Игровая деятельность в группе продлённого дня
статья на тему
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность в группе продлённого дня.
Для успешной работы группы продлённого дня важно то, насколько правильно организован в ней режим . Соблюдение в течение длительного времени правильного режима способствует укреплению здоровья, создает жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неукоснительное соблюдение режима воспитывает у учащихся такие ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Наивысшую работоспособность у детей можно сохранить только в том случае, если правильно организовать чередование труда и отдыха.
Свободные от выполнения домашних заданий время, должно быть заполнено умно, интересно, чтобы его проведение было полезно воспитанию детей. Конечно, в значительной степени это зависит от воспитателя группы продленного дня, его умения заинтересовать детей, интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить свои способности, реализовать себя. Ведь, группа продленного дня является одной из форм воспитания детей и помогает организовать благоприятные условия для их отдыха, обучения и воспитания, сочетание учебно-воспитательной работы на уроках и во внеурочное время. Она обеспечивает, учитывая возрастные особенности, их умственное, нравственное, эстетическое, физическое, духовное развитие, создает условия для организации производительного труда, открывает возможности всестороннего выявления и развития индивидуальных, способностей, запросов и интересов детей.
Наибольшую помощь в этом воспитателю группы продленного дня может предоставить игровая деятельность, так как у детей, особенно у первоклассников постоянно существует потребность в игре.
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности. Это не что иное, как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства и спорта.
Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, музыкальные, художественные, спортивные; игра-труд, игра-общение, игра-драматизация и т. д.
Для достижения педагогических целей, воспитатель должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии возраста детей, которые играют. Роль педагога в игре сложная. Он всегда должен быть готов ответить на вопросы детей, играя с ними, проводить процесс обучения незаметно.
Обычно различают два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.
К играм с открытыми правилами относятся большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, а также развивающие интеллектуальные, музыкальные игры, игры-забавы, аттракционы. К играм со скрытыми правилами - сюжетно-ролевые игры. Рассмотрим в общих чертах некоторые типы игр.
1. Дидактические игры.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:
игры-путешествия;
игры - поручения;
игры-загадки;
игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия отражают реальные факты или события, но обычно раскрывает все необычно: простое - через загадочное, сложное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в процессе игры, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию немножко сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не принимается ими во внимание.
Игры-путешествия всегда очень романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащения игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат - решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знаниях. В названии игры, формулировке игрового задания должны быть "зазывные слова", которые вызывают интерес у детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются различные способы деятельности: постановка задач, объяснения способов их решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от их решения, содержательный отдых.
В состав игры-путешествия иногда входят песни, загадки, подарки и многое другое.
Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их состоит в том, что экскурсия - форма прямого обучения и вид занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-нибудь, что требует непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.
Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительную цель. Познавательный смысл может быть и на прогулке, но он является не основным, а сопровождающим.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще, а по продолжительности - короче. В их основе находятся действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровое задание и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания"; "Проверь у Незнайки домашнее задание" и др. Игры начинаются со слов или вопросов: "Что было бы. "; "Что бы я сделал. "; "Кем бы я хотел быть и почему?"; "Кого бы выбрал своим другом?" и т. д. Иногда началом такой игры может быть картинка. Дидактический смысл игры состоит в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, что требует осознания следующего действия. Игровое задание находится в самом названии. Дети высказывают обобщенно-обоснованные предположения. Эти игры требуют умения устанавливать причинные связи. В них содержится также и соревновательный элемент.
Игры-загадки. Возникли загадки очень давно. Они были созданы самим народом, входили в обряды, ритуалы, праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидна педагогическая направленность и популярность загадок, как разумного развлечения.
Основным признаком загадки есть хитроумное описание, которое необходимо расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или завершается им. Особенностью загадок является логическое задание. Способы построения логических задач разнообразные, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, вспоминать, думать, гадать дают радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (игры-диалоги). В основе игры-беседы находится общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Во время игры-беседы воспитатель часто действует не от себя, а от ближнего детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает его радость, желание повторить игру. Но игра-беседа скрывает в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Учебно-воспитательное значение заключается в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, что отражается в игре. Познавательный смысл игры не находится "на поверхности": его необходимо найти, добыть, сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она выдвигает требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопрос учителя, вопросы и ответы детей, умение сконцентрировать внимание на содержании разговора, добавить к сказанному, высказать осуждение. Большое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.
Основным средством игры-беседы есть слово, словесный образ, вступительная рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
2.Подвижные игры.
Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Они всегда требуют от тех, кто играет, активных подвижных действий, направленных на достижение условной цели, указанной в правилах.
Преимущество подвижных игр в том, что в процессе игры используют все виды присущих человеку движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанья, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами, - и поэтому является универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Характерной чертой подвижных игр есть не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения, необходимого для достижения цели.
Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников - это их соревновательный, творческий, коллективный характер. Огромное значение имеют подвижные игры в моральном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия вторая.
2. Сюжетно-ролевые
Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в моральном воспитании ребенка. Они имеют преимущественно коллективный характер, потому что отражают отношения в обществе. Разделяют их на ролевые, режиссерские, игры-драматизации.Сюжетом могут быть театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, что не имеют пока аналогов в жизни.Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
Игра - это естественная и привычная для ребёнка деятельность. Она обязательно вызывает чувство удивления, а значит, живой интерес к процессу познания. Игра позволяет каждому ученику, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к общению.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем, мудрые педагоги проводят такие занятия регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы
В группе продлённого дня детям хочется играть. Игра объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при...
Игровая деятельность в группе продлённого дня.
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил....
Организация игровой деятельности в группе продлённого дня
Статья про организацию игровой деятельности в группе продленного дня...
Статья по теме "Игровая деятельность в группе продлённого дня. Из опыта работы."
Статья посвящена игровой деятельности в группе проднённого дня. Из опыта работы воспитателя ГПД....
Игровая деятельность в группе продлённого дня
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил....
Игровая деятельность в группе продлённого дня.
Игровая деятельность в режиме группы продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий....
Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.
В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД) Добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, иниц...