Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №2»
Поспелихинского района Алтайского края
Факел Социализма средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Математика и конструирование»
для 1-2 классов
начальное обще образование
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Багаева Н. И.,
учитель начальных классов
п. Факел Социализма, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 1-2 классов составлена с учетом следующих нормативных документов и методических материалов:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный .N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный .N 19707), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный .N 22540),
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373»,
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями,
- Основной образовательной программой начального общего образования ФГОС МКОУ «Поспелихинская СОШ № 2» (утверждена приказом от 31.08.2018 г. № __),
- Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, реализующих требования ФГОС НОО, ООО и СОО (утверждено приказом от 10.05.2018 г. № 49)
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года);
- Учебно-методического комплекта по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 1 класса авторов С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина пособие «Математика и конструирование», 2016г.
Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа в год или 1 час в неделю в 1 классе и на 34 часа или 1 час в неделю.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект авторов С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина ., включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Цели и задачи обучения в 1 классе соответствуют целям обучения предмету, определяемыми ФГОС и примерной программой, а также указанным в авторской программе, и не противоречат целям и задачам реализации ООП НОО МКОУ «Поспелихинская СОШ №2»
Содержание учебного предмета
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ урока п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
1 | Знакомство учащихся с основным содержанием курса | 4.09 | |||
2 | Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая | Ставить точки, проводить линии. Чертить прямую по линейке. Различать замкнутые и незамкнутые кривые | 11.09 | ||
3 | Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, белая, цветная и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея | Размечать бумагу по шаблону, резать бумагу ножницами. Склеивать бумажные детали | 18.09 | ||
4,5 | Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование которой необходимо при проведении прямой. Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые | Получать перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и непересекающиеся прямые. Иллюстрировать основное свойство прямой. Проводить прямую по линейке. Показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости | 25.09 2.10 | ||
6 | Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям | Чертить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур | 9.10 | ||
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок | Обозначать буквами изученные геометрические фигуры. Вырезать по заготовкам бумажные полоски разной длины. | 16.10 | ||
8 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. | Конструировать модели объектов по образцам. | 23.10 | ||
9 | Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок | Конструировать модели объектов по образцам, когда требуется изготовление дополнительных деталей | 6.11 | ||
10 | Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча | Чертить луч | 13.11 | ||
11 | Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине | Сравнивать и упорядочивать отрезки по длине | 20.11 | ||
12 | Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков | Чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков | 27.11 | ||
13 | Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. | Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла. Изготавливать из бумаги модели острого и тупого угла. Выделять углы разных видов в разных фигурах | 4.12 | ||
14 | Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Изготовление моделей различных углов | 11.12 | |||
15 | Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки. | Распознавать и чертить ломаные. Определять длину ломаной разными способами | 18.12 | ||
16 | Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной | 25.12 | |||
17 | Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. | Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины | |||
18 | Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон | ||||
19 | Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. | Выделять прямоугольник из множества четырёхугольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге. Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров. Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямоугольника в модель квадрата | |||
20 | Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников. Квадрат. | ||||
21 | Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба | ||||
22,23 | Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины | Работать с бумагой | |||
24,25 | Изготовление геометрического набора треугольников. | Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур). Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур | |||
26,27 | Изготовление аппликации «Домик» с использованием геометрического набора треугольников. | ||||
28,29 | Изготовление аппликации «Чайник» с использованием геометрического набора треугольников. | ||||
30,31 | Изготовление аппликации «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению | ||||
32,33 | Знакомство с техникой оригами. Изготовление изделий в технике оригами с использованием базовой заготовки — квадрата | Читать схемы и изготавливать изделия в технике оригами |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ урока п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
1 | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. | 4.09 | ||
2 | Изготовление изделий в технике оригами – «Воздушный змей» | Изготовление изделий в технике «Оригами» — «Воздушный змей». | 11.09 | ||
3 | Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника | Соотношение длин сторон треугольника. | 18.09 | ||
4,5,6,7,8 | Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | Практическая работа «Изготовление моделискладного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованой бумаге с помощью чертёжного треугольника. | 25.09 2.10 9.10 16.10 23.10 | ||
9,10 | Середина отрезка. | Середина отрезка. | 6.11 13.11 | ||
11 | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля. | 20.11 | ||
12 | Практическая работа: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек». | Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | 27.11 | ||
13 | Практическая работа: «Изготовление подставки для кисточки» | 4.12 | |||
14 | Практическая работа: «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | 11.12 | |||
15,16,17, 18,19 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность | Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность. | |||
20,21,22 | Практические работы: «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации „Цыплёнок“» | Практические работы: «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации „Цыплёнок"» | |||
23 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». | |||
24,25 | Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо) | Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо). | |||
26,27 | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия. | |||
28,29 | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор». | |||
30,31 | Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук» | «Оригами». Изготовление изделий «Щенок», «Жук». | |||
32,33,34 | Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий | Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-122230-1426422387.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-301298-1379925874.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой. Целью современной школы явля...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-494239-1412849053.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) по факультативному курсу «Конструирование»
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИРМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674382-1443277487.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/15/picture-1084813-1544899089.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности “Математическое конструирование”.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФакультативный курс «Математическое конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Основная цель изучения курса «...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178611-1571735518.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности Лего конструирование 2 класс
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...