Театр - одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника.
статья по теме
Важнейшие задачи воспитания сегодня – это формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности в будущем успешной самореализации.
Проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития этой системы.
В моем классе сложилась система воспитания, которая, как я убедилась на практике, позволяет создать атмосферу действительно доверительного общения. Это театральное творчество.
А что такое творчество? Это «увлечения, которые не в тягость», которыми они готовы заниматься всегда; это то, что человек делает своими руками и от всей души; проявление таланта, фантазии; занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное;
это выражение себя, духовное развитие человека.
Я столкнулась с этим, когда работала в классах коррекции. Много детей было с трудными характерами, нуждающимися в психологической поддержке. Один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив.
Кажется, все просто: ленивого надо сделать трудолюбивым, упрямого сговорчивым, жадного – щедрым, словом плохого хорошим. Но как этого добиться? Его уговариваешь, - он не слушается, повышаешь голос – не реагирует, накричишь – еще больше замыкается в себе. И вот как раз кукольный театр явился тем прекрасным средством для исправления детских характеров, развития всех сторон личности ребенка.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
- Следует направлять ребенка, а не принуждать;
- Необходимо предоставить каждому ребенку испытать радость успеха, ощущение своей нужности и полезности;
- Создавать атмосферу взаимной ответственности, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности.
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности. Каждый ребенок мечтает о том, чтобы его любимые игрушки ожили и заговорили.
Театрализованные игры пробуждают чувство соучастия, сострадания, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
В своей работе мы не пытаемся копировать взрослый театр. Это невозможно, да и не нужно. Мы не готовим актеров. Это наша игра. Цель, которую я ставлю перед собой – в коллективной деятельности детей формировать детские души, развивать их способности: литературные, актерские, оформительские, учить их взаимовыручке, взаимопониманию, формировать чувство ответственности за успех общего дела.
Как правило, основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важно для ребенка то, что в игре «в сказку» он может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам. При этом они учатся чувствовать грань между добром и злом. Сказки всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои вызывают у ребенка желание подражать им, и незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Это важный фактор нравственного развития личности, его стремления контролировать свое поведение. Играя с куклой – перчаткой, ребенок психологически переживает свою роль. Он отвечает для себя на вопросы: каково быть добрым или злым, умным или глупым, смелым или трусом. И главное – он учится САМ делать выбор.
Непременным условием занятий театра является участие всех детей. Дети с удовольствием играют в театре. Организуется 4 или 5 групп – звеньев, в зависимости от количества персонажей. В каждой группе распределяются роли, дети учат свою роль, репетируем и через какое то время дети показывают игру своей группы. В процессе показа всех 4 групп, а при этом дети еще и меняются ролями, мы в процессе совместного обсуждения решаем и выбираем тех, кто наиболее удачно сыграл роль, у кого она получилась правдивее, интереснее и тогда выбираем лучших исполнителей для выступления на другого зрителя. Это как бы наш итоговый спектакль, с которым мы выступаем перед младшими школьниками, родителями, на различных конкурсах. Безусловно, способности у всех разные. Спектакль требует от ребенка напряжения всех его душевных сил. Дети, объединенные общими переживаниями, стремятся к согласованным действиям и свое личное «я» находится в единстве с коллективным. Совместная работа над спектаклем развивает умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела. Родители помогают нам готовить реквизит, рисовать декорации, шить игрушки. Часто дети берут кукол домой, и репетируют свою роль перед родителями.
Для учителя работа над сценарием, репетиции предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель – ученики преобразуются в иную модель отношений: режиссера и актеров.
На репетиции часто бывает, что дети сами выступают в роли режиссеров. Мы оказываемся в простой, непринужденной обстановке, я для них – просто старший товарищ и бывало, что дети мне помогали неожиданными решениями где, в какой момент лучше появиться герою, как лучше расставить декорации, и так далее.
Во время игры в театре дети буквально преображаются. Спрятавшись за «стенкой» - ширмой дети с большей легкостью могут раскрыться, говоря от лица куклы.
Когда звучат аплодисменты, ребенок получает столько положительных эмоций! Он горд и радостен тем, что он является успешным, он признан коллективом, он нужен, он полезен!
Итак, какие выводы можно сделать?
- Уроки театра в классе способствуют развитию и формированию личности ребенка.
- Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе, учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания желаниям коллектива.
- Содержание спектакля преломляется через опыт ребенка и оказывает воспитательное воздействие.
- В игре ребенок воссоздает явления реальной действительности, переживает их и это оставляет след на долгие годы.
- Уроки театра, участие детей в спектакле доставляет им радость, удовлетворение, что очень важно.
Очень хочется, чтобы в среднем звене школы занятия с детьми продолжались. И дети могли бы и в дальнейшем иметь возможность для самореализации личности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Считается, что интерес к театру в наше время угасает. Но жизнь показывает, что такие выводы необоснованны. Этот древнейший вид искусства, способный воспитывать нравственно и эстетически, формирует всесторонне развитую личность. Недаром и в России, и в частности в нашей республике, придается этому большое значение, потому что иначе нельзя. Посмотрите, как возрождается это вечное! Какой красивый оперный театр построили в Саранске!
Я считаю, школьных театров должно быть как можно больше для того чтобы процесс воспитания давал положительные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
123.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Театр – одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника.
Важнейшие задачи воспитания сегодня – это формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности в будущем успешной самореализации.
Проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития этой системы.
В моем классе сложилась система воспитания, которая, как я убедилась на практике, позволяет создать атмосферу действительно доверительного общения. Это театральное творчество.
А что такое творчество? Это «увлечения, которые не в тягость», которыми они готовы заниматься всегда; это то, что человек делает своими руками и от всей души; проявление таланта, фантазии; занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное;
это выражение себя, духовное развитие человека.
Я столкнулась с этим, когда работала в классах коррекции. Много детей было с трудными характерами, нуждающимися в психологической поддержке. Один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив.
Кажется, все просто: ленивого надо сделать трудолюбивым, упрямого сговорчивым, жадного – щедрым, словом плохого хорошим. Но как этого добиться? Его уговариваешь, - он не слушается, повышаешь голос – не реагирует, накричишь – еще больше замыкается в себе. И вот как раз кукольный театр явился тем прекрасным средством для исправления детских характеров, развития всех сторон личности ребенка.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
- Следует направлять ребенка, а не принуждать;
- Необходимо предоставить каждому ребенку испытать радость успеха, ощущение своей нужности и полезности;
- Создавать атмосферу взаимной ответственности, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности.
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности. Каждый ребенок мечтает о том, чтобы его любимые игрушки ожили и заговорили.
Театрализованные игры пробуждают чувство соучастия, сострадания, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
В своей работе мы не пытаемся копировать взрослый театр. Это невозможно, да и не нужно. Мы не готовим актеров. Это наша игра. Цель, которую я ставлю перед собой – в коллективной деятельности детей формировать детские души, развивать их способности: литературные, актерские, оформительские, учить их взаимовыручке, взаимопониманию, формировать чувство ответственности за успех общего дела.
Как правило, основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важно для ребенка то, что в игре «в сказку» он может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам. При этом они учатся чувствовать грань между добром и злом. Сказки всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои вызывают у ребенка желание подражать им, и незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Это важный фактор нравственного развития личности, его стремления контролировать свое поведение. Играя с куклой – перчаткой, ребенок психологически переживает свою роль. Он отвечает для себя на вопросы: каково быть добрым или злым, умным или глупым, смелым или трусом. И главное – он учится САМ делать выбор.
Непременным условием занятий театра является участие всех детей. Дети с удовольствием играют в театре. Организуется 4 или 5 групп – звеньев, в зависимости от количества персонажей. В каждой группе распределяются роли, дети учат свою роль, репетируем и через какое то время дети показывают игру своей группы. В процессе показа всех 4 групп, а при этом дети еще и меняются ролями, мы в процессе совместного обсуждения решаем и выбираем тех, кто наиболее удачно сыграл роль, у кого она получилась правдивее, интереснее и тогда выбираем лучших исполнителей для выступления на другого зрителя. Это как бы наш итоговый спектакль, с которым мы выступаем перед младшими школьниками, родителями, на различных конкурсах. Безусловно, способности у всех разные. Спектакль требует от ребенка напряжения всех его душевных сил. Дети, объединенные общими переживаниями, стремятся к согласованным действиям и свое личное «я» находится в единстве с коллективным. Совместная работа над спектаклем развивает умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела. Родители помогают нам готовить реквизит, рисовать декорации, шить игрушки. Часто дети берут кукол домой, и репетируют свою роль перед родителями.
Для учителя работа над сценарием, репетиции предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель – ученики преобразуются в иную модель отношений: режиссера и актеров.
На репетиции часто бывает, что дети сами выступают в роли режиссеров. Мы оказываемся в простой, непринужденной обстановке, я для них – просто старший товарищ и бывало, что дети мне помогали неожиданными решениями где, в какой момент лучше появиться герою, как лучше расставить декорации, и так далее.
Во время игры в театре дети буквально преображаются. Спрятавшись за «стенкой» - ширмой дети с большей легкостью могут раскрыться, говоря от лица куклы.
Когда звучат аплодисменты, ребенок получает столько положительных эмоций! Он горд и радостен тем, что он является успешным, он признан коллективом, он нужен, он полезен!
Итак, какие выводы можно сделать?
- Уроки театра в классе способствуют развитию и формированию личности ребенка.
- Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе, учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания желаниям коллектива.
- Содержание спектакля преломляется через опыт ребенка и оказывает воспитательное воздействие.
- В игре ребенок воссоздает явления реальной действительности, переживает их и это оставляет след на долгие годы.
- Уроки театра, участие детей в спектакле доставляет им радость, удовлетворение, что очень важно.
Очень хочется, чтобы в среднем звене школы занятия с детьми продолжались. И дети могли бы и в дальнейшем иметь возможность для самореализации личности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Считается, что интерес к театру в наше время угасает. Но жизнь показывает, что такие выводы необоснованны. Этот древнейший вид искусства, способный воспитывать нравственно и эстетически, формирует всесторонне развитую личность. Недаром и в России, и в частности в нашей республике, придается этому большое значение, потому что иначе нельзя. Посмотрите, как возрождается это вечное! Какой красивый оперный театр построили в Саранске!
Я считаю, школьных театров должно быть как можно больше для того чтобы процесс воспитания давал положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный коллектив и его роль в формировании личности . младшего школьника.
Понять и найти свое место в коллективе....
«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»
Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...
Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника
В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание в развитии младшего школьника....
Самооценка в формировании личности младшего школьника.
В данной статье автор размышляет о том, насколько важна самооценка в формировании личности ребенка младшего школьного возраста....
Театр – одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника.
В своей работе мы не пытаемся копировать взрослый театр. Это невозможно, да и не нужно. Мы не готовим актеров. Это наша игра. Цель, которую я ставлю перед собой – в коллективной деятельности детей фор...
Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....
Трудовое воспитание как одно из средств формирования личности младшего школьника
Начало XXI века было очень изменчиво в плане смены взглядов на трудовое воспитание в школе. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться статьи про то, что детям не положе...