Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Мартыненко Елена Николаевна

Программа реализуется через следующие формы занятий:

 • ситуационная игра,

 • образно-ролевые игры,

 • исследовательская деятельность,

• урок-практикум,

• дискуссия, обсуждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pervaya_ekologiya_2018.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родинская средняя общеобразовательная школа №2»

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________/ ______ 

Протокол

от  «__»______201_ г.  № ___

СОГЛАСОВАНО

Методический совет

МБОУ «РСОШ №2»

Протокол

от  «__»______201_ г.  № ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «РСОШ №2»

_________/ ___________

Приказ № ___

от «__»__________201__ г.

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности «Моя первая экология»  3 а класс

начального общего образования на 2018/2019 учебный год

общеинтеллектуальное направление

Рабочая программа  разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.:;

 

Автор курса: В.А.Самкова «Моя первая экология», Вентана Граф, 2011 г.

Составитель: Мартыненко Елена Николаевна, учитель начальной школы первой квалификационной категории

Родино 2018

 

Правовыми основаниями проектирования содержания рабочей программы  являются:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями от 26.11.2011 №1241 (редакция от 31.12.2015 №1576);
  • Постановления  Главного государственного санитарного врача РФ от  24 ноября  2015  г.  №81  «О  внесении  изменений  №3  в  СанПиН  2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования  к  условиям  и  организации  обучения,  содержания  в  общеобразовательных учреждениях»;
  • Письма  Департамента  общего  образования  от  12.05.2011  №  03-296  «Об  организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»;
  • Приказа  Минобрнауки  России  от  31  декабря  2015  г.  №  1576  «О  внесении  изменений  в ФГОС НОО», утверждённый приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009  г. № 373.
  1. в соответствии с:
  • Основными  образовательными  программами  начального  общего  образования МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2»;
  1. с учётом:
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования  http://fgosreestr.ru  /Одобрены  решением  федерального  учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04. 2015 №1/15).
  •      Программа разработана на основе  авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Планируемые результаты

Личностными результатами являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

 Содержание курса

Программа реализуется через следующие формы занятий:

 • ситуационная игра,

 • образно-ролевые игры,

 • исследовательская деятельность,

• урок-практикум,

• дискуссия, обсуждение.

Дом, в котором я живу

Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего

«дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.  Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.  «Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе —

принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных. Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.

Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).

Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».

Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».

О городах и горожанах: человек в городе

Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства.

Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий.  «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.

Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.

Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе. Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.

Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.

Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.

Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей

его жителей. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии:

как устроены экологические системы Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека.

Организм как система.  Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природ-

ной экосистемы. Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся  в сложных климатических условиях; их сходство и различие.      Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды

(на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).

Практические работы:

— «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо

или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;

— изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;

— изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору учащегося);

— составление композиции из комнатных растений.

Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные экосистемы»); «Экологический театр», «Узнай меня».

В сетях жизни: многообразие экологических связей.

 Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).

Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарное представление о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.

Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых.

Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.  Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.

Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.

Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.

Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.

Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою

семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр».

Общий дом — общие проблемы:

почему возникают и как решаются экологические проблемы

Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:   изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».


Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

        Тема

Количество часов

Примечания

Аудиторные

Неаудиторные

1

Тема 1.

Дом, в котором я живу: человек и окружающая  его среда. ( 6 ч)

Поговорим о доме.

1

2

«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная…»

1

3

Мой дом – моя крепость.

1

4

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только…»

1

5

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только…»

1

6

«Чудо в перьях»

1

7

Тема 2 О городах и горожанах:  человек в городе.  ( 6 ч)

 Дом тянется к дому – получается город.

1

8

Как «растёт» город

1

9

Как «живёт» город

1

10

 «Сначала человек строит город, а потом...»

1

11

12

Будущее города — город будущего

1

13

Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии. ( 10 ч)

О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой

1

14

Под пологом леса

1

15

«Всяк кулик своё болото хвалит»

1

16

Для кого пуста пустыня?

1

17

О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных

1

18

Кто живёт рядом с нами?

1

19

20

«И кормилица, и вдохновительница»

1

21

Там, где ступала нога человека

1

22

Экскурсия на природу.

1

23

Тема 4. В сетях жизни (8 ч)

Соседи по планете

1

24

О нитях, сплетающихся в сети

1

25

Вместе  безопаснее.

1

26

«И вместе не тесно, и врозь — скучно»

1

27

«Информатика» для волка

1

28-29

Школа под открытым небом

1

30

Экскурсия на природу.

1

31

Тема 5. Общий дом — общие проблемы (4 ч)

Наши общие проблемы

1

32

Наши общие проблемы

1

33

Что происходит с отходами, которые производят люди?

1

34

Бережное отношение к растениям.- проект

1

                                                   Лист внесения изменений в рабочую программу

№ п/п

Дата урока по журналу

Характеристика вносимых изменений

Реквизиты документа, в котором регламентируются вносимые изменения

Подпись зам. директора по УВР

                                                           

 

                                                              Листа внесерабочую программу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экологи"

Программа разработана на основе авторской программы  В.А. Самковой «Моя первая экология». Сборник программ внеурочной деятельности. Новая школа 21 века, под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая Клумба"

Программа внеурочной деятельности для детей 7-10 лет, на четыре года обучения...

рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"

рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экономика –первые шаги» для начальной школы

Программа  внеурочной  деятельности для начальной школы по экономике, содержит КТП в  1-4 классах....