Программа внеурочной деятельности "Веселые уроки этикета" для 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Глызина Ольга Петровна

Реализация учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета» направлена на воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьни­ков через присвоение ими духовно-нравственных ценностей, формирование начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентично­сти гражданина Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №    _______

к основной образовательной программе

начального общего образования

Рабочая программа учебного курса

внеурочной деятельности

 

«Веселые уроки этикета»

3 класс

Содержание курса внеурочной деятельности

«Веселые уроки этикета»

3 класс

1 раздел

Я и люди рядом со мной. 

Семья, родители (их увлечения и профессии), родственники. Родословная. Отношение поколений в семье, проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Семейные традиции и увлечения.

Сам ребенок: характер, способности, интересы, его права и обязанности. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Анализ проблемных ситуаций.  Этикет в общении с учителем и одноклассниками. Знакомство с правилами поведения в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах: театре, кино, музее, библиотеке.

2 раздел

Мир вокруг меня. 

Школа, знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом. Анализ проблемных ситуаций. Школьный музей.

История улицы, родного города. Знакомство с историческими фактами, природными богатствами Курска, людьми, которые прославили свою малую Родину. Россия – Родина моя. Поэты и писатели о Родине. Обычаи и традиции русского народа.

Православие на Руси, святые люди и места. Русское воинство: истоки и традиции. Религии народов России, толерантность.

3 раздел

Мой внутренний духовный мир. 

Основные понятия этики «добро» и «зло». Дела и поступки человека, ответственность за них.

Нравственные понятия: «совесть», «честь», «честность», «сострадание», «бережливость», «трудолюбие», «прилежание», «справедливость» и т.д.

Речь – важнейшее средство общения. Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Основные правила вежливости в общении. Совет, послушание, мудрые мысли. Разыгрывание проблемных ситуаций.

Помощь и взаимовыручка. Бережное отношение к природе, вещам, которые нас окружают, животным и людям.

Работа над собой, самовоспитание.

4 раздел

Обобщение.

Планируемые результаты  освоения учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета»»

         Реализация учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета» направлена на воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников через присвоение ими духовно-нравственных ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина Российской Федерации.

Воспитательные результаты освоения учебного курса распределяются по трём уровням.

           Первый уровень - приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Особое значение на данном уровне имеет взаимодействие школьников  со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

           Второй уровень - получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Основой данного уровня становится взаимодействие учащихся  между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.к. здесь ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

            Третий уровень - получение школьниками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне целью являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на втором уровне ценности могут усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Достижение указанных уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовности школьников к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению; формирование ценностных установок и социально значимых качеств личности; активное участие в социально значимой деятельности.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств (стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения), эмпатии, понимания чувств  других людей и сопереживание им;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • признание индивидуальности каждого человека; проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Обучающийся  получит возможность для формирования:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • представлений о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
  • решать проблемы творческого и поискового характера;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Обучающийся  получит возможность для формирования начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • логическим действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность для формирования

  • умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • готовности слушать собеседника и вести диалог;
  • умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

  1. Тематическое планирование в с указанием количества академических  часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета»  и возможность использования по этой теме электронных(цифровых) образовательных ресурсов

№ п/п

Наименование темы

Количест

во

часов

Форма проведения

Целе вые прио ритеты воспитания

Электронный  (цифровой) ресурс

1

Я и люди рядом со мной.

12

беседа, дискуссия, анализ проблемных ситуаций, дидактические игры, мини-проект

1, 2, 3а, 3б,3в, 3д, 3ж, 3з, 3и, 3к, 4

http://window.edu.ru/

http://svetoch-opk.ru/

https://azbyka.ru/

http://vos.1september.ru/

2

Мир вокруг меня.

11

дискуссия,  анализ проблемных ситуаций, дидактичес кие игры, составление путеводите ля

1, 2, 3а, 3в, 3г, 3д, 3е, 3к

http://window.edu.ru/

http://svetoch-opk.ru/

https://azbyka.ru/

http://vos.1september.ru/

3

Мой внутренний духовный мир.

10

эвристичес кая беседа, дискуссия, анализ проблемных ситуаций, дидактические игры, интервью

1, 2, 3а, 3б, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3з, 3и, 3к, 4

http://window.edu.ru/

http://svetoch-opk.ru/

https://azbyka.ru/

http://vos.1september.ru/

4

Обобщение.

1

итоговый проект

1, 2, 3,4

http://window.edu.ru/

http://vos.1september.ru/

Итого

34

Целевые приоритеты воспитания:

  1. Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
  2. Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
  3. Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов.

К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:

  1. быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
  2. быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  3. знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
  4. беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
  5. проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  6. стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  7. быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  8. соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  9. уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  10. быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

4.Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.

Календарно-тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности

«Веселые уроки этикета» в 3 А классе

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата прове дения

Раздел 1. Я и люди рядом со мной

1.

Мама, папа, я – дружная семья

1

2.

Мои родители: профессия, хобби

1

3.

Игра-тест «Хорошо ли я знаю своих родственников?»

1

4.

Мини-проект «Моя родословная»

1

5.

Семейные традиции и увлечения

1

6.

Игра-тест «Что я знаю о себе: характер, способности, интересы»

1

7.

Мои права и обязанности. Анализ проблемных ситуаций.

1

8.

Ролевая игра «Кем я хочу быть?»

1

9.

Я и мои друзья. Игра- драматизация «Умей дорожить дружбой»

1

10.

Помни о других - ты не один на свете. Анализ проблемных ситуаций

1

11.

Как правильно спорить?

1

12.

Соблюдение правил этикета в общественных местах. Анализ проблемных ситуаций

1

Раздел 2. Мир вокруг меня

13.

Школа, в которой я учусь. Правила, которые нужно соблюдать в школе. Анализ проблемных ситуаций

1

14.

Мини-проект «Родная улица моя»

1

15.

Моя малая Родина – Курск. Чем богат мой край?

1

16.

Люди, прославившие Курск

1

17.

Земля, воспетая в веках: поэты о России

1

18.

Почему Русь православная?

1

19.

Святые места России. Составление путеводителя «Где обязательно нужно побывать?»

1

20.

Кто молится за русскую землю? Святые земли русской

1

21.

Русское воинство: истоки и традиции. Места воинской славы России

1

22.

Какие религии исповедуют народы России?

1

23.

Что такое толерантность? Анализ проблемных ситуаций

1

Раздел 3. Мой внутренний духовный мир

24.

Дискуссия «Что такое «добро» и «зло»?

1

25.

Совесть – основа нравственности. Анализ проблемных ситуаций

1

26.

Игра- драматизация «Честность – от слова «честь»

1

27.

Что такое сострадание?

1

28.

Игра-тест «Как я отношусь к вещам, которые меня окружают?»

1

29.

Как стать трудолюбивым? Ролевая игра «Учусь все делать сам»

1

30.

Игра- драматизация «Ученье  - свет, а неученье – тьма»

1

31.

Где живет справедливость? Анализ проблемных ситуаций

1

32.

Игра-тест «Познай самого себя»

1

33.

Как я работаю над собой? Самовоспитание

1

Раздел 4. Обобщение

34.

Подготовка и презентация итогового проекта

1

Календарно-тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности

«Веселые уроки этикета» в 3 А классе

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата прове дения

Раздел 1. Я и люди рядом со мной

1.

Мама, папа, я – дружная семья

1

2.

Мои родители: профессия, хобби

1

3.

Игра-тест «Хорошо ли я знаю своих родственников?»

1

4.

Мини-проект «Моя родословная»

1

5.

Семейные традиции и увлечения

1

6.

Игра-тест «Что я знаю о себе: характер, способности, интересы»

1

7.

Мои права и обязанности. Анализ проблемных ситуаций.

1

8.

Ролевая игра «Кем я хочу быть?»

1

9.

Я и мои друзья

1

10.

Игра- драматизация «Умей дорожить дружбой»

1

11.

Мои одноклассники

1

12.

Как найти общий язык с другим человеком?

1

13.

Помни о других - ты не один на свете. Анализ проблемных ситуаций

1

14.

Правила хорошего тона дома и на улице

1

15.

Как правильно спорить?

1

16.

Ролевая игра «Меня пригласили в гости»

1

17.

Умеем ли мы писать письма?

1

18.

Соблюдение правил этикета в общественных местах. Анализ проблемных ситуаций

1

19.

Игра-инсценировка «Я в разных жизненных ситуациях»

1

Раздел 2. Мир вокруг меня

20.

Школа, в которой я учусь

1

21.

Правила, которые нужно соблюдать в школе. Анализ проблемных ситуаций

1

22.

Школьный музей

1

23.

Мини-проект «Родная улица моя»

1

24.

Моя малая Родина - Курск

1

25.

Чем богат мой край?

1

26.

Природные богатства Курской области

1

27.

Люди, прославившие Курск

1

28.

Почему мы их должны помнить?

1

29.

Россия – Родина моя

1

30.

Земля, воспетая в веках: поэты о России

1

31.

Обычаи и традиции русского народа

1

32.

Почему Русь православная?

1

33.

Святые места России

1

34.

Составление путеводителя «Где обязательно нужно побывать?»

1

35.

Кто молится за русскую землю?

1

36.

Святые земли русской

1

37.

Русское воинство: истоки и традиции

1

38.

Места воинской славы России

1

39.

Какие религии исповедуют народы России?

1

40.

Религии народов России

1

41.

Что такое толерантность? Анализ проблемных ситуаций

1

42.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

1

Раздел 3. Мой внутренний духовный мир

43.

Дискуссия «Что такое «добро» и «зло»?

1

44.

Ролевая игра «Наши дела и поступки»

1

45.

Совесть – основа нравственности

1

46.

Игра- драматизация «Честность – от слова «честь»

1

47.

Чтобы слово не расходилось с делом. Анализ проблемных ситуаций

1

48.

Будь внимателен к своим словам

1

49.

Что такое сострадание?

1

50.

Если меня попросили помочь… Анализ проблемных ситуаций

1

51.

Как я отношусь к животным?

1

52.

Игра-тест «Как я отношусь к вещам, которые меня окружают?»

1

53.

Бережливость — не скупость

1

54.

Как стать трудолюбивым?

1

55.

Ролевая игра «Учусь все делать сам»

1

56.

Как быть прилежным и старательным?

1

57.

Игра- драматизация «Ученье  - свет, а неученье – тьма»

1

58.

Сотрудничество и взаимопомощь

1

59.

Береги свое и чужое время. Анализ проблемных ситуаций

1

60.

Где живет справедливость? Анализ проблемных ситуаций

1

61.

Ролевая игра «Как принять чужой совет?»

1

62.

В мире мудрых мыслей

1

63.

Игра-тест «Познай самого себя»

1

64.

Как я работаю над собой?

1

65.

Самовоспитание

1

66.

Интервью с любимым персонажем

1

Раздел 4. Обобщение

67-68.

Подготовка и презентация итогового проекта

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Уроки нравсвенности" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности  "Уроки нравственности "для обучающихся 1 - 4 классов,соответствует требованиям ФГОС второго поколения...

Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности  "Уроки нравственности " разработана  для обучающихся 1 - 4классов,соответствует ФГОС второго покаления....

Программа внеурочной деятельности Уроки здоровья в 1-ом классе.

Разработанная программа " Уроки Здоровья ориентирована на формирование у ребёнка позиции ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1 класс

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ» 1-4 класс

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «УРОКИ  НРАВСТВЕННОСТИ» 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1-4 классы

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно-тематический план и учебно-тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки театра» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Уроки театра»  для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...