Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Речевой этикет,, 1-4 класс
календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_.kruzhok_rechevoy_etiket_1-4_klass.doc | 334 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный документ разработан педагогическим коллективом учителей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной программы, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, а также концептуальных положений УМК «Школа России».
Данная программа рассчитана на четыре года (возраст 6,5 – 11 лет) школьной жизни детей. Именно на этой ступени образования создаются предпосылки для решения на последующих этапах школьного образования более сложных задач, связанных с обеспечением условий для развития личности школьника, сознания, способностей и самостоятельности.
Основной задачей современной школы является всестороннее развитие личности. Реализация такого обучения требует специальной организации учебного процесса, в котором важнейшую роль будет играть учитель, его речевая культура и чистота языка.
Одной из актуальных социально-педагогических проблем начальной школы является повышение уровня речевого развития учащихся, формирование речевых навыков и развитие мышления детей.
Составной частью общей задачи обучения связной речи школьников является совершенствование стилистической грамотности учеников, воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения. Высокая грамотность и культура речи – это культура умственного труда. Чтобы добиться высокой грамотности и культуры речи учащихся, нужна систематическая работа над речью и не только на уроках, но и во внеурочное время на кружке ,,Речевой этикет,,
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи – особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно, она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Понятие высокой культуры условно включает два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, «умелая, искусная» (Г. Винокур). Совершенствование речевой культуры – один из путей повышения общей культуры человека.
ЦЕЛЬ КУРСА
*повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся,
*формирование умений и навыков культуры словоупотребления, произношения, развитие речи.
ЗАДАЧИ КУРСА
*на основе анализа распространенных ошибок научить говорить правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций,
*совершенствовать умения и навыки в области русского литературного языка,
*развивать речь на основе введения в активный словарь новых терминов и слов.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Как известно культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Русский ученный А. М. Пешковский писал: «там, где дети усиленно учатся говорить,…там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга.»
В эпоху бурного развития телевидения, компьютерных технологий проблема развития речи учащихся становится всё более и более актуальной.
По наблюдениям психологов, дети, а чаще всего мальчики, не владеют в достаточной мере умением пересказывать об интересном событии, выражать эмоции. Их речь, как правило, бедна, однообразна. А ведь речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека.
И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.
Проблема «формирования у школьников культуры речи как социально-необходимого качества личности», побудила разработать программу внеурочного курса «Речевой этикет». В данной программе сочетаются все необходимые материалы для развития грамотной литературной речи и речевого этикета, так как основа культуры общения – это соблюдение этических норм речевого поведения.
Из традиционной дидактики нам известно, что в основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (автор – читатель – критик, старший - младший, знакомый - незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми. Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствования и обогащения её.
Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную форму с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). В-третьих, освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
Отличительными особенностями данной программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
Курс «Речевой этикет» важен с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Содержание курса «Речевой этикет» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Особенности организации внеурочного курса «Речевой этикет».
Курс «Речевой этикет» в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать;
• что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому говорит – пишет (адресат);
– почему (причина);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. Занятие имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом уроке):
- Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.
- Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
- Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
В содержание кружка «Речевые секреты» осуществляются тесные межпредметные связи
- с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);
- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
- с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа « Речевой этикет» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности МКОУ «Ключиковская СОШ» на реализацию программы в 1- 4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах внеаудиторной занятости.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизнии человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 к л а с с | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре.
|
2 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
| 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
| 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
3 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
|
4 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
Театрализация «Театр вежливых ребят»;
Устный журнал «О невежах и вежливости»;
Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
В конце курса ученик должен знать основные правила речевой культуры, владеть устной речью, зрительной памятью, логическим мышлением и языковой эрудицией, уметь правильно строить устные высказывания, работать в парах и точно выражать свои мысли.
Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты).
Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.
Говорение. Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с одноклассниками и поддерживать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом.
Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
32 часа (1 час в неделю)
Жили - были первоклашки (1 час). Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».
Правила гостеприимства (9 часов). Учимся представляться. Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра «Мы в гостях»
Пора ложиться спать (2 часа). Традиционные русские пожелания и приветствия.
О том, как быть уступчивым (1 час). Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность
Вежливая просьба (2 часа). Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».
Поведение в общественных местах (7 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Библиотека. Кафе. Парикмахерская.
Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в кафе, парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»
Милосердие и забота (3 часа). Правила поведения у постели больного. Разговор с младшим. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения.
Как построить вежливый диалог (4 часа). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).
Братья наши меньшие (2 часа). Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.
Итоговое занятие (1 час). Театральное представление «Театр вежливых ребят»
2 класс
34 часа (1 час в неделю)
Чистый ручеек нашей речи(5часов). Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.
Спеши делать добро (3часа). «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».
Азбука вежливости (3часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.
Этикетные выражения при знакомстве (2часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
Ты идёшь в гости (3часа). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».
Пишите письма (2часа). Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления.
Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. Говорящий взгляд.
Раздели печаль и радость другого (2часа). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.
Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
3 класс
34 часа (1 час в неделю)
Знакомство (1час). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»
Школьный этикет (2часа). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.
Речь (3часа). Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.
Волшебные слова (5 часов). Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).
Учимся говорить (5 часов). Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.
Учимся писать письма (2часа). Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие практикум «Я вам пишу…».
Гость – хозяину радость (2часа). Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём.
Искусство слушать (2 часа). Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.
Мимика и жесты в устной речи (2часа). Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».
Об уступчивости (2часа). Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.
Не ссориться и не обижать друг друга (1 час). Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).
Пожелания (3часа). Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.
У меня зазвонил телефон (1 час). Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить.
Итоговое занятие (1 час). Устный журнал «О невежах и вежливости».
4 класс
32 часа (1 час в неделю)
Виды общения (2часа). Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.
Мы можем понимать друг друга (4часа). Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»
Мастерская слова (3часа). Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений.
Вежливая речь (3часа). Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры.
Заговори со мной, и я скажу, кто ты (2часа). Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека»
Правила и законы общения (3часа). Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».
Мы живем среди людей (2часа). Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света».
Культура спора (3часа). Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.
Дети и взрослые (2часа). Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.
Искусство делать комплименты Занятие-практикум (1час). Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.
Об одном и том же по – разному (1час). Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник.
Выражение собственной точки зрения (1час). Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.
Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому» (2часа). Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.
Учимся прощать (1часа). Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения.
Начало начал (1 час). Основа взаимоотношений в семье.
Итоговое занятие (1час) Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».
МАТЕРИАЛЬНО _ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
- Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
- Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
- Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
- Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.
- Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
- Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
- Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
- Стихи для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm
Календарно –тематическое планирование
1 класс
(33 часа)
№ урока | дата | Тема урока. | Универсальные учебные действия | Количество часов | |
теоретических | практических | ||||
Жили-были первоклашки | Познавательные – Построение логической цепи рассуждения для чего нам нужна речь. Регулятивные Целеполагание - постановка учебной задачи . Личностные – установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей в общении со старшими, сверстниками, с младшими, с незнакомыми людьми. Объяснять значение речи, общения в жизни людей Коммуникативные устанавливать взаимодействие с собеседником, умение вести диалог, приобретение навыков общения со сверстниками, старшими, младшими, незнакомыми людьми. | 1 | |||
Учимся представляться | 1 | ||||
Правила поведения за столом Хорошие манеры | 1 | ||||
Правила гостеприимства | 1 | ||||
Прощание с гостем | 1 | ||||
Ролевая игра «Мы в гостях» | 1 | ||||
Правила поведения при торжественных событиях Поздравления и пожелания | 1 | ||||
Правила поведения при торжественных событиях | Познавательные –научить детей употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Познакомить детей с формами выражения просьбы.Смежные этикетные формулы: обещание, согласие, извинение, благодарность, уступка, совет, предложение, разрешение. Регулятивные планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование результата и уровня усвоения знаний; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном поведения с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • оценка — оценка результатов работы(поведения); • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Личностные - умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Коммуникативные –учёт позициидругих людей, партнёров по общению; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективномобсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | 1 | |||
Правила расставания. Прощание с близкими перед отъездом | 1 | ||||
Правила расставания | 1 | ||||
Пора ложиться спать. Прощание перед сном | 1 | ||||
Традиционные приветствия в момент пробуждения. Утреннее приветствие | 1 | ||||
О том, как быть уступчивым | 1 | ||||
Вежливая просьба | 1 | ||||
Вежливая просьба. Ролевая игра «Вежливый слон» | 1 | ||||
Общественный транспорт. Правила поведения | Познавательные понятия речь, общение.Подведение под понятия, выведение следствий Установление причинно-следственных связей– познакомить с секретами художественной речи –звукоподражанием, сравнением, олицетворением; познакомить (в доступной форме) с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи. Регулятивные - умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства; узнавать, растолковывать, незнакомые слова, объяснять их значение Личностные - установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей в общении, определение того, «какое значение, смысл имеет для меня речь» Коммуникативные -устанавливать взаимодействие с собеседником, умение вести диалог в игре. | 1 | |||
Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр» | 1 | ||||
В театре (кино, цирке, на концерте, на стадионе) | 1 | ||||
Вы заболели. Правила поведения в поликлинике | 1 | ||||
Экскурсия в детскую библиотеку. Правила поведения | 1 | ||||
Посещение мест общепита. Поведение в кафе | 1 | ||||
Правила поведения в парикмахерской | 1 | ||||
Сострадание. Утешение. Милосердие. Забота | 1 | ||||
В доме больной. Правила поведения у постели больного | 1 | ||||
Разговор с младшим, как разговор сильного со слабым | 1 | ||||
Обращение к взрослому знакомому | 1 | ||||
Разговор с незнакомым на улице | 1 | ||||
Правила общения по телефону | 1 | ||||
Вежливый разговор по телефону. | 1 | ||||
Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными | 1 | ||||
Правила поведения с животными | 1 | ||||
Итоговое занятие. Театральное представление «Театр вежливых ребят» | 1 | 1 | |||
Всего | 27 | 6 |
2 класс
(34 часа)
№ урока | Тема занятий | Количество часов | |
теоретических | практических | ||
Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика | 1 | ||
Волшебница речь | 1 | ||
Язык мой - друг мой | |||
Учимся строить предложения | 1 | ||
Час – общения. «В гостях у дедушки Этикета» | 1 | ||
6. | Чудесные превращения слов | 1 | |
7. | Слова приветствия | 1 | |
8 | Слова прощания | 1 | |
9. | Слова выражения просьбы, благодарности | 1 | |
10. | «Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» | 1 | |
11. | Красота внешняя и внутренняя | 1 | |
12. | Улыбнись улыбкою своею. Занятие практикум «Скажи улыбкой» | 1 | |
13. | Как учиться вежеству | 1 | |
14. | Слово-это тоже поступок | 1 | |
15. | Слова извинения. Этикет – тренинг «Сосчитай вежливые слова» | 1 | |
16. | Правила хорошего тона, дурной тон | 1 | |
17. | Помощники устного слова | 1 | |
18. | Знакомство через посредника и без посредника | 1 | |
19. | Этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка) | 1 | |
20. | Уметь слушать собеседника | 1 | |
21. | Слушали, услышали, прослушали | 1 | |
22. | Как вести себя в гостях | 1 | |
23. | Правила гостеприимства | 1 | |
24-25 | У тебя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто» | 1 | 1 |
26. | Понятия «адресат-адресант» | 1 | |
27 | Напиши мне письмо | 1 | |
28 | То же слово, да не так бы молвить | 1 | |
29 | Настроение, чувства, тон говорящего | 1 | |
30 | Говорящий взгляд | 1 | |
31 | Общение с младшими | 1 | |
32. | Общение с одноклассниками и ровесниками | 1 | |
33-34 | Итоговое занятие. Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях» | 1 | 2 |
Всего | 28 | 6 |
3 класс
(34 часа)
№ урока | Тема занятий | Количество часов | |
теоретических | практических | ||
Знакомство. Игровой тренинг «Здравствуй, это я» | 1 | ||
Этикет школьной жизни | 1 | ||
Разрешите мне «сказать» | 1 | ||
Культура речи | 1 | ||
Значение речи в жизни человека | 1 | ||
Грамотность, как свойство устной речи | 1 | ||
Поговорим о вежливости | 1 | ||
Для чего быть вежливым | 1 | ||
Правила хорошего тона | 1 | ||
Обращение с просьбой | 1 | ||
Волшебные слова. Чтение книги «Уроки этикета» | 1 | ||
Разговор. | 1 | ||
Как ты говоришь | 1 | ||
Как нужно вести себя во время разговора. Проигрывание речевых ситуаций | 1 | ||
Разговор с незнакомым на улице | 1 | ||
Обращение к взрослому | 1 | ||
Учимся писать письма | 1 | ||
Занятие – практикум «Я вам пишу…» | 1 | ||
У тебя в гостях подруга | 1 | ||
«Не для того идут в гости, что дома нечего обедать» | 1 | ||
Умение слушать собеседника | 1 | ||
Вежливый слушатель | 1 | ||
Мимика и жесты в устной речи | 1 | ||
Мимика и жесты в устной речи. Ролевая игра «Угадай по мимике моё настроение» | 1 | ||
Об уступчивости | 1 | ||
В кругу друзей | 1 | ||
Не ссориться и не обижать друг друга. | 1 | ||
Пожелания друзьям | 1 | ||
Составление поздравлений | 1 | ||
Слова благодарности | 1 | ||
«У меня зазвонил телефон…» Практикум по телефонному этикету | 1 | ||
| Итоговое занятие. Устный журнал «О невежах и вежливости» | 1 | 2 |
Всего | 26 | 8 |
4 класс
(34 часа)
№ урока | Тема урока. | Количество часов | |
теоретических | практических | ||
1. | «С кем поведешься…» | 1 | |
2. | Слова-паразиты | 1 | |
3. | Диалог | 1 | |
4. | Понятие диалога и его слагаемых. | 1 | |
5. | Виды диалога: беседа, спор. | 1 | |
6. | Занятие практикум. «Мы можем понимать друг друга» | 1 | |
7. | Письменное приглашение | 1 | |
8. | Приглашение по телефону | 1 | |
9. | Приглашение и ответ на него. Конкурс приглашений | 1 | |
10. | Вежливо, невежливо, грубо | 1 | |
11. | Этикетные жанры и слова вежливости | 1 | |
12. | Будьте взаимно вежливы | 1 | |
13. | Языковой паспорт человека. | 1 | |
14. | Языковой паспорт человека. КТД «Портрет культурного человека» | 1 | |
15. | Учитывай с кем, почему и для чего ты общаешься | 1 | |
16. | Правила и законы общения | 1 | |
17. | Правила и законы общения. Тест-игра «С тобой приятно общаться» | 1 | |
18. | Мы живем среди людей | 1 | |
19. | Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света» | 1 | |
20. | Спор | 1 | |
21. | Виды споров | 1 | |
22. | Культура спора | 1 | |
23. | Разговор с взрослым | 1 | |
24. | Тон разговора | 1 | |
25. | Занятие - практикум «Искусство делать комплименты» | 1 | |
26. | Об одном и том же по-разному | 1 | |
27. | Выражение собственной точки зрения | 1 | |
28. | Самое беспокойное слово на свете | 1 | |
29. | Обманчивое «Потому» | 1 | |
30. | Учимся прощать | 1 | |
31. | Взаимоотношение в семье | 1 | |
32.-34 | Итоговое занятие. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны | 1 | |
Всего | 27 | 7 |
Заключение
Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Воспитанники приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.
Литература
- Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
- Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
- Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
- Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.
- Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
- Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
- Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
- Стихи для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm)
Приложения
Приложение 1.
Школа этикета,
или Вы пришли в театр
Оборудование и реквизит:
– театральные билеты, программки, афиши, книги о театре, рисунки и картинки (см. по тексту);
– аудиотехника и музыкальное сопровождение («Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро»).
– на доске надпись с названием мероприятия «Школа этикета, или Вы пришли в театр».
Ведущий:
- Ребята, прочитайте хором надпись на доске.
- Что такое «этикет»? Этикет – в переводе с французского, правила поведения. Сегодня мы познакомимся с правилами культурного поведения и вежливого обращения с окружающими людьми в одном учреждении. В театре. Театр – культурно-просветительское учреждение. Какие еще культурно-просветительские учреждения вы знаете?
Ведущий:
- Прочитайте записанные на доске слова. Что общего в этих словах? (Ответы детей: это общественные места.) Найдите лишнее слово. (Ответы детей: транспорт.) Почему? (Ответы детей: транспорт – это средство для перевозки людей и грузов.)
Учитель пишет на доске два столбца слов. Задание – соединить слова в левом и правом столбиках.
Ведущий: А теперь послушайте, о чем разговаривают Петрушка и Шуршунчик. (Ведущий надевает перчаточные куклы и далее говорит от их имени.)
Петрушка: - Я считаю, что во всех общественных местах необходимо соблюдать правила этикета.
Шуршунчик: - А я уверен, что соблюдать необходимо только правила дорожного движения, а в театре нужно вести себя так. (Свистит, показывает язык, кривляется.)
Ведущий:
- Ребята, кто из них прав? Человек живет в обществе, и от умения культурно вести себя, общаться с людьми зависит хорошее настроение каждого из нас.
Звучит фонограмма песни «Марионетки» из репертуара группы «Машина времени».
Ведущий: Представьте себе, что вы пришли в театр, заняли места в зрительном зале. Гаснет свет, открывается занавес – и начинается волшебное зрелище: на сцене оживают знакомые или незнакомые вам герои сказок, любимых книг…
Конкурс «Узнай предмет
Задание – узнать, каким литературным персонажам принадлежат следующие предметы:
– зонтик (Оле-Лукойе);
– горошина (Принцессе на горошине);
– санки (Каю из сказки «Снежная королева»);
– скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке);
– крапива (Элизе из сказки «Дикие лебеди»);
– мочалка (Мойдодыру);
– золотой ключик (Буратино);
– корзинка с пирожками (Красной Шапочке).
Ведущий:
- Театр – это необычный, волшебный мир, который дарит нам сказку, хорошее настроение, радость и удовольствие. В театре работают люди разных профессий, и мы должны уважать их труд. А наше уважение выражается в соблюдении правил этикета.
Какие помещения есть в театре, мы узнаем, разгадав маленький кроссворд.
Вопросы:
1. Место, где сидят зрители во время спектакля.
2. Место, где находятся зрители до и после спектакля.
3. Место, куда можно сдать на хранение одежду.
4. Место, где зрители могут перекусить во время антракта.
Ведущий: Зал, гардероб, фойе, буфет – это помещения театра. Какое помещение мы не назвали? (Подсказка: там мы приобретаем билеты на спектакль).
Ведущий разыгрывает сценку, как Петрушка приобретает билет в кассе.
Ведущий:
- А сейчас Шуршунчик познакомит вас с правилами поведения в театре и даст несколько полезных советов.
Шуршунчик:
- В театр приходи небрежно и непразднично одетым.
- При входе кричи, толкайся, всех распихивай.
- Билет брось у входа к ногам контролера.
- В верхней одежде пробеги в зрительный зал.
- Обязательно постарайся опоздать к началу представления.
(Петрушка при этом изображает отчаяние от «советов» Шуршунчика).
Беседа с детьми: ребята оспаривают «вредные советы» Шуршунчика.
Ведущий: Молодцы! В фойе театра вы можете приобрести программку. Что можно узнать из нее? Показывает театральные программки.
Дети рассматривают, читают, отвечают.
Ведущий: Что является сигналом к началу спектакля? Итак, звенит первый звонок. Проходим в зрительный зал. Сейчас я проверю, как вы будете выполнять правила этикета. Из двух ответов на мой вопрос выберите правильный.
Далее ведущий зачитывает вопросы и по два ответа к ним: один – от имени Петрушки, второй – от имени Шуршунчика.
Вопросы:
1. Как вы будете проходить в зрительный зал? (Шуршунчик: «Шумно!» Петрушка: «Тихо». Ответы детей.)
2. Все места в вашем ряду уже заняты. Как вы должны пройти к своему месту? (Шуршунчик: «Спиной к сидящим». Петрушка: «Лицом к сидящим». Ответы детей.)
Можно разыграть сценку, на примере которой ведущий показывает детям, как надо проходить в зрительный зал. В ходе сценки дети сидят в ряд на стульях, как в театре, Петрушка и Шуршунчик пытаются пройти мимо них к своим местам.
Шуршунчик (грубо): - Эй, ты, убери свои ноги, кому сказал! Быстро пропусти меня!
Петрушка (вежливо): - Извините за беспокойство, разрешите пройти.
Беседа с детьми: кто прав – Петрушка или Шуршунчик.
Ведущий: - Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием. Звенит второй звонок. Посмотрите внимательно на рисунок. Какие правила поведения в театре зашифрованы в нем? (Ответы детей: во время спектакля нельзя шуршать фантиками, есть конфеты, пить воду.) Правильно, так вести себя во время представления неприлично. Также нельзя громко смеяться, вертеться, вскакивать с места, толкаться.
Ведущий: А сейчас начнется представление. (Звенит третий звонок.) Не забывайте о правилах поведения. Представьте себе, что вы находитесь в театре оперы и балета. Гаснет свет, на сцене балерины исполняют «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. (Звучит отрывок из балета «Лебединое озеро», дети слушают.) Спектакль закончился. Что делают зрители? (Ответы детей: хлопают, кричат «браво», «бис».) Послушайте, как смотрели балет девочки из стихотворения
Агнии Барто «В театре»
Несколько учеников читают стихотворение.
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка.
Фея кружится по сцене –
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени –
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
– Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала –
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец, нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
– Мне очень нравится балет, –
Ребятам я сказала.
Ведущий: - Наше занятие подходит к концу. Мне очень хочется узнать, как вы усвоили материал в нашей школе этикета. Повторите, какие действия недопустимы во время просмотра спектакля?
На доске записаны слова: аплодировать, шуршать, толкаться, смотреть, огорчаться, улыбаться, бегать, жевать.
Дети вычеркивают лишние слова.
Ведущий: - А теперь вспомните, какие из этих слов обозначают профессии, а какие – помещения?
На доске записаны слова: фойе, зал, режиссер, касса, художник, актер, гардероб.
Дети выполняют задание.
Ведущий: - Давайте еще раз повторим правила поведения в театре.
Правила поведения в театре
- Бывая в театре, надо всегда помнить, что ты здесь не один и вести себя надо так, чтобы не мешать другим.
- В антракте разговаривай тихо, чтобы тебя слышал только твой собеседник.
- Приходить в театр надо вовремя, чтобы не мешать своим опозданием началу спектакля.
- Не вставай с места, пока не опустят занавес. Не только потому, что это нетактично по отношению к актерам и другим зрителям, но и потому, что последние слова пьесы бывают важны.
- Не постукивай ногой в такт музыке – соседям это может мешать.
- Не кричи после конца действия «бис».
Ведущий награждает наиболее активных участников мероприятия призами.
Ведущий: - Ребята, а как же нам быть с Шуршунчиком? Он ведь совсем не умеет себя вести. (Ответы детей: мы его научим и возьмем с собой в театр.) Хорошо. Надеюсь, что все вы усвоили правила поведения, и на следующей неделе в театре будете вести себя правильно. До свидания! До новых встреч!
Приложение 2.
Этикет-тренинг
«Сосчитай вежливые слова»
Цель: отработка формулы речевого этикета
В речи людской есть слова простые,
Они и волшебные, и золотые!
Как звездочки в небе, в речи горят,
Сердце и душу они веселят!
Эти слова помнить каждый обязан:
В жизни людской этикет очень важен.
Мил людям всем будешь и без конфеты,
Если ты с детства знаком с этикетом.
Всем, кто знаком нам, приятен, любим,
«Здравствуйте», встретившись, мы говорим.
«Здравствуйте» — первое важное слово,
Которым при встрече желаем здоровья.
«Доброе утро, вечер и день» —
Нам повторять совершенно не лень.
Вечером в спальне, расправив кровать,
«Спокойной ночи» спешим пожелать.
Если ты друга случайно обидел,
Старушку толкнул, в суете не увидел,
«Простите» скажи, уловив строгий взгляд,
И люди тебя непременно простят.
Обед получился отменный у мамы —
Борщ и компот объедение прямо.
«Спасибо» сказать надо ей не забыть,
Ведь мама старалась тебе угодить.
«Спасибо» за каждое доброе дело,
Свою благодарность высказывай смело.
Быть вежливым ты не стесняйся, мой друг,
Мир яркими красками вспыхнет вокруг!
«Прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры»,
Прежде чем что-то просить, говори!
Вежлив будь с бабушкой, другом и кошкой,
С дядей огромным и маленькой крошкой.
В словах этикетных мудрость и стать,
Ребенок и взрослый должен их знать.
Чтобы приятным быть при общении,
Вежливостью ты повышай настроение.
Мир заиграет красками лета
От вежливых слов, доброты этикета!
Сколько же вежливых слов
В этих строчках простых?
Ребята, скорей назовите мне их!
Вежливые слова: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи», «простите», «спасибо», «прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры».
Пожалуйста, приз драгоценный возьмите,
«Спасибо» за приз поскорей говорите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)
Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Твоя Вселенная" 1 - 4 класс
Кружок "Твоя Вселенная" проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...
Программа внеурочной деятельности (кружок):" В гармонии с природой", 3 класс
программа кружка,3 класс...
Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Речевой этикет,, 1-4 класс.
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Родное слово" 4-Ж класс Год разработки 2016 год
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы6В.П.Канакина, В.Г. Горецкий для 4 классов общеобразовательных уч...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Ритмика" для 1\3 классов. Спортивно-оздоровительное направление
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовн...
Программа внеурочной деятельности "Веселые уроки этикета" для 3 класса
Реализация учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета» направлена на воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников через присвоение ими ...