Интегрированное занятие по краеведению и ручному труду «Авдотья Плющиха и все, все, все»
классный час (3 класс)

Смирнова Наталья Александровна

Формирование и развитие основ духовно – нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством Нижегородской области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2019.docx831.39 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по краеведению и ручному труду

«Авдотья Плющиха и все, все, все»

Цели:

Формирование и развитие основ духовно – нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством Нижегородской области.

Задачи .

1. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви к своей малой Родине на основе изучения народных традиций и промыслов Нижегородской области.

2. Развивать художественно – творческие способности в процессе детской деятельности (лепка).

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам Нижегородской области.

- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!Веселья вам да радости!Давно вас поджидаем, праздник не начинаем.Каждому найдется и словечко и местечко.Ой, совсем забыла, запамятовала. С праздником вас гости дорогие, с Новым годом.

(Дети смеются.)

Чем смеяться, отгадайте лучше загадку.

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,

А в каждом гнезде по четыре синицы.

А что это за 4 синицы в каждом гнезде? (недели)

О каких 12 гнездах идет речь? (о месяцах)

Где все это хранится? (Календарь).

-Знаете ли вы откуда произошло слово "календарь"? и что оно означает в словаре?

Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.                              

(Поисковая работа в группах)

Группируемся по 3-4 человека, ищем, что означает слово «Календарь».(зачитывают)

Бывают разные календари: обычные гражданские календари; календари, отражающие государственные, профессиональные, православные праздники.

И по форме бывают разные.

- Подскажите, какие? (перекидные, листовые, отрывные, в форме книжки)

Например, по гражданскому календарю живут все люди на нашей планете. Он точно указывает даты.

По религиозному календарю узнают про церковные праздники.

А раньше был один календарь, народный.

В прежние времена основным занятием простых людей на Руси было земледелие. Но, чтобы вырастить хороший урожай, нужно было знать, когда сажать пшеницу, когда пахать поле, когда убирать, будет ли дождь поливать землю, и не наступят ли морозы. Люди внимательно наблюдали за природой, за сменой времен года, учились предсказывать погоду. Все эти наблюдения и нашли свое отражение в народном календаре.

-А вы, ребята, какие знаете традиционные народные праздники, которые почитают и любят в ваших семьях, или о которых вы слышали?

(Хлебный, Медовый, Яблочный спас, Пасха, Крещение, Покров, Рождество, Масленица, Ильин день…)

- А сегодня я вам хочу рассказать о том, как встречали весну наши предки.Наши древние предки – славяне занимались земледелием, насущный хлеб и другие средства к существованию давались им тяжким трудом, от урожая зависело благополучие семьи. Люди поклонялись грому, солнцу, месяцу, почитали камни, водоемы, деревья. Они истинно верили, что, все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость. Поэтому в жизни человека было много обрядов и обычаев, связанных с обращением к природе.

Наши предки считали: чтобы Весна пришла, ее нужно было позвать, попросить прийти, выкликнуть. Весну всегда ждали, встречали, гукали, закликали.

Первый раз весну на Руси закликали 14 марта. В этот день отмечали весенний праздник, день Весновки - свистуньи или Авдотьи Плющихи. И эта первая встреча весны считалась началом нового года русского земледельца, поэтому с Новым Годом гости дорогие.

А назывался этот праздник так потому, что наступила пора снегу плющиться да оседать.

(видеоряд «Пришла весна»)

- Аеще в день первой встречи весны люди узнавали о том, какое ожидается лето.

В народе существовали приметы:

«На Авдотью погоже – все лето пригоже»

- А какие приметы вы, ребята, знаете?

•Пришли Евдокеи - мужику затеи: соху точить и борону чинить.

• Какова Евдокия, таково и лето.

• На Плющиху погоже - все лето пригоже.

• Авдотья красна, и весна красна.

•У Евдокеи - вода, у Егория (6 мая) - трава.

•Оттепель в день Евдокии (14.03, Авдотья Плющиха) – к урожаю огурцов.

•Если в Евдокию будет метель, то в этот год всё пометёт: не будет ни грибов, ни ягод, весной подножного корма для скота не будет долго.

•Если день ясный – весна красная.

- А как вы думаете, какая погода нас с вами ждет?

(Ответы детей)

Тогда, пожалуй, пора подумать нам об огородных работах. По старинному поверью,в Нижегородской губернии, было так- если в день, на Авдотью Плющиху, посеять капусту, ох и знатная она будет.

(звучит музыка «Вейся капуста», дети сеят капусту.)

Наступает весна, но робки и неуверенны ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд.Его справляли 22 марта, в день весеннего равноденствия. И была это вторая встреча весны. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.

Конкурс музыкальный «Угадай птицу»

- Молодцы!

Переход к прикладному искусству НО картинки

Показать годовую работу Рассказать Видео из работ!!!

 И сегодня я предлагаю вам слепить из пластилина птичку-свистульку (методом прищипывания).Это самый простой и доступный метод лепки из глины, который не требует каких-то специальных инструментов. Нужны только наши руки. Единственный инструмент, который нам сегодня понадобится это круглая палочка, с одной стороны подточенная в виде прямоугольной лопатки, с другой стороны просто заостренная конусом. Такую палочку можно сделать из древка от старой кисточки. Палочка нам будет нужна, чтобы сделать отверстия, благодаря которым наша птичка станет настоящей певуньей.

Лепим из глины птичку-свистульку

Кончик в виде лопатки должен быть ровным, без бугорков.

Толщина — около 0,5-1 мм, ширина 3-4 мм.

Лопатка

Итак, начинаем лепить. Берем небольшой кусочек глины, делаем из него колобок, и надавливая большим пальцем,

Лепим из глины птичку-свистульку

делаем углубление.

Лепим из глины птичку-свистульку

Сжимая (прищипывая) глину большим пальцем изнутри, а остальными снаружи,

Лепим из глины птичку-свистульку

формируем чашечку с толстыми стенками.

Лепим из глины птичку-свистульку

Также большой палец может идти снаружи, а остальные внутрЛепим из глины птичку-свистулькуи.Должна получиться вот такая чашечка, с толщиной стенок около 4 мм. Со временем, когда у вас будет больше опыта, можно делать стенки и тоньше — около 2 мм.

Лепим из глины птичку-свистульку

Теперь нам нужно постепенно закрыть нашу чашечку. Для этого стенки нужно «подсобрать».

Лепим из глины птичку-свистульку

Делаем складку и, выравнивая ее, вытягиваем глину вверх. Чашечка начинает вытягиваться и постепенно превращается в грушу. Пока отверстие еще довольно большое, указательный палец внутри поддерживает форму.

Лепим из глины птичку-свистульку методом прищипывания

Теперь обхватываем большими и указательными пальцами с четырех сторон ипостепенно уменьшаем диаметр.

Лепим из глины птичку-свистульку

Получаем вот такой выступ-хоботок. Это будет хвостик нашей птички.

Лепим из глины птичку-свистульку

Для пущей важности можно его немного приподнять…

Лепим из глины птичку-свистульку

В нижней части делаем углубление, для того чтобы птичка была устойчивой.

Лепим из глины птичку-свистульку

Теперь слепим нашей птичке клюв. Скатываем небольшой шарик,

Лепим из глины птичку-свистульку

сжимаем его пальцами с трех сторон, так, чтобы получился конус,

Лепим клюв птички

и приклеиваем его с помощью шликера к туловищу.

Лепим из глины птичку-свистульку

Острым концом нашей палочки делаем углубления-глазки.

Лепим из глины птичку-свистульку

И рисуем крылья.

Лепим из глины птичку-свистульку

И теперь самый ответственный момент — нужно сделать отверстия, благодаря которым наша птичка «запоет». Вставляем нашу круглую палочку в нижней части около хвостика под углом около 45° к поверхности.

Лепим из глины птичку-свистульку

Теперь плоским концом палочки делаем отверстие в самом хвостике.

Лепим из глины птичку-свистульку

Все ходы-выходы должны быть достаточно ровными, без заусенцев, так чтобы воздух свободно проходил и нигде не «застревал».А чтобы птичка пела с переливами, нужно сделать еще одну или две дырочки по бокам в области крыльев. Зажимая и открывая дырочки, можно будет наиграть простенькую мелодию из трех нот.

Взрослые и ребята, подражая голосам птиц, играя мелодии на свистульках, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай.

Физкультминутка

Но не только игрушками – свистульками славилась Нижегородская губерния.

Презентация

Слайд 1

Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями.

Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Нижегородской области – это великое наследие всей России, которое известно далеко за ее пределами.

Давайте расскажем о некоторых из промыслов по порядку.

Слайд 2 - 8

Дивеевская игрушка

В селе Большое ЧереватовоДивеевского района забавные фигурки человечков, животных и зверьков, ангелов и сказочных персонажей принесли славу мастерам-керамистам. Дивеевские мастера мало использовали краску, предпочитая строить образ на красоте естественного цвета разнообразных сортов глины. В дивеевских игрушках минимальный цвет сочетался с рельефным оформлением изделий. Мало цвета и много обьема, рельефа, вот залог успеха дивеевских игрушек.

Слайд 9 - 10

Новинская игрушка

Новинская деревянная игрушка Чкаловского района – самая ранняя игрушка в Нижегородской области. В ней сохранены черты глубокой древности. Она похожа на египетские и ранние кустарные

Крестьяне мастерили их долгими зимними вечерами. Мужчины выстругивали детали, женщины расписывали. По весне изделия часто везлись на ярмарку. В числе наиболее древних игрушек – каталки на колёсиках. Их можно перемещать, держа за палочку.

Слайд 11 - 13

Ермиловская игрушка

Центр возникновения промысла деревянных игрушек — деревня Ермилово в Нижегородской области. Ермиловская игрушка по некоторым свойствам близка к изделиям из папье-маше. Они производятся из прессованных опилок, которые засыпаются в форму, склеиваются, затем обрезаются, а поверхность грунтуется. Благодаря этой технике игрушки получаются легкие, обтекаемые, с плавными углами. В отличие от семеновцев, использовавших в росписи кудрину, фоновое письмо из листьев и цветов, а также травку, ковернинцы предпочитали украшать деревянную посуду только травкой. Такими узорами расписывались и ермиловские игрушки: большие и маленькие кони, мишки, собачки, петушки и курочки, уточки и гусачки, слоны, соловьи, сороки и другие изделия. В настоящее время ермиловскую игрушку производят на Ковернинской фабрике «Хохломский художник».

Слайд 14 - 16

Жбанниковская игрушка

Городецкий район известен своей глиняной игрушкой – «жбанниковской свистулькой». лепили в деревнях Жбанниково, Проскурино.  Мастера лепили традиционные формы: это свистульки-кони, птички, барашки, олени золотые рога, бычки, петухи и другие птицы.

Слайд 17 - 19

Федосеевская игрушка

В деревне Федосеево, что в 10 км от города Семёнова  сложился промысел топорно-щепной игрушки с незатейливым, даже примитивным, но ярким растительным орнаментом. Их делали из отходов ложкарного производства. Из тёсанных дощечек топором и ножом изготовляли мастера чудесные поделки: мебель для кукол — расписные столы и стульчики, кресла и диваны, буфеты с настоящим зеркальцем, предметы кукольного обихода — корыта, топоры, вальки для белья, еще всадников на конях, повозки запряженной лошадьми, деревенские сани и сделанные из дерева крестьянские топоры и молотки, мельницы, карусели, пильщики досок, домики и многое другое. Эти игрушки ласково называли «балясы», что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. При изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента — нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями.

Слайд 20 - 21

Семеновская игрушка

Семёновские токари создали свою форму матрёшки — она имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Слайд 22

Музей матрешки и традиционной игрушки

В октябре 2017 года в Семенове открылся музей матрешки и традиционной игрушки. Яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке — так выглядит традиционная Семеновская роспись матрешки.

В коллекции музея собрано более 700 экспонатов различных школ росписи: полхов-майданской, сергиево-посадской, нолинской и других. Интересно, что в музее есть матрешки и из Японии — Кокеси. В коллекцию музея входят не только расписные матрешки, но и витязи, молодцы, гусары, а также большое количество причудливых деревянных игрушек. Все желающие смогут ознакомиться с родословной матрешки, узнать ее происхождение, проследить процесс изменения дизайна русской красавицы.

7 апреля  Весну звали в третий (последний) раз. В народе, считали Благовещение началом весны. Считалось, что работать на Благовещение нельзя. Говорили: «В этот день птица гнездо не вьет, а девица косу не плетет». Славяне также полагали, что если птица 7 апреля проспит рассвет, то летать не сможет – так что, люди старались тоже встать пораньше и отправиться в храм для того чтобы помолиться Богородице. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали:

Вместе!

Синички-сестрички,  Тетки-чечетки,                                                                                     Краснозобыеснегирюшки,                                                                                  Щеглята-молодцы,                                                                                                 Воры воробьи!                                                                                                        Вы по воле полетайте,                                                                                           Вы на вольной поживите,                                                                                     К нам весну скорей ведите!

Воля для птиц, что свобода для человека. А.С.Пушкин посвятил этому обычаю стихотворение, которым я и хочу закончить наше занятие.

ПТИЧКА

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

А. С. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ручному труду "Хитрый ёжик"

Занятие в рамках обучения ручному труду воспитанников ДДИ "Южное Бутово"...

Интегрированный урок (развитие речи - ручной труд) по теме"Зимующие птицы"

Интегрированный урок (развитие речи - ручной труд) по теме "Зимующие птицы" для 3 класса....

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...

Конспект интегрированного урока ознакомления с окружающим миром, чтения и ручного труда в 4 классе "В гостях у ежмка"

Урок направлен на формирование знаний о том, что такое коллекция, на раскрытие человеческих ценностей и интересов через знакомство с ней....

Интегрированный урок чтения и ручного труда в 3 классе

Конспект открытого интегрированного  урока в 3 классе....

Интегрированный урок по речевой практике и ручному труду. Тема: «Аппликация из бумаги ко Дню матери»

Конспект урока по речевой практике и ручному труду. Тема: «Аппликация из бумаги ко Дню матери»...