Конспект занятия кружка "Истоки" по теме "Там, на неведомых дорожках..."
план-конспект занятия (4 класс)

Клавцен Ольга Борисовна

Конспект занятия кружка "Истоки" по теме "Там, на неведомых дорожках..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kruzhka_istoki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Там,  на  неведомых  дорожках …

( литературные  посиделки )

Цели и задачи:

  1. Развитие положительных качеств личности : доброты отзывчивости, бескорыстия , и др.
  2. Осознание своей  этнической принадлежности. Воспитывать интерес к народному искусству ; уважение к народной мудрости , заключенной в сказках, пословицах. Через сказочные образы дать представление о нравственном подвиге

Героя, рисковавшего жизнью и способного дарить благо людям.

  1. Раскрыть собирательный образ Бабы Яги как лесного духа,

     хозяйки животного и растительного мира, травницы.

  1. Умение находить радость в окружающем мире, в общении с людьми. Умение вести себя культурно в школе.
  2. Умение общаться с учителем, со сверстниками и взлослыми в игровой деятельности. Умение быть доброжелательным в

общении с одноклассниками. Умение формулировать собственное мнение, высказывать свою точку зрения другого человека.

    6. Умение пользоваться различными источниками информации.

Ход занятия.

  1. Вступление.

На  доске слайд с названием мероприятия.

Звучит мелодия из передачи « В гостях у сказки»

Вступление учителя:

        

Сегодня очередное занятие кружка « Истоки».

Ребята, вспомните о каких духовных ценностях человека

Мы вели разговор на занятиях?

                       - вера, верность, правда, честь, надежда, мир,

                         Согласие, любовь, милосердие, доброта,

                          Мудрость, разум, Отчизна, Отечество…

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о чувствах,

 близких сердцу каждого человека. А поможет нам в этом

 Сказка.

    Сказка – это память многих поколений наших предков , волшебное зеркало прошлого Руси. Сегодня на занятии мы

Отправимся в путешествие в этот загадочный сказочный мир.

По «неведомым дорожкам» пройдёт наш путь. Где вы уже встречались с этим словосочетанием?

                      (  А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» эпилог)

Учитель: Вспомним эти строчки.

                     ( Учащийся читает отрывок из поэмы, появляется

                    Слайд  с иллюстрацией к произведению )

Учитель: Где мы будем путешествовать по  «неведомым дорожкам»?  

                              ( По дорогам  сказок .)

 

  1. Основная часть.

1 блок  « Витязь  и дорога»

На доске появляется  слайд картины В.Васнецова « Витязь на распутье»

 Учитель:  

- Опасным будет наше путешествие?

- Кто может нам угрожать в пути? Кого мы попросим о помощи?

- Кого вы видите на картине?

- Что помогает определить прошлое героя?

- О чём думает Богатырь?

- Кого из Богатырей земли русской вы знаете?

- Представьте себе, что за давностью лет на камне осталась только одна надпись

                  ( открывается файл на презентации со словами:

                   Как прямо ехати – живу не бывати,  нет пути ни прохо

                   Жему, ни проезжему, ни пролётному. )

- Повернёт он назад? Почему?

        ( Выясняются качества характера Богатырей)

Учитель. Камень, который лежит перед Витязем, находится на распутье дорог, в месте, которое всегда внушало страх, а камень – граница, он предупреждает ,что дальше опасность.

Зачем Богатырь отправляется туда, где опасность?

                   (спасать Царевну, достать молодильные яблоки, живую и мёртвую воду, Жар-птицу и др.)

2 блок   « Избушка  Бабы Яги»

Учитель: Отправляясь за тридевять земель в тридесятое царство, мы со сказочным Богатырём не пройдём мимо этого места.

                   (Звучит мелодия из мультфильма «Летучий корабль

                    И появляется слайд с изображением избушки

                    На курьих ножках И Бабы Яги)

- Какая Баба Яга в сказках? Добрая или злая?

- Какие поступки она совершает по отношению к героям

 Сказок?

-Баба Яга – хозяйка животного и растительного мира в лесу, знает секреты целебных трав, состав «живой» и «мёртвой»

Воды. Таких людей в древние времена называли знахарями , ведунами, ведьмами .Часто за помощью к ним обращались, но побаивались, лишний раз не ходили.

        Мы тоже не пройдём мимо, а заветные слова вспомним, с какими к ней сказочные герои обращаются

             ( Избушка, избушка, повернись к  нам передом, а к

              Лесу задом. Встань по старому как мать поставила)

- И вот повернулась к нам избушка, глядит на нас седая старушка

             ( Появляется ряженая Баба Яга)

 

Баба Яга: Кто такие будете? Зачем меня потревожили?

Учитель: Погоди, Баба Яга, чтож ты так гостей встречаешь?

                     Ребята, напомните, как встречает Яга гостей в

                     Сказках?

             

(напои, накорми, в баньке напарь, а потом и спрашивай)

Баба Яга: А сначала испытать надобно гостя. Вот я вас

                  Сейчас и испытаю. Как положено – тремя испытать -

                 Ниями. Отгадайте сначала мои загадки:

  1. Тянется нитка, среди нив петляя,

        Лесом-перелеском без конца и края…

        Ни её порвать, ни в клубок смотать… (Дорога)

  1. Хоть бескрылый, а летает,

    Безголосый, а свистит,

    Хоть безрукий, но бывает

   Груши с веток обивает.

   Сосны с корнем вырывает-

   Так порою он сердит

   Только что он был везде-

   Миг и нет его нигде. ( Ветер)

  1. Шла девчонка с торга, несла гороха торбу.

         Вдруг рассыпался горох на четырнадцать дорог.

         Ни лопатою сгрести, ни метлою смести,

         А как стало рассветать - стало нечего сметать.

                           ( звёзды на небе)

Учитель: Да, мудра Баба Яга  и полна таинственной силы

Её мудрость. Неспроста она героев сказок в свой мир не пускала. Какое же второе твоё испытание?

Баба Яга: А хочу я позабавиться, чтобы вы меня развеселили

                  Засиделася я, косточки свои хочу поразмять.

                  (Дети исполняют весёлые частушки на мотив

                  «Бабки - Ёжки», Баба Яга пускается сними в пляс)

               См. приложение.

Баба Яга: Ну, спасибо, детки! Ну, порадовали! Закружили,

Теперь отдохнуть хочу. А расскажите ко мне сказочку.

                 (дети инсценируют сказку «Про курочку Рябу»

                  На современный лад.  См.приложение )

Баба Яга: Спасибо вам, детушки. Да ведь и  я к вам не с пустыми руками пришла. Только ответьте на мой вопрос: Какой праздник готовится отмечать весь люд православный?             (масленица)

- А что главное на праздничном столе в масленицу?

  Вот и я вас сегодня решила угостить блинчиками.

Вы запомните, что  я бабушка добрая, Героям сказочным – честным и справедливым я всегда помочь готова.

 

Учитель: А чем помогает  Баба Яга сказочным героям?

               (дорогу может показать  в царство Кощея, даст

                Заветный клубочек, перстень, коня, оружие,

                       Меч – кладенец).

  1. ИТОГ.

- Герой наш, Кощея победив, саму смерть одолевает.

За подвиги свои редкое знание обретает, удивительные

Способности и награды – яблоки молодильные, живую и мёртвую воду, а то и  вовсе красавицу – царевну.

ДЛЯ СЕБЯ ЛИ СТАРАЕТСЯ ГЕРОЙ?

(Для кого-то другого: больного , старого Царя ,для тех , кто  просил его помощи)

Учитель:  Во благо рода человеческого герой старается, рискует жизнью  во имя других людей, не думая о корысти и награде.

Вот потому что её и получает. А помогают ему в его добрых делах помощники – Баба Яга, добрые духи, проводники в чужом мире.

Об этом говорят и русские народные пословицы:

                   (  Слайд: Делай добро – благо  дари.

                        Сделай: добро и тогда тебя помнить будут)

Много лет прошло, но до сих пор люди помнят сказки и их героев.

Кто не для себя старался, а во благо других, о том добрая память

Веками живёт. Подумайте об этом, ребята, и выберите в жизни

Правильный путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Тема: "Там на неведомых дорожках..."

Это занятие  для учащихся с ОВЗ VIII вида. Содержание занятия подходит для проведения в весеннее время года. Используются различные методы и приёмы для развития и коррекции познавательных способн...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»

Урок 4.  Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...

внеклассное занятие по русскому языку "там, на неведомых дорожках..."

Данное занятие направлено на закрепление учебных знаний.В процессе игры дети должны учиться стрить правильно свои рассуждения,проявлять активность,задавать вопросы,прислушиваться к партнёру по команде...

Методическая разработка по экологическому воспитанию занятия "Там на неведомых дорожках".

Методическая разработка  занятия по экологии в начальной школе с загадками, играми, учебным материалом....

План – конспект внеклассного занятия в виде квест - игры в ГПД для 2-х классов « Там, на неведомых дорожках »

Методическая разработка внеклассного занятия  в виде   квест - игры  для 2-х классов  с учетом требований ФГОС....

Презентация ( в 2-х частях) к внеклассному занятию в ГПД для 2-х классов в виде квест- игры " Там, на неведомых дорожках".

Презентация к занятию в ГПД для 2-х классов в виде квест- игры ( в виде согласованного архива, состоящего из 2 - х частей) .Для запуска презентации надо скачать обе части архива в одну папку и запусти...