Программа внеурочной деятельности "Веселые уроки этикета" для 3 класса
рабочая программа (3 класс)
Реализация учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета» направлена на воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников через присвоение ими духовно-нравственных ценностей, формирование начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Веселые уроки этикета" | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № _______
к основной образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа учебного курса
внеурочной деятельности
«Веселые уроки этикета»
3 класс
Содержание курса внеурочной деятельности
«Веселые уроки этикета»
3 класс
1 раздел
Я и люди рядом со мной.
Семья, родители (их увлечения и профессии), родственники. Родословная. Отношение поколений в семье, проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Семейные традиции и увлечения.
Сам ребенок: характер, способности, интересы, его права и обязанности. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Анализ проблемных ситуаций. Этикет в общении с учителем и одноклассниками. Знакомство с правилами поведения в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах: театре, кино, музее, библиотеке.
2 раздел
Мир вокруг меня.
Школа, знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом. Анализ проблемных ситуаций. Школьный музей.
История улицы, родного города. Знакомство с историческими фактами, природными богатствами Курска, людьми, которые прославили свою малую Родину. Россия – Родина моя. Поэты и писатели о Родине. Обычаи и традиции русского народа.
Православие на Руси, святые люди и места. Русское воинство: истоки и традиции. Религии народов России, толерантность.
3 раздел
Мой внутренний духовный мир.
Основные понятия этики «добро» и «зло». Дела и поступки человека, ответственность за них.
Нравственные понятия: «совесть», «честь», «честность», «сострадание», «бережливость», «трудолюбие», «прилежание», «справедливость» и т.д.
Речь – важнейшее средство общения. Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Основные правила вежливости в общении. Совет, послушание, мудрые мысли. Разыгрывание проблемных ситуаций.
Помощь и взаимовыручка. Бережное отношение к природе, вещам, которые нас окружают, животным и людям.
Работа над собой, самовоспитание.
4 раздел
Обобщение.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета»»
Реализация учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета» направлена на воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников через присвоение ими духовно-нравственных ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина Российской Федерации.
Воспитательные результаты освоения учебного курса распределяются по трём уровням.
Первый уровень - приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Особое значение на данном уровне имеет взаимодействие школьников со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень - получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Основой данного уровня становится взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.к. здесь ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень - получение школьниками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне целью являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на втором уровне ценности могут усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Достижение указанных уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовности школьников к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению; формирование ценностных установок и социально значимых качеств личности; активное участие в социально значимой деятельности.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств (стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения), эмпатии, понимания чувств других людей и сопереживание им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- признание индивидуальности каждого человека; проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- представлений о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Обучающийся получит возможность для формирования начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- логическим действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность для формирования
- умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- готовности слушать собеседника и вести диалог;
- умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
- Тематическое планирование в с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета» и возможность использования по этой теме электронных(цифровых) образовательных ресурсов
№ п/п | Наименование темы | Количест во часов | Форма проведения | Целе вые прио ритеты воспитания | Электронный (цифровой) ресурс |
1 | Я и люди рядом со мной. | 12 | беседа, дискуссия, анализ проблемных ситуаций, дидактические игры, мини-проект | 1, 2, 3а, 3б,3в, 3д, 3ж, 3з, 3и, 3к, 4 | |
2 | Мир вокруг меня. | 11 | дискуссия, анализ проблемных ситуаций, дидактичес кие игры, составление путеводите ля | 1, 2, 3а, 3в, 3г, 3д, 3е, 3к | |
3 | Мой внутренний духовный мир. | 10 | эвристичес кая беседа, дискуссия, анализ проблемных ситуаций, дидактические игры, интервью | 1, 2, 3а, 3б, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3з, 3и, 3к, 4 | |
4 | Обобщение. | 1 | итоговый проект | 1, 2, 3,4 | http://window.edu.ru/ |
Итого | 34 |
Целевые приоритеты воспитания:
- Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
- Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
- Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
4.Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
Календарно-тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
«Веселые уроки этикета» в 3 А классе
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата прове дения |
Раздел 1. Я и люди рядом со мной | |||
1. | Мама, папа, я – дружная семья | 1 | |
2. | Мои родители: профессия, хобби | 1 | |
3. | Игра-тест «Хорошо ли я знаю своих родственников?» | 1 | |
4. | Мини-проект «Моя родословная» | 1 | |
5. | Семейные традиции и увлечения | 1 | |
6. | Игра-тест «Что я знаю о себе: характер, способности, интересы» | 1 | |
7. | Мои права и обязанности. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | |
8. | Ролевая игра «Кем я хочу быть?» | 1 | |
9. | Я и мои друзья. Игра- драматизация «Умей дорожить дружбой» | 1 | |
10. | Помни о других - ты не один на свете. Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
11. | Как правильно спорить? | 1 | |
12. | Соблюдение правил этикета в общественных местах. Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
Раздел 2. Мир вокруг меня | |||
13. | Школа, в которой я учусь. Правила, которые нужно соблюдать в школе. Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
14. | Мини-проект «Родная улица моя» | 1 | |
15. | Моя малая Родина – Курск. Чем богат мой край? | 1 | |
16. | Люди, прославившие Курск | 1 | |
17. | Земля, воспетая в веках: поэты о России | 1 | |
18. | Почему Русь православная? | 1 | |
19. | Святые места России. Составление путеводителя «Где обязательно нужно побывать?» | 1 | |
20. | Кто молится за русскую землю? Святые земли русской | 1 | |
21. | Русское воинство: истоки и традиции. Места воинской славы России | 1 | |
22. | Какие религии исповедуют народы России? | 1 | |
23. | Что такое толерантность? Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
Раздел 3. Мой внутренний духовный мир | |||
24. | Дискуссия «Что такое «добро» и «зло»? | 1 | |
25. | Совесть – основа нравственности. Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
26. | Игра- драматизация «Честность – от слова «честь» | 1 | |
27. | Что такое сострадание? | 1 | |
28. | Игра-тест «Как я отношусь к вещам, которые меня окружают?» | 1 | |
29. | Как стать трудолюбивым? Ролевая игра «Учусь все делать сам» | 1 | |
30. | Игра- драматизация «Ученье - свет, а неученье – тьма» | 1 | |
31. | Где живет справедливость? Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
32. | Игра-тест «Познай самого себя» | 1 | |
33. | Как я работаю над собой? Самовоспитание | 1 | |
Раздел 4. Обобщение | |||
34. | Подготовка и презентация итогового проекта | 1 |
Календарно-тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
«Веселые уроки этикета» в 3 А классе
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата прове дения |
Раздел 1. Я и люди рядом со мной | |||
1. | Мама, папа, я – дружная семья | 1 | |
2. | Мои родители: профессия, хобби | 1 | |
3. | Игра-тест «Хорошо ли я знаю своих родственников?» | 1 | |
4. | Мини-проект «Моя родословная» | 1 | |
5. | Семейные традиции и увлечения | 1 | |
6. | Игра-тест «Что я знаю о себе: характер, способности, интересы» | 1 | |
7. | Мои права и обязанности. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | |
8. | Ролевая игра «Кем я хочу быть?» | 1 | |
9. | Я и мои друзья | 1 | |
10. | Игра- драматизация «Умей дорожить дружбой» | 1 | |
11. | Мои одноклассники | 1 | |
12. | Как найти общий язык с другим человеком? | 1 | |
13. | Помни о других - ты не один на свете. Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
14. | Правила хорошего тона дома и на улице | 1 | |
15. | Как правильно спорить? | 1 | |
16. | Ролевая игра «Меня пригласили в гости» | 1 | |
17. | Умеем ли мы писать письма? | 1 | |
18. | Соблюдение правил этикета в общественных местах. Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
19. | Игра-инсценировка «Я в разных жизненных ситуациях» | 1 | |
Раздел 2. Мир вокруг меня | |||
20. | Школа, в которой я учусь | 1 | |
21. | Правила, которые нужно соблюдать в школе. Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
22. | Школьный музей | 1 | |
23. | Мини-проект «Родная улица моя» | 1 | |
24. | Моя малая Родина - Курск | 1 | |
25. | Чем богат мой край? | 1 | |
26. | Природные богатства Курской области | 1 | |
27. | Люди, прославившие Курск | 1 | |
28. | Почему мы их должны помнить? | 1 | |
29. | Россия – Родина моя | 1 | |
30. | Земля, воспетая в веках: поэты о России | 1 | |
31. | Обычаи и традиции русского народа | 1 | |
32. | Почему Русь православная? | 1 | |
33. | Святые места России | 1 | |
34. | Составление путеводителя «Где обязательно нужно побывать?» | 1 | |
35. | Кто молится за русскую землю? | 1 | |
36. | Святые земли русской | 1 | |
37. | Русское воинство: истоки и традиции | 1 | |
38. | Места воинской славы России | 1 | |
39. | Какие религии исповедуют народы России? | 1 | |
40. | Религии народов России | 1 | |
41. | Что такое толерантность? Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
42. | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | 1 | |
Раздел 3. Мой внутренний духовный мир | |||
43. | Дискуссия «Что такое «добро» и «зло»? | 1 | |
44. | Ролевая игра «Наши дела и поступки» | 1 | |
45. | Совесть – основа нравственности | 1 | |
46. | Игра- драматизация «Честность – от слова «честь» | 1 | |
47. | Чтобы слово не расходилось с делом. Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
48. | Будь внимателен к своим словам | 1 | |
49. | Что такое сострадание? | 1 | |
50. | Если меня попросили помочь… Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
51. | Как я отношусь к животным? | 1 | |
52. | Игра-тест «Как я отношусь к вещам, которые меня окружают?» | 1 | |
53. | Бережливость — не скупость | 1 | |
54. | Как стать трудолюбивым? | 1 | |
55. | Ролевая игра «Учусь все делать сам» | 1 | |
56. | Как быть прилежным и старательным? | 1 | |
57. | Игра- драматизация «Ученье - свет, а неученье – тьма» | 1 | |
58. | Сотрудничество и взаимопомощь | 1 | |
59. | Береги свое и чужое время. Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
60. | Где живет справедливость? Анализ проблемных ситуаций | 1 | |
61. | Ролевая игра «Как принять чужой совет?» | 1 | |
62. | В мире мудрых мыслей | 1 | |
63. | Игра-тест «Познай самого себя» | 1 | |
64. | Как я работаю над собой? | 1 | |
65. | Самовоспитание | 1 | |
66. | Интервью с любимым персонажем | 1 | |
Раздел 4. Обобщение | |||
67-68. | Подготовка и презентация итогового проекта | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Уроки нравсвенности" 1 - 4 классы
Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности "для обучающихся 1 - 4 классов,соответствует требованиям ФГОС второго поколения...
Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности" 1 - 4 классы
Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности " разработана для обучающихся 1 - 4классов,соответствует ФГОС второго покаления....
Программа внеурочной деятельности Уроки здоровья в 1-ом классе.
Разработанная программа " Уроки Здоровья ориентирована на формирование у ребёнка позиции ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1 класс
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ» 1-4 класс
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1-4 классы
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно-тематический план и учебно-тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки театра» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Уроки театра» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...