Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология"
рабочая программа

Купреева Валентина Николаевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология" для 3 и 4 классов. В ней представлены планируемые результаты, тематическое планирование и КТП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Павловская основная школа»

РАССМОТРЕНО
на заседании

методического

объединения учителей

начальных классов

Руководитель

__________/Таскина Л.Е./

Протокол № 1

от 30.08.2017г.

СОГЛАСОВАНО

  Заместитель

директора по УВР

________/Тарасенкова О.Л./

 

 30.08.2017г.

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания

педагогического совета №1

 от   30.08.2017г.

 

Председатель педсовета

__________/Матюшина И.П./                    

                         

         

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Купреевой Валентины Николаевны,

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории,

по внеурочной деятельности

«Моя первая экология»

ДЛЯ 2  КЛАССА

/базовый уровень/

НА 2017 / 2018   УЧЕБНЫЙ ГОД

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ

приказом директора

по МБОУ  «Павловская основная школа»

№ 150-ОД от 30.08.2017г.

2017 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Павловская основная школа»

РАССМОТРЕНО
на заседании

методического

объединения учителей

начальных классов

Руководитель

__________/Таскина Л.Е./

Протокол № 1

от 31.08.2018г.

СОГЛАСОВАНО

  Заместитель

директора по УВР

________/Тарасенкова О.Л./

 

 31.08.2018г.

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания

педагогического совета №1

 от   31.08.2018г.

 

Председатель педсовета

__________/Матюшина И.П./                    

                         

         

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Купреевой Валентины Николаевны,

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории,

по внеурочной деятельности

«Моя первая экология»

ДЛЯ  4 КЛАССА

/базовый уровень/

НА 2018 / 2019   УЧЕБНЫЙ ГОД

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ

приказом директора

по МБОУ  «Павловская основная школа»

№ 150-ОД от 31.08.2018г.

2018 г.

  1. Данная программа разработана на основе

 

1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. № 373

3.Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

4.Сборника программ внеурочной деятельности. 1-4 классы  /Под ред. Н.Ф.Виноградовой. —   М.: Вентана -Граф, 2015.  

5.Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой. 2015 г.

6.Образовательной  программы  МБОУ «Павловская основная школа» на 2018-2019 учебный год.

7.Учебного плана МБОУ «Павловская основная школа» на 2018- 2019 учебный год.

 

2. Используемый УМК

1.  Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы  /Под ред. Н.Ф.Виноградовой. —   М.: Вентана -Граф, 2015.  

2.  Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

3. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2014

 4.  Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009

 3.Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностными результатами освоения программы являются:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— формирование  приёмов  работы  с  информацией,  что  включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной  задачей,  а  также  понимание информации,  представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

— в  ценностно-ориентационной  сфере  —  сформированность  представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего

изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

4. Планируемые   результаты освоения  программы  

В результате изучения курса «Моя первая экология»  учащиеся  НАУЧАТСЯ:

- причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;

- знать что такое браконьерство;

- экологические проблемы города;

- как человек влияет на природные экосистемы;

- простейшую классификацию экологических связей;

- охраняемые государством природные территории своего родного края;

- правила разумного отношения к окружающей среде;

 Получат возможность:

-устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей  на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

     - классифицировать  экологические связи;

-  выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- составлять экологические модели;

     - заботиться о здоровом образе жизни;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;

-оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для сохранения природного окружения и своего здоровья;

     -для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социоприродной среде;

- при обращении с живыми организмами.

Для реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в  процессе занятий;

промежуточный - анализ творческих работ, конкурс рисунков;

итоговый – открытые занятия, экологические праздники, коллективные творческие дела.

5. Содержание  

Содержание программы курса «Моя первая экология» направлено на:

 развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

 формирование представлений о природе как универсальной ценности;

 изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

 развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

 развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

 развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

 формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

 вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

3 класс

Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий (5ч)

1.1 Готовимся наблюдать и изучать  

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.

1.2 Какие качества необходимы юному исследователю

Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.

1.3 Учимся наблюдать

Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

1.4 Тренируем наблюдательность

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

1.5 Десять заповедей друзей леса

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

Раздел 2. Природа в наших ощущениях  (8ч)

2.1 Как мы воспринимаем окружающий мир

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.

2.2 Тренируем органы чувств

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.

2.3 Какого цвета лес?

Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.

2.4 Что такое гармония?

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».

Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.

2.5 Рисуем впечатления

Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.

2.6 Учимся пользоваться приборами

Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.

2.7 «Микроскоп» из пластикового стаканчика

Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

2.8 Игра «Давайте познакомимся»

Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.

Раздел 3. Геометрия живой природы(7ч)

3.1 Что такое симметрия?

Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).

3.2 Лучевая симметрия

Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.

3.3 Живая спираль

Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).

3.4 Такие разные листья

Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.

3.5 Различаем деревья по кроне

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.

3.6 О кронах, густых и ажурных

Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).

3.7 Организм и среда обитания

Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Раздел 4. Природа и её обитатели (8ч)

4.1 Учимся планировать наблюдение

Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.

4.2 Наблюдаем за животными

Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.

4.3 Изучаем условия обитания растений

Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).

4.4 Всё связано со всем

Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).

4.5 – 4.6 Изучаем поведение животных и растений

Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.

4.7 Чья «столовая»?

Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.

4.8 Что и кто влияет на живой организм?

Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.

Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

Раздел 5. Лесные ремёсла (6ч)

5.1 Лес в работе народных умельцев

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.

5.2 Лесные мотивы

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.

5.3- 5.4 Животные и растения в народном творчестве

Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).

5.5 Лесная палитра

Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

5.6 Лес — кормилец и врачеватель

Лесное «меню». Лекарственные растения леса.

  4класс

Раздел 1. Дом, в котором я живу (16ч)

1.1 Поговорим о доме

Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют.

1.2 «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная…»

Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»).

1.3 Мой дом — моя крепость

Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища человека, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) человека, постоянное жилище, переносное жилище.

1.4 Изучение убежищ различных видов животных

Цель занятия: познакомить детей с тем, что у различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.) существуют различные убежища.

1.5 Жилище первобытных людей

Цель занятия: познакомить детей как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.

1.6 Городской дом в разные эпохи

Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах как изменялись городские дома в разные эпохи

1.7 «Что нам стоит дом построить...»

Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы, многоэтажный дом, коттедж, право на жильё.

1.8 «А у нас в квартире газ, а у вас?»

Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.

1.9 Дом — это не только стены

Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек — жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.

1.10 Дом, в котором я бы хотел жить

Цель занятия: создание творческого проекта города своей мечты.

1.11 Семейные традиции и праздники

Цель занятия: составлять небольшие тексты о семье: отдыхе, семейных традициях.

1.12 «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»

Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных материалов. Основные понятия: домашняя утварь, посуда, природные материалы, синтетические материалы.

1.13 «Своя рубашка ближе к телу»

Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды.

1.14 Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги

Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных, браконьерство, исчезающие виды.

1.15 «Чудо в перьях»

Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды.

1.16 Домашняя инвентаризация

Цель занятия: состоит в том, чтобы выявить предназначение вещей в доме.

Раздел 2. О городах и горожанах (18ч)

2.1 Жизнь древних племен

Цель занятия: познакомить школьников с кочевым образом жизни древних племён, переходом некоторых племён к осёдлой жизни, возникновением первых поселений.

2.Как люди жили в старину

Цель занятия: умение воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании события, связанные с историей.

2.3 Дом тянется к дому — получается город

В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города. Основные понятия: поселения человека, город.

2.4 Крестьянское жилище.

Цель занятия: познакомить с бытом крестьян

2.5 Крестьянская утварь

Цель занятия: наглядно показать бытовые условия жизни крестьян.

2.6 Как «растёт» город

Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоящего времени — стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.

2.7 Как «живёт» город

В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать, что поступает в город (продукты, сырьё, топливо и т. п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь

различные промышленные и бытовые отходы).

2.8 Города-государства

Основная цель занятия — познакомить учащимся с городами – государствами.

2.9 Разные города -разные люди

Цель занятия: рассказать о влиянии города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.

2.10 «Сначала человек строит город, а потом...»

В ходе занятия школьники устанавливают, в чём заключается влияние городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех, кто живёт в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители.

2.11 Выявление уровня шума в разных районах города

Цель занятия: определить уровень шума в разных районах города

2.12 Будущее города — город будущего

Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего.

2.13-2.14 «Город будущего»

Основная цель занятия создание проекта своего города будущего.

2.15 Экологические проблемы города

Цель занятия: познакомить школьников с такими экологическими проблемами как загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.

2.16 Определение загрязнения воздуха

Цель занятия: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.

2.17-2.18 Мой любимый город

Цель занятия: создать проект достопримечательностей своего города.

6. Тематический план

     Часов в неделю - 1ч., в год - 34ч.

       ИТОГО: 68ч

3класс

«Экология в красках и формах»

п/п

  Наименование темы  

Количество часов

Универсальные учебные действия

1.

Первые шаги по тропинке открытий.

5

работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;

записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления;

вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество);

применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

2.

Геометрия живой природы.

5

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

соотносить форму и свойства различных природных объектов;

выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;

устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.

3.

Природа в наших ощущениях.

5

изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;

проводить наблюдения за природными объектами;

работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;

выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм; сообщения;

4.

Природа и её обитатели

8

планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;

составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

5.

Лесные ремёсла.

11

приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;

различать предметы наиболее известных народных промыслов;

приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

ИТОГО:

34

 4 класс

«Дом, в котором я живу»

№ п/п

Наименование темы  

Универсальные учебные действия

4 кл.

1.

Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда.

6

 формирование элементарных представлений об экологии жилища;

 формирование понятия о доме в его прямом и переносном значении;

 приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды;

 знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;

 знать что такое браконьерство;

 составлять план простейшего исследования.

2.

О городах и горожанах: человек в городе.

4

 рассказывать о возникновении первых поселений;

 называть какие происходят изменения естественной (природной) среды в городе;

 знать экологические проблемы города;

 указывать, как город влияет на образ жизни человека;

 оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

3.

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.

7

 формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы;

 моделировать экосистемы;

 знать, как человек влияет на природные экосистемы;

 называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

4.

В сетях жизни: многообразие экологических связей.

6

 знать простейшую классификацию экологических связей;

 иметь элементарные представления о пищевой пирамиде;

 иметь представления о способах общения животных;

 оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

5.

Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.

11

 иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических проблем;

 иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы;

 знать охраняемые государством природные территории своего родного края;

 знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде;

 составлять план исследования;

 оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

ИТОГО:

34

 

 

7.Календарно-тематическое планирование

3 класс.

п/п

Дата по плану

Дата факти

чески

Название раздела

Тема занятия

Первые шаги по тропинке открытий

1

06.09

Введение в экологию

2

13.09

Учимся наблюдать

3

20.09

Десять заповедей друзей леса

4

27.09

Экскурсия в природу

5

04.10

Экскурсия в природу

Геометрия живой природы

6

11.10

Что такое симметрия?

7

18.10

Лучевая симметрия

8

25.10

Различаем деревья по кроне

9

01.11

О кронах, густых и ажурных

10

15.11

Экскурсия в природу

Природа наших ощущений

11

21.11

Тренируем органы чувств

12

29.11

Что такое гармония?

13

06.12

Учимся пользоваться приборами

14

13.12

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

15

20.12

Экскурсия в природу

Природа и её обитатели

16

27.12

Учимся планировать наблюдение

17

17.01

Изучаем условия обитания животных

18

24.01

Изучаем условия обитания растений

19

31.01

Всё связано со всем

20

07.02

Всё связано со всем

21

14.02

Изучаем поведение животных и растений

22

21.02

Чья «столовая»?

23

28.02

Что и кто влияет на живой организм?

24

07.03

Экскурсия в природу

Лесные ремёсла

25

14.03

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом

26

21.03

Лесные мотивы

27

04.04

?Антропоморфизм в народном творчестве

28

11.04

Лесная палитра

29

18.04

Лес – кормилец и врачеватель

30

25.04

Лес – кормилец и врачеватель

31

16.05

Экскурсия. По родным местам

32

23.05

Экскурсия. По родным местам

33

30.05

Экскурсия. По родным местам

 

34

7.Календарно-тематическое планирование

4 класс

урока

Дата занятия

Наименование тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

По плану

Фактически

1

05.09

Поговорим о доме

Приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды.

Называть  причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии.

Наблюдать за убежищами различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).

 Записывать  и  зарисовывать  наблюдаемые

объекты и явления.

терпение, точность, сотрудничество).

Составлять план простейшего исследования.

Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.

2

12.09

«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная...»

3

19.09

Мой дом — моя крепость

4

26.09

«Что нам стоит дом построить...». Проект «Дом, в котором я бы хотел жить»

5

03.10

«А у нас в квартире газ, а у вас?»

6

10.10

Дом — это не только стены. Практическая работа «Домашняя инвентаризация»

7

17.10

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»

8

24.10

«Своя рубашка ближе к телу»

9

31.10

Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги

10

14.11

«Чудо в перьях»

11

21.11

Дом тянется к дому — получается город

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы. Рассказывать о возникновении первых поселений.

Называть какие происходят изменения естественной (природной) среды в городе.

Наблюдать за уровнем шума в различных районах города.

Определять загрязнение воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.

Указывать, как город влияет на образ жизни человека.

Проектировать микрорайон школы с учётом потребностей

его жителей.

Выражать свои эмоции и чувства, возникающие во

время  общения  с  природой,  с  помощью

художественного  слова,  рисунка,  малых  пластических

форм.

Оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

12

28.11

Как «растёт» город

13

05.12

Как «живёт» город. Практическая работа «Определение загрязнения воздуха»

14

12.12

«Сначала человек строит город, а потом...»

15

19.12

Будущее города — город будущего 

16

26.12

О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой

Иметь представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом.

Моделировать экосистемы.

Называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

Наблюдать  за связями организма и окружающей его среды

(на примере наблюдений за растениями и животными города).

Изготавливать модель, демонстрирующую распускание цветков водных растений;

модель, имитирующую какой-либо объект или явление.

Составлять композиции из комнатных растений.

17

16.01

От кочки до оболочки

18

23.01

Под пологом леса

19

30.01

«Всяк кулик своё болото хвалит»

20

06.02

Для кого пуста пустыня?

21

13.02

О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных

22

20.02

Кто живёт рядом с нами?

23

27.02

«И кормилица, и вдохновительница»

24

06.03

Там, где ступала нога человека. Практическая работа «Я и моя окружающая среда»

25

13.03

Соседи по планете

Наблюдать за поведением птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак.

Работать  с  различными  приборами  и

оборудованием,  необходимым  для  проведения  в

природе наблюдений и измерений. Оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

Моделировать отношения в птичьей стае.

26

20.03

О нитях, сплетающихся в сети

27

03.04

Вместе безопаснее

28

10.04

«И вместе не тесно, и врозь - скучно»

29

17.04

«Информатика» для волка

30

24.04

Школа под открытым небом

31

08.05

Наши общие проблемы. Практическая работа «Вода, которую мы теряем».

Знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде.

Составлять план исследования.

Оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. Выявлять  наиболее замусоренные территории в городе (микрорайоне); установливать причины замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).

32

15.05

Что происходит с отходами, которые производят люди?

33

22.05

Аукцион идей «Вторая жизнь отходов»

34

29.05

Будь достойным жителем Земли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» (В.А. Самкова)

Программа курса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  начального общего образования на основании программы внеурочной деяте...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» 3 класс

Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса

Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...