемы; знать, как человек влияет на природные экосистемы; называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека. |
4. | В сетях жизни: многообразие экологических связей. | 6 | знать простейшую классификацию экологических связей; иметь элементарные представления о пищевой пирамиде; иметь представления о способах общения животных; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. |
5. | Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. | 11 | иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических проблем; иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; знать охраняемые государством природные территории своего родного края; знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде; составлять план исследования; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. |
ИТОГО: | 34 |
|
7.Календарно-тематическое планирование
3 класс.
№ п/п | Дата по плану | Дата факти чески | Название раздела | Тема занятия |
Первые шаги по тропинке открытий | ||||
1 | 06.09 | Введение в экологию | ||
2 | 13.09 | Учимся наблюдать | ||
3 | 20.09 | Десять заповедей друзей леса | ||
4 | 27.09 | Экскурсия в природу | ||
5 | 04.10 | Экскурсия в природу | ||
Геометрия живой природы | ||||
6 | 11.10 | Что такое симметрия? | ||
7 | 18.10 | Лучевая симметрия | ||
8 | 25.10 | Различаем деревья по кроне | ||
9 | 01.11 | О кронах, густых и ажурных | ||
10 | 15.11 | Экскурсия в природу | ||
Природа наших ощущений | ||||
11 | 21.11 | Тренируем органы чувств | ||
12 | 29.11 | Что такое гармония? | ||
13 | 06.12 | Учимся пользоваться приборами | ||
14 | 13.12 | «Микроскоп» из пластикового стаканчика | ||
15 | 20.12 | Экскурсия в природу | ||
Природа и её обитатели | ||||
16 | 27.12 | Учимся планировать наблюдение | ||
17 | 17.01 | Изучаем условия обитания животных | ||
18 | 24.01 | Изучаем условия обитания растений | ||
19 | 31.01 | Всё связано со всем | ||
20 | 07.02 | Всё связано со всем | ||
21 | 14.02 | Изучаем поведение животных и растений | ||
22 | 21.02 | Чья «столовая»? | ||
23 | 28.02 | Что и кто влияет на живой организм? | ||
24 | 07.03 | Экскурсия в природу | ||
Лесные ремёсла | ||||
25 | 14.03 | Традиционные народные промыслы, связанные с лесом | ||
26 | 21.03 | Лесные мотивы | ||
27 | 04.04 | ?Антропоморфизм в народном творчестве | ||
28 | 11.04 | Лесная палитра | ||
29 | 18.04 | Лес – кормилец и врачеватель | ||
30 | 25.04 | Лес – кормилец и врачеватель | ||
31 | 16.05 | Экскурсия. По родным местам | ||
32 | 23.05 | Экскурсия. По родным местам | ||
33 | 30.05 | Экскурсия. По родным местам
| ||
34 |
7.Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ урока | Дата занятия | Наименование тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | |
По плану | Фактически | |||
1 | 05.09 | Поговорим о доме | Приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды. Называть причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии. Наблюдать за убежищами различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.). Записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления. терпение, точность, сотрудничество). Составлять план простейшего исследования. Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов. | |
2 | 12.09 | «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная...» | ||
3 | 19.09 | Мой дом — моя крепость | ||
4 | 26.09 | «Что нам стоит дом построить...». Проект «Дом, в котором я бы хотел жить» | ||
5 | 03.10 | «А у нас в квартире газ, а у вас?» | ||
6 | 10.10 | Дом — это не только стены. Практическая работа «Домашняя инвентаризация» | ||
7 | 17.10 | «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...» | ||
8 | 24.10 | «Своя рубашка ближе к телу» | ||
9 | 31.10 | Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги | ||
10 | 14.11 | «Чудо в перьях» | ||
11 | 21.11 | Дом тянется к дому — получается город | Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы. Рассказывать о возникновении первых поселений. Называть какие происходят изменения естественной (природной) среды в городе. Наблюдать за уровнем шума в различных районах города. Определять загрязнение воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином. Указывать, как город влияет на образ жизни человека. Проектировать микрорайон школы с учётом потребностей его жителей. Выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм. Оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. | |
12 | 28.11 | Как «растёт» город | ||
13 | 05.12 | Как «живёт» город. Практическая работа «Определение загрязнения воздуха» | ||
14 | 12.12 | «Сначала человек строит город, а потом...» | ||
15 | 19.12 | Будущее города — город будущего | ||
16 | 26.12 | О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой | Иметь представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом. Моделировать экосистемы. Называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека. Наблюдать за связями организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города). Изготавливать модель, демонстрирующую распускание цветков водных растений; модель, имитирующую какой-либо объект или явление. Составлять композиции из комнатных растений. | |
17 | 16.01 | От кочки до оболочки | ||
18 | 23.01 | Под пологом леса | ||
19 | 30.01 | «Всяк кулик своё болото хвалит» | ||
20 | 06.02 | Для кого пуста пустыня? | ||
21 | 13.02 | О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных | ||
22 | 20.02 | Кто живёт рядом с нами? | ||
23 | 27.02 | «И кормилица, и вдохновительница» | ||
24 | 06.03 | Там, где ступала нога человека. Практическая работа «Я и моя окружающая среда» | ||
25 | 13.03 | Соседи по планете | Наблюдать за поведением птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак. Работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений. Оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. Моделировать отношения в птичьей стае. | |
26 | 20.03 | О нитях, сплетающихся в сети | ||
27 | 03.04 | Вместе безопаснее | ||
28 | 10.04 | «И вместе не тесно, и врозь - скучно» | ||
29 | 17.04 | «Информатика» для волка | ||
30 | 24.04 | Школа под открытым небом | ||
31 | 08.05 | Наши общие проблемы. Практическая работа «Вода, которую мы теряем». | Знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде. Составлять план исследования. Оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. Выявлять наиболее замусоренные территории в городе (микрорайоне); установливать причины замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.). | |
32 | 15.05 | Что происходит с отходами, которые производят люди? | ||
33 | 22.05 | Аукцион идей «Вторая жизнь отходов» | ||
34 | 29.05 | Будь достойным жителем Земли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» (В.А. Самкова)
Программа курса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании программы внеурочной деяте...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» 3 класс
Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса
Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...