Программа внеурочной деятельности (кружок):" В гармонии с природой", 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Новогромово
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Директор
МКОУ СОШ с.Новогромово МКОУ СОШ с.Новогромово
_________/____________/ ____________/М.Г.Липин/
Ф.И.О.
Протокол №1 от 30.08.2013 г. Приказ от _________№ ____
Рабочая программа педагога
Карачун Надежды Юрьевны
Ф.И.О. , категория
по внеурочной деятельности
«В гармонии с природой», 3 класс
Предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от _________ №_____
с. Новогромово
2013-2014 учебный год
Содержание
1. Целевой раздел……………………………………………………………………....3
1.1.Пояснительная записка…………………….……………………………………....3
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы.5
2. Содержательный раздел………………………………………………….................6
2.1. Содержание……………………………………………………………...................6
2.2. Календарно- тематическое планирование………………………….....................7
2.3. Темы проектов……………………….…………………………………………...11
2.4. Список литературы………………………………………………………………12
1. Целевой раздел.1.1. Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «В гармонии с природой» предназначена для начальной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Ведение внеурочной деятельности основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность курса внеурочной деятельности заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель:формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Развитие: альтернативного мышления, выборов способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребностей в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
УУД направлена на достижение следующих целей:
Предметные:
- освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений;
- научить детей смотреть на природу глазами эколога, понимать суть окружающих нас явлений;
- научить детей соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования;
- активировать созидательную деятельность по изучению и охране окружающей среды
- формировать систему знаний об экологических проблемах;
- учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
- обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения
Личностные:
- формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни
Метапредметные:
- развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с литературой;
- ведение здорового образа жизни.
- создание проектов по защите окружающего мира, гармонии с окружающим миром
- проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальнее особенности человека
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание
Введение. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Солнце - источник тепла и света на Земле.
Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе.
Как сделать воздух в городе чище.
Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
Многообразие цветущих и не цветущих растений области. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Иркутской области.
Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края.
Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.
Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы.
Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Домашние птицы. Кормление и уход за ними.
Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними.
Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.
Зависимость человека от природы.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.
Культурные растения.
Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли.
Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Обобщение знаний.
2.2. Календарно- тематическое планирование:
№ | Темы занятий | Содержание занятий | Количество часов | Из них теория | Из них практика | Дата По плану/ По факту |
1 | Введение | Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Обмен впечатлениями, чтение рассказов М.Пришвина о природе. | 1 | 1 | ||
2 | Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | 1 | 0.5 | 0.5 | |
3 | Наблюдения в природе, описание живых объектов. | Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе. Условия, в которых мы живем | 1 | 1 | ||
4 | Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. | Презентация. Фильмы | 1 | 0.5 | 0.5 | |
5 | Особенности весны, лета, осени, зимы. | Просмотр учебного фильма | 1 | 0.5 | 0.5 | |
6 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | Цунами. Наводнения. Землетрясения. Торнадо. Заморозки | 1 | 0.5 | 0.5 | |
7 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края | Групповая проектная деятельность | 1 | 1 | ||
8 | Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. | Круглый стол | 1 | 1 | ||
9 | Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. | Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?» Кто и как живет рядом с нами Мир растений и человек | 1 | 0.5 | 0.5 | |
10 | Многообразие цветущих и не цветущих растений области. Свет, тепло, влага в жизни растений. | Экскурсия в лес | 1 | 1 | ||
11 | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | Круглый стол | 1 | 1 | ||
12 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Иркутской области. | Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края | 1 | 0.5 | 0.5 | |
13 | Грибы - удивительное царство. | Грибная викторина | 1 | 1 | ||
14 | Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | Игра: «Что растет в родном краю». | 1 | 1 | ||
15 | Многообразие животных родного края | Опытно-исследовательская работа: маскировка животных. | 1 | 1 | ||
16 | Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. | Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы». Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее. | 1 | 1 | ||
17 | Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. | Презентация | 1 | 1 | ||
18 | Древние ящеры и современные ящерицы. | Учебный фильм | 1 | 1 | ||
19 | Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. | Прогулка – наблюдение в лес | 1 | 1 | ||
20 | Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. | Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек. | 1 | 1 | ||
21 | Домашние птицы. Кормление и уход за ними. | Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц». | 1 | 0.5 | 0.5 | |
22 | Млекопитающие родного края. | Доклады детей | 1 | 1 | ||
23 | Домашние животные. Кормление и уход за ними. | Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и т.д.) | 1 | 1 | ||
24 | Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. | Презентация «Человек и природа» | 1 | 1 | ||
25 | Зависимость человека от природы. | Просмотр учебного фильма. | 1 | 0.5 | 0.5 | |
26 | Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. | Опытно - исследовательская работа: рассматривание листа алоэ через лупу. | 1 | 1 | ||
27 | Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли. | Охотники. Охота в древности и современная. Традиции, принятые на охоте. Рыбалка. Как ловили рыбу люди в древности, и как ловят современные. Традиции на рыбалке | 1 | 0.5 | 0.5 | |
28 | Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. | Природа: зачем она нужна. Если бы не было зеленых растений. Загрязнения окружающей среды. Гармоничное отношение к природе | 1 | 0.5 | 0.5 | |
29 | Отрицательное воздействие человека на природу. | Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. | 1 | 1 | ||
30 | Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. | Творческая деятельность: рисунки «Я - человек – часть природы» | 1 | 1 | ||
31 | Почему надо соблюдать правила поведения в природе. | Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы». Составление загадок о правилах поведения в природе. | 1 | 0.5 | 0.5 | |
32 | Что охраняют в заповедниках и заказниках. | Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края | 1 | 1 | ||
33 | Охранять природу - значит охранять здоровье. | Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища. Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу» | 1 | 1 | ||
34 | Обобщение знаний. | Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на территории Иркутской области. Прогулка-путешествие. | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.3. Темы проектов:
1 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края |
2 | Маскировка животных |
3 | Поведение рыб в воде |
4 | Поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. |
5 | Как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и т.д.) |
6 | Нормы и правила поведения в природе: «Азбука поведения в природе» |
7 | Составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков |
8 | Чем помогает кожа? |
Литература:
- Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.
- Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
- Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
- Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
- Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
- Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
- Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
- Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
- Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
- Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
- Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
- Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
- Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
- Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.
- Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.
- Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
Литература для учащихся (в нашей школьной библиотеке):
1. Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе.- М.: «Детская литература», 1985.
2. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: «Просвещенье», 1991.
3. Новиков Ю.В. Природа и человек. М.-«Просвещенье», 1991.
4. Новицкая Г. Еще грибами пахнет лес.- Ленинград.: «Детская литература», 1985.
5.Пришвин М.М. Кладовая солнца: рассказы и сказка- быль. АСТ, 2002.
6. Сетон- Томпсон Е. Рассказы о животных.- М.: «Детская литература», 1984.
7. Чаплина В. Питомцы зоопарка: рассказы.- М.: «Детская литература», 1988.
Интернет- ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)
Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Твоя Вселенная" 1 - 4 класс
Кружок "Твоя Вселенная" проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности - кружок "Школа безопасности" в 1 классе
Рабочая программа с подробным календарно-тематическим поланированием....
Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Речевой этикет,, 1-4 класс.
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Родное слово" 4-Ж класс Год разработки 2016 год
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы6В.П.Канакина, В.Г. Горецкий для 4 классов общеобразовательных уч...
Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Речевой этикет,, 1-4 класс
Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Речевой этикет,, 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Ритмика" для 1\3 классов. Спортивно-оздоровительное направление
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовн...